МААМ-картинки

Образовательные программы для детей дошкольного возраста

Алена Вотинова
Образовательные программы для детей дошкольного возраста

Введение

Система дошкольного образования представляет гибкую, многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ, которые предоставляют широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи и общества в целом. Развиваются дошкольные учреждения с приоритетами одного или нескольких направлений работы с детьми (детские сады компенсирующего вида, присмотра и оздоровления, центры развития ребенка и др.).

Публикация «Образовательные программы для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Возникли новые формы обслуживания дошкольников (мини-сады, группы кратковременного содержания, прогулочные, оздоровительные и др.). Положительно зарекомендовали себя образовательные учреждения «начальная школа – детский сад», создающие наиболее благоприятные условия для обеспечения преемственности в воспитании, обучении и развитии детей. Положительные изменения наметились в становлении и распространении психологической службы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, и их родителей.

Существенные изменения произошли в содержании образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, в общем характере и стиле педагогического процесса: все большее распространение приобретает вариативность программ, учебных планов, средств обучения, что значительно обогащает содержание как дошкольной, так и начальной ступени образования. Наметился отказ от жестко регламентированных форм обучения, педагогической общественностью приняты идеи гуманистической педагогики.

Последнее десятилетие привнесло радикальные изменения в систему отечественного дошкольного образования. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Последние 10 лет ДОУ официально работали по 12 комплексным базисным, 25 парциальным, 2 специальным (для детей с нарушениями речи) образовательным программам. Кроме того, в соответствии с Приложением 3 к приказу Министерства образования РФ от 22 августа 1996 г. № 448, в российском образовательном пространстве были «прописаны» 3 категории и 6 видов ДОУ. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании по своему масштабу не уступало школьным инновациям.

Анализируя современное состояние дошкольного образования, целесообразно рассмотреть существовавшие ранее концепции его развития. В 1989г. Государственным комитетом по народному образованию СССР была утверждена Концепция дошкольного воспитания, авторы которой указывали на ряд недостатков системы общественного дошкольного воспитания : учебно-дисциплинарная модель взаимодействия взрослых и детей, ориентация образовательного процесса на формирование у детей дошкольного возраста «заказанного» школой спектра знаний, умений и навыков, чрезмерная регламентированность режима дня ребенка-дошкольника, использование игры как дополнения к дидактическому процессу приобретения знаний.

Данные проблемы не были решены из-за недостаточно четко разработанного механизма реализации изложенных концептуальных подходов к развитию системы дошкольного образования. Поэтому в Концепции дошкольного воспитания 2003 года (Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) вновь в качестве актуальных проблем общественного дошкольного воспитания названы недооценивание роли игровой деятельности в развитии ребенка, использование «школьных» технологий обучения и раннее изучение программы первого класса, снижение качества образования и перегрузка детей. Кроме того, серьезной критике подверглись уровень подготовки педагогических кадров, неумение воспитателей детских садов реализовывать образовательную программу с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

Сегодня авторы современных концепций (Слободчиков В. И., Рубцов В. В., Кудрявцев В. Т. и др.) призывают к модернизации системы дошкольного образования с целью осуществления подготовки детей к последующему школьному обучению с учетом вариативности учреждений, реализующих программы дошкольного образования, уровней физического и психического развития детей дошкольного возраста, степени подготовленности педагогических кадров.

Развитие законодательства, регулирующего отношения в области дошкольного образования, способствовало появлению принципиально нового документа модернизации системы дошкольного образования – Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ).

Концептуальные положения ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены в соответствии с такими документами как Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г. и Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (далее – ФГОС НОО, что определяет статус и место дошкольного образования как первого звена в непрерывной системе образования. Теоретико-методологическая основа ФГТ сходна с ФГОС НОО, что позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов – создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развития его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности.

Цель и задачи Концепции развития дошкольного образования

Методологические основы Концепции сложились из фундаментальных положений дошкольного образования :

• о дошкольном детстве как уникальном, самоценном периоде жизни

человека, в котором закладываются основы личностной культуры;

• о ценности образования и культуры как важнейших факторов

развития личности, общества и государства;

• о дошкольном образовании как базовой ступени непрерывного образования, его преемственности с начальным общим образованием;

• об исторически сложившейся, уникальной отечественной системе дошкольного образования;

• о ребенке как субъекте детских видов деятельности, общения и поведения, активно входящем в культуру и социум, целостности его развития;

• о возрастных и индивидуальных психологических и психофизиологических особенностях развития ребенка;

• о психолого-педагогическом феномене «готовность ребенка к обучению в школе»;

• об актуальности ранней диагностики и непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка на всех этапах онтогенеза;

• о гибкости, открытости, вариативности дошкольного образования и индивидуализации образовательного процесса;

• о семье как основном социальном институте воспитания и домашнего образования ребенка;

• о педагоге как творце педагогического процесса, его профессиональной культуре и субъектно-деятельностной позиции в условиях инноваций дошкольного образования.

При решении комплексных проблем дошкольного образования в условиях поликультурного региона необходимо сочетание национально-региональных, межрегиональных, общероссийских и международных интересов. Это соответствует положению о развитии и сохранении культурной идентичности ребенка в условиях цивилизационных изменений современного общества, и будет способствовать развитию детской субкультуры на основе регионально-этнической направленности содержания образования.

Цель Концепции - разработка механизмов доступности и устойчивого развития качества дошкольного образования как важнейшего ресурса, обеспечивающего развитие всех сфер жизнедеятельности ребенка и его будущего.

Цель конкретизируется совокупностью взаимосвязанных задач:

• институциональные преобразования системы дошкольного образования с целью обеспечения государственных гарантий конституционного права ребенка на получение качественного дошкольного образования, его доступности на основе выбора вариативных организационных форм, их преемственности и индивидуализации

• создание условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка как главного ресурса всей его жизнедеятельности;

• оптимизация технологического моделирования инновационной образовательной инфраструктуры и ее ресурсного обеспечения;

• формирование нормативного правового регламента и эффективных технологий экономического сопровождения инновационного развития системы дошкольного образования;

• развитие многоуровневой системы подготовки специалистов различного профиля;

• развитие системы менеджмента качества дошкольного образования.

Задачи по обеспечению доступности дошкольного образования :

• обеспечение условий безопасности жизнедеятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях;

• обеспечение безусловного соблюдения прав ребенка на охрану здоровья и гармоничное развитие в условиях дошкольных образовательных учреждений;

• обеспечение условий для формирования здоровье сберегающей среды дошкольных учреждений и для реализации гигиенических требований к организации воспитательно-образовательного процесса;

• создание условий для эффективной интеграции профилактических и оздоровительных технологий в воспитательно-образовательный процесс;

• разработка и внедрение в дошкольные учреждения системы социально-гигиенического мониторинга для оценки и динамического контроля влияния комплекса психолого-педагогических и медико-социальных факторов на рост, развитие и здоровье дошкольников;

Структура дошкольного образования представлена двумя компонентами: дошкольными образовательными учреждениями и службами, обеспечивающими функционирование и развитие дошкольного образования.

Многофункциональная система разнообразных дошкольных образовательных учреждений, различающаяся:

- по видам (по форме собственности) : государственные и частные;

- по типам: ясли, детский сад, ясли-сад, школа-сад ( варианты: детский сад - начальная школа; детский сад - школа, дошкольный центр развития ребенка, детский дом (для детей дошкольного возраста);

- по профилю работы с детьми: общего назначения; с углубленной направленностью; по уходу и досмотру; оздоровительной и компенсирующей направленности;

Система дошкольного образования имеет достаточно сложный механизм, включает в себя структурные образования различной степени важности. Ключевым звеном, в котором в максимальной степени сконцентрированы проблемы дошкольного образования, является дошкольное образовательное учреждение. Поэтому преобразование системы дошкольного образования - это прежде всего создание режима наибольшего благоприятствования дошкольному учреждению. Дошкольное образовательное учреждение рассматривается как организация, призванная удовлетворить основные запросы семьи по воспитанию и обучению детей. В соответствии с потребностями родителей обеспечивается право выбора дошкольного учреждения в зависимости от типа, вида, профиля. В современных условиях семья, являясь главным социальным институтом воспитания детей, выступает социальным заказчиком и потребителем образовательных услуг дошкольного учреждения.

Важная проблема, касающаяся как условий жизни детей, так и деятельности воспитателя, связана с наполняемостью групп. Пересмотр санитарно-гигиенических норм наполняемости должен рассматриваться дифференцированно: интегрированные группы - 6 - 12 детей, в зависимости от возраста и степени нарушений; разновозрастные - 10 - 12 детей, в группах детей раннего возраста - 6 - 8 детей, от 3 до 5 лет - 8 - 10 детей, от 5 до 6 лет - 10 - 12 детей, причем нижний предел наполняемости рассматривается как оптимальный вариант, а любое превышение установленного верхнего предела не допустимо.

Вариативность норм позволит более дифференцированно подходить к решению вопроса нормального обеспечения жизнедеятельности детей. Для детей, трудно адаптирующихся к условиям дошкольного учреждения, с ослабленным здоровьем, склонных к неврозам, по согласованию с родителями (за более высокую плату) целесообразно создавать группы с меньшей наполняемостью.

Количество детей в группе должно определяться исходя из возраста детей (чем они младше, тем меньше наполняемость, особенностей их психофизического развития, а также с учетом индивидуальных, личностных особенностей воспитателей, уровня их профессиональных возможностей (способности организовать полноценный воспитательный процесс, их желания работать с определенным количеством детей (например, с группой детей численностью 20 человек может работать два воспитателя одновременно).

При комплектовании групп необходимо учитывать демографические (пол, возраст, социальные, личностные характеристики детей, их психофизические особенности. Научно обоснованное уменьшение числа детей в группе позволит обеспечить благоприятный социально-психологический микроклимат, создать условия для нормального психического развития ребенка, более успешно осуществлять корректировку поведения, обеспечить дифференцированное воспитание и обучение, а также интегрированное воспитание.

Материально-техническое обеспечение дошкольного учреждения - постоянная забота государства. По-прежнему актуальной является проблема строительства дошкольных учреждений по таким проектам, которые бы учитывали новые нормы наполняемости групп, потребность населения в различных типах дошкольных учреждений; планирования и размещения детских садов с учетом экологической ситуации на селе, в городе, районе и т. д. Проекты должны обязательно предусматривать музыкальный и физкультурный залы, изостудии, бассейны, зимний сад, игротеки, спальные и игровые помещения для каждой группы, раздельные туалеты для мальчиков и девочек, комнату психологической разгрузки воспитателей и др. Планировка административно-хозяйственных помещений должна создавать максимум удобств для работы персонала. Дошкольные учреждения целесообразно сдавать с готовыми элементами оформления, с эскизами-вариантами интерьера групповых помещений, с обязательным художественным озеленением участка, а также его благоустройством (оборудование физкультурной, экологической, игровых и других площадок).

Параллельно должна проводиться реконструкция зданий, не обеспечивающих соответствующие нормальные условия для воспитания и обучения дошкольников. Как строительство новых, так и реконструкция старых зданий должны осуществляться по индивидуальным проектам, рассчитанным на размещение в них не более шести групп, где для детей разных возрастов созданы все необходимые условия для игры, занятий, общения. Таким образом, наиболее удобным, отвечающим запросам детей, родителей, педагогов, является 6-групповое дошкольное образовательное учреждение.

В помещениях, предназначенных для детей, должна быть обеспечена возможность для их разнообразной деятельности. Группы следует оборудовать полифункциональной трансформируемой мебелью, позволяющей легко (при участии самих малышей) менять ее расположение, и тем самым создавать различные варианты пространственного оформления группы.

Непременным условием построения развивающейся среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка, детей друг с другом. Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях : дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности - динамичности; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; открытости - закрытости; учета половых и возрастных различий детей; пространственный принцип "глаза в глаза"; принцип природосообразности развития ребенка, предполагающий использование в построении и оформлении среды элементов знаковой системы (образно-жестовой, образно-графической и вербальной) в связи с сензитивностью детей ко всем трем вариантам.

Публикации по теме:

Дошкольные образовательные программы по экологическому развитию ребенка Эффективность и качество экологического образования детей в Образовательной Организации определяет образовательная программа, которая формирует.

Система экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках программы «Хранители природы» Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической.

Сценарий игровой программы для детей старшего дошкольного возраста «Цирковое представление» Игровая программа для старшего возраста «Цирковое представление» Под веселую музыку в зал вбегает Карамелька. Карамелька: Здравствуйте,.

Образовательные ситуации как средство и условие формирования конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста В соответствии с ФГОС обучение детей дошкольного возраста осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности. Организованная.

Сценарий развлекательной программы для детей старшего дошкольного возраста «Праздник-проказник» Игровая программа для старшего возраста «Праздник - проказник» Под музыку дети входят в зал, садятся на стульчики. 1 вед: Собрались мы.

Сценарий конкурсно-развлекательной программы «Мама — первое слово» для детей старшего дошкольного возраста Под музыку «Мама – первое слово» выходят ведущий и дети. Ведущий: Добрый день, дорогие мамы! Здравствуйте, милые женщины! Разрешите поздравить.

Шаблон составления индивидуальной программы развития ребенка старшего дошкольного возраста с ЗПР Титульный лист. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель и задачи индивидуальной программы развития ребенка. ЦЕЛЬ: Оказание ребенку необходимой коррекционной.

Содержание программы по математике для детей дошкольного возраста 3–4 лет Образовательное содержание программы реализуется в количестве37ч. Диагностика (2 раза в год сентябрь и май) Сентябрь (5) 1. Диагностическое.

Значимые характеристики детей раннего и дошкольного возраста для разработки и реализации рабочей программы Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) Социально-коммуникативное развитие • развивается самостоятельность; • складывается произвольность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Образовательные программы для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 марта 2016 в 16:37
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД