МААМ-картинки

Шахматы в детском саду. Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Фигура ферзь любит свой цвет»

Ирина Тростина
Шахматы в детском саду. Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Фигура ферзь любит свой цвет»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия.

Обучение игре в шахматы, шахматы.

На тему: «Шахматы в детском саду. Фигура Ферзь любит свой цвет».

Подготовила: Тростина И. Г.

Цель: познакомить детей с начальной позицией шахматных фигур.

Задачи:

Обучающие:

Публикация «Шахматы в детском саду, Конспект занятия по обучению игре в шахматы „Фигура ферзь любит свой цвет“» размещена в разделах

-учить детей узнавать и правильно называть шахматные фигуры;

-сформировать навык работы с шахматной доской;

-отобразить связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур

-научить детей расставлять начальную позицию игры;

Развивающие:

- развивать у детей память,внимание;

-способствовать развитию логического мышления;

-развить творческую активность детей;

Воспитательные:

-воспитывать коллективные навыки работы;

-выработать навык работы в обучающей игре;

Оборудование: шахматные доски; комплекты шахматных фигур ; демонстрационная доска; картинки с изображением ; мяч;

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, рада вас видеть на занятии.

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем,

Лучи солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

2. Мотивационная игра. «Шахматные фигуры».

Сейчас я предлагаю вам вспомнить, какие у нас есть шахматные фигуры.

Я вам бросаю мяч, вы ловите и отвечаете.

Как вы думаете, о чем сегодня будет идти речь на занятии. Для того, чтобы нам узнать, давайте отгадаем загадку.

На квадратиках доски

Короли свели полки.

Но для боя у полков,

Нет ни пушек, ни штыков. (Шахматы)

-А сейчас давайте поиграем и вспомним все то, что мы изучили на прошлом занятии.

3. Повторение пройденного материала.

Игра «Горизонталь».

Воспитатель предлагает расставить пешки, на одной из горизонталей.

(Можно ввести в эту игру элемент состязательности:, кто поставит последнюю пешку, тот выиграет. В этом случае, как легко убедиться, проигрывает тот, кто ставит первую пешку.)

Игра "Вертикаль"

(В этой игре пешками заполняется одна из вертикалей. Пусть дети сами попробуют догадаться: если играют двое, то кто из них победит – кто начинает или кто играет вторым.)

Игра «Горизонталь-вертикаль»

"Направо по горизонтали", "Вниз по вертикали", "Налево по горизонтали", "Вниз по вертикали", "В любую сторону по вертикали", "В любую сторону по горизонтали". (Эта игра очень важна, так как учит детей ориентироваться на плоскости шахматной доски.)

Игра «Диагональ»

Проводится аналогично игре «Горизонталь», но дети заполняют пешками не горизонталь, а любую диагональ.

6. Игра «Волшебный мешочек»

(В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, и дети на ощупь пытаются определить, какая из фигур спрятана).

4. Объяснение нового материала.

-Перед каждой шахматной игрой, партией, шахматные фигуры на доске занимают одни и те же места. Такая расстановка фигур называется начальным положением, или начальной позицией. При этом фигуры ставятся на шахматные поля посередине шахматных полей.

(Воспитатель около демонстрационной шахматной доски. Под рукой комплект шахматных фигур (32 фигуры). Перед детьми на столах шахматные доски, около которых в беспорядке стоят шахматные фигуры)

- Ладьи в начальном положении стоят по углам, на угловых полях:

"Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят"

(воспитатель ставит белые ладьи на крайние поля первой горизонтали, на крайних полях последней горизонтали устанавливает черные ладьи)

- Дети, расположите свои ладьи на своих досках.

(слова воспитателя повторяют хором)

-Продолжаем расставлять фигуры:

"Снова вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей"

-Хором повторяем слова и расставляем своих коней.

-Расставляем слонов:

"Меж коней заключены

Наши славные слоны".

-Расставьте своих слонов со словами на шахматной доске.

-На первой и последней горизонталях незанятыми остаются по два поля.

"И еще два поля есть,

А на них король и ферзь".

- На какое поле ставить короля и ферзя? Послушайте присказку. Короли и ферзи - большие модники. Белый король красиво смотрится на черном троне, а черный король - на белом троне. Наоборот, белая королева любит носить белые платья, а черная королева черные платья. Запомните правило: ферзь любит свой цвет!

- Как пешки располагаются на шахматной доске?

(белые пешки расставляются на вторую горизонталь, а черные пешки – на предпоследнюю, прикрывая своим строем остальные фигуры)

"А теперь без спешки

Идут на место пешки".

-Повторите все хором слова и расставьте свои пешки.

(у каждого ребенка на доске должно стоять точно такое же положение, затем дети снимают все фигуры со своих досок и заново расставляют начальную позицию)

5. Развивающее задание.

Расстановка шахматных фигур.

Игра «Да – нет»

Воспитатель говорит какую-либо фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит на угловом поле" и – бросает одному из учеников мяч. Если утверждение верно, то мяч следует ловить.

6. Итог занятия. (итоговые вопросы).

Сколько в начальном положении:

на доске белых пешек, ладей, слонов,

коней, ферзей, королей;

черных пешек, ладей, слонов, коней, ферзей,

королей? (8, 2, 2, 2, 1, 1.)

3. Какие фигуры стоят в углах доски? (Ладьи.)

4. Какие фигуры расположены между ладьями и конями? (Никакие.)

5. Какие фигуры находятся между слонами и королями? (Ферзи.)

6. На поле какого цвета стоит черный ферзь? белый король? (Черного.)

7. На всех ли горизонталях стоят фигуры? (Нет.)

8. На всех ли вертикалях стоят фигуры? (Да.)

9. На всех ли диагоналях стоят фигуры? (Да.)

Ребята! если вы справились с заданиями возьмите себе зеленую фишку, если были затруднения, возьмите желтую фишку, если было сложно с заданиями, которые были на занятии, то возьмите красную фишку.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по обучению игре в шахматы "'Куча мала". Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную.

Конспект занятия по обучению игры в шахматы «Начальное положение шахматных фигур. Ферзь любит свой цвет» Конспект по непосредственно образовательной деятельности Обучение игре в шахматы, шахматы На тему: «Начальное положение шахматных фигур.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы на тему «Шахматные фигуры» Конспект по непосредственно образовательной деятельности Обучение игре в шахматы, шахматы На тему: «Шахматные фигуры» 1-й год обучения Подготовила:.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской»Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской» Главная цель обучения игре в шахматы – заинтересовать и привить интерес к игре, вызвать желание играть в неё, ненавязчиво помочь детям самим.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Тайна поля сражения»Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Тайна поля сражения» Занятие №2 Задачи: Учить детей писать латинские буквы по вертикали шахматной доски а - а, Ь - бэ, с - цэ, d - де, e - е, f - эф, g - жэ,.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы на тему «Начальное положение шахматных фигур» Обучение игре в шахматы, шахматы На тему: «Начальное положение шахматных фигур». Подготовила: Гайсина Гульшат З. Дата проведения: 15.12.18.

«Прямолинейная бесхитростная фигура (ладья)». Обучение игре в шахматы, шашки Конспект непосредственно образовательной деятельности Обучение игре в шахматы, шашки Подготовительная группа Тема: «Прямолинейная, бесхитростная.

План-конспект по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста «Путешествие по шахматным островам» Цель: Закрепить знания детей о шахматной доске и фигурах. Задачи: Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность, ориентироваться.

План-конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста «Сказочная страна «Шахматёнок» Тема: Сказочная страна «Шахматёнок»Выполнила: Кубанова А. А. Цель: формировать общие первоначальные представления воспитанников о возникновении.

Практические основы обучения детей игре в шахматы в детском саду ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ В ШАХМАТЫ В ДЕТСКОМ САДУ воспитатель. Володина Ирина Анатольевна. Аннотация: в данной статье.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Шахматы в детском саду. Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Фигура ферзь любит свой цвет»
Опубликовано: 23 февраля 2019 в 15:35
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Шахматы в детском саду. Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Фигура ферзь любит свой цвет»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Тростина (УИ 453359) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД