Конспект занятия в средней группе «Русская изба»

Татьяна Апрелова
Конспект занятия в средней группе «Русская изба»

Цель: формировать интерес детей к истории русской национальной культуре.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить с жилищем русского человека – избой, её устройством и особенностями проживания; с русскими народными играми, пословицами, поговорками.

Развивающие: развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с бытом и традициями русских людей; активизировать и обогащать словарный запас народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами; развивать художественно-творческие способности детей.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.

Целевые ориентиры: развивать любознательность, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам.

Активизация словаря: изба, печь, печник, горница, сундук, люлька, горшок, туесок.

Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок; разгадывание загадок; заучивание пальчиковой игры, слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр;рассматривание иллюстраций на тему: «Как жили на Руси».

Развивающая предметно-пространственная среда: имитация русской избы;предметы крестьянского обихода: кухонная утварь, вышитые полотенца, рушники и т. д. ; слайды с предметами крестьянского быта, проектор, запись «А в доме горит огонёк» музыка-В. Дашкевича, слова-Ю. Кима, в исполнении Елены Камбуровой, слайды с изображением русской печи, предметов русского быта.

Используемые методы и приёмы: сюрпризный момент, д/и, беседы, вопросы, рассматривание, пояснения, поощрения, художественное слово (загадки, пословицы, показ, наблюдения.

Список литературы: «Истоки русской народной культуры в детском саду. Методическое пособие для воспитателей ДОУ». Автор-составитель Гаврилова И. Г. – СПб., «Детство-Пресс», 2008

Картушина М. Ю. «Русские народные праздники в детском саду», М., «Сфера», 2006.

Короткова М. В. «Путешествие в историю русского быта», – М., «Дрофа», 2003.

Лялина Л. А. «Народные игры в детском саду. Методические рекомендации», – М., «Сфера», 2009

Тихонова М. Н., Смирнова М. С. «Красна изба», Детство-Пресс, 2004 г.

Трясорукова Т. П. «Пословицы и поговорки, Феникс 2016

Ход занятия

Воспитатель показывает слайд многоэтажного дома и деревянного дома.

- Ребята, что это? (дома) Правильно, это дома, но посмотрите, какие они разные.

Это сейчас люди живут в многоэтажных домах. А раньше люди строили деревянные дома. Хотите узнать, как жили люди в старину? Кто хочет – присоединяйтесь.

Воспитатель приглашает детей в уголок «Русской избы».

Звучит песня «А в доме горит огонек». Воспитатель облачается в элементы русского народного костюма.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость.

А вы знаете, что такое изба? (ответы) Хотите узнать, как жили люди в старину? (ответы)

Комнату в избе называли «горницей». Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? Послушайте,да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Посреди горницы ставили печь (слайды с изображениями русской печки)

Печь - это сердце дома. О ней говорили «Без печи и изба не изба». Печь была неотделимой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома.Даже пословица есть о ней: «Чего из избы не вытащишь?» Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь – печник.

Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная? Где в горнице пищу приготовить? Конечно же, в печи! Чем избу обогреть? Сейчас на улице холодно, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет? (ответы)

А в старину батарей не было. Что тогда грело? (печь) Что нужно, чтобы печь грела? (дрова). Да, печь и накормит и обогреет.

А случалось,и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут с улицы мокрые, замерзшие, где сушить одежду и валенки? Оказывается печь ещё и сушит.

А еще, дети, печь лечит. Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случится? (ответы)

Уложат простуженного на печку, она его прогреет - простуда и пройдет. Вот почему говорят «Печь всему голова». Она кормит, сушит, греет, лечит.

Столы в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т. к. стульев еще не было. В русской избе всё было сделано руками самих крестьян. (Слайды). Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом. Столы были большие,потому что и семьи были большие: папа, мама, дедушка с бабушкой и детей человек 5.

Пальчиковая гимнастика: “Семья”

Как у нас семья большая

Да веселая

(Ритмические хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят

(Загнуть большие пальцы на обеих руках).

Два учится хотят

(Загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются

(Загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки

Питаются.

(Загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люлке

Качаются

(Загнуть мизинцы)

Каждый, делая какую-то вещь, хотел, чтобы она была самая красивая. Люди с любовью и старанием украшали свои изделия.Любая вещь: салфетка или полотенце, детская люлька или ковш - все украшалось резьбой, вышивкой, кружевом, росписью (Слайды)

Ребята, а посмотрите, что на столе стоит. Это та посуда, которой пользовались люди в старину. Сделана она из дерева, из глины. Это – туески, сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты.А вот различные кувшины и горшки: для молока, для мёда – из глины. Всё это называется кухонная утварь.

Дидактическая игра «Предметы быта старины и современности».

Цель:

Воспитатель: Ребятки расскажите мне, куда вы сегодня ходили в гости? Что нового вы сегодня узнали? Что вам запомнилось? Что понравилось больше всего?

Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я надеюсь, что вам понравилось у меня в гостях, и вы узнали много нового. А на прощание, я хочу вам предложить раскраски, чтобы вы ещё долго не забывали нашу встречу.

Для выхода из деятельности детям раздаются раскраски с предметами русского народного быта; атрибуты с предметами русского народного быта для продолжения сюжетно-ролевой игры; предлагается настольный макет интерьера русской избы).

Публикации по теме:

Конспект занятия «Русская изба» Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Задачи: 1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской.

Конспект занятия «Русская изба»Конспект занятия «Русская изба» Фотоотчет воспитателя Халеевой Оксаны Ивановны детский сад «Лесная сказка» село Саваслейка Нижегородская область. Тема №1 «Посиделки» (быт.

Конспект НОД на тему «Беседа в музее «Русская изба» в средней группе Цель: Дать детям представление о русской избе. Задачи: Образовательные: Дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи.

Конспект НОД по образовательной области «Познание» «Русская изба» в старшей группе. Программное содержание: • Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой - жилищем крестьянской семьи. • Развивать.

Конспект НОД «Русская изба»Конспект НОД «Русская изба» Цель: формирование интереса детей дошкольного возраста к истории русской культуры. Задачи: • Развивать познавательную активность детей.

Конспект НОД в средней группе «В гостях у бабушки Агаши» в музее «Русская изба» ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ: - знакомить детей с традициями русского народа. - знакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного.

Конспект ОД в подготовительной группе «Русская изба» Цель: вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне дать представление об избе, жизни в крестьянской избе; развивать детское.

Конспект занятия на тему «Русская изба и деревянная резьба» Конспект занятия Воспитатель Высшей квалификационной категории МДОУ Детский сад № 107 Ведзижева Н. И. Тема: «Русская изба и деревянная резьба».

Конспект занятия по патриотическому воспитанию через ознакомление с окружающим в подготовительной группе «Русская изба» Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Задачи: Продолжать знакомить детей с бытом, утварью русской.

Конспект занятия по приобщению к русской культуре «Русская изба»Конспект занятия по приобщению к русской культуре «Русская изба» Конспект занятия по приобщению к истокам русского быта «Русская изба» Разработала воспитатель 1 категории Гежа Наталья Александровна Цели:.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект занятия в средней группе «Русская изба»
Опубликовано: 21 декабря 2016 в 16:43
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 августа. День строителя

Сегодня отмечают свой профессиональный праздник люди, созидающий мир вокруг нас. Поздравим строителей с их днем и используем этот повод, чтобы познакомить детей со строительными профессиями, привить им...

9 августа. Всемирный день книголюбов

Увлечённым читателям, продолжающим сохранять чтение книг в списке самых востребованных хобби, посвящён Всемирный день книголюбов. Хочется верить, что их много среди нас. И среди подрастающего поколения,...

Фотоотчет «Знакомство с русскими народными играми»
30 июля 2020 для детей дежурной группы "Домовята" ( воспитатель Богомолова А. М, младший воспитатель Тукачева А. М) было проведено мероприятие «Знакомство с...
Мастер-класс в технике оригами «Закладка для книги «Карандаш» ко Всемирному Дню...
Во все времена с тех пор, как появилась первая книга, люди не переставали читать. Книги всегда являлись неотъемлемой частью жизни человека. Но для всех...