Лучший педагог года

Конспект билингвального занятия «Овощи и фрукты в Мордовии»

Зинаида Киселева
Конспект билингвального занятия «Овощи и фрукты в Мордовии»

Программные задачи:

Расширить представление детей об овощах и фруктах, как о продуктах питания, учить узнавать их, используя различные анализаторы.

Развивать, гармонизировать эмоциональную сферу детей. Дать основы самоанализа, саморегуляции, знания об основных чувствах человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание).

Воспитывать познавательный интерес к занятию, совершенствовать память, внимание, логическое мышление, прививать любовь к родному языку.

Методические приемы:

Беседа. Вопросы к детям. Дидактические игры. Физкультурная минутка. Рассказ. Подвижная игра. Сюрпризный момент.

Публикация «Конспект билингвального занятия „Овощи и фрукты в Мордовии“» размещена в разделах

Словарная работа: Эмежть, вечкса, вечксынь, ашти.

Речевые образцы: Мон вечкса куяронть (умаренть,

Мон вечксынь куяртнэнь (модамартнень,

Мезе тесэ ашти.

Материал к занятию :

Натуральные фрукты и овощи (муляжи, два подноса, атрибуты, пироги, посылка, шарф.

Предварительная работа.

Экскурсии на огород, в краеведческий музей. Проговаривание овощей на мордовском языке. Диалоги с детьми, игры, наблюдения. Продуктивная деятельность.

Работа вне занятий по всем видам деятельности в соответствии с основной программой, выбранной детским садом, изготовление необходимых атрибутов.

Ход занятия:

В. В детский сад пришла посылка от садовника деда Архипа. Давайте посмотрим, что там лежит.

Д/и «Что лежит в посылке?»

В. Что это? (Те мезе) (показывает яблоко)

Д. Яблоко (Умарь).

В. Сколько? (Зяро)

Д. Одно (Вейке).

В. Ты умеешь считать? (Тон маштат ловомо)

Д. Я могу считать (Мон маштан ловомо).

В. Здесь сколько яблок? (Тесе зяро умарть)

Д. Здесь 3 яблока (Тесе колмо умарть).

В. А это что? (А те мезе)

Д. Картофель (Модамарь).

В. Где растет картофель? (Косо касы модамаресь)

Д. На огороде (Пиресэ).

Воспитатель выкладывает на поднос натуральные фрукты и овощи.

В. Как одним словом можно назвать яблоко, грушу, сливу, и т. д.

Д. Фрукты (Фруктат.)

В. Как одним словом можно назвать картофель, лук, чеснок и т. д.

Д. Овощи (Эмежть).

В. Правильно, это фрукты и овощи.

Д/и «Четвертый лишний». (Приложение 1)

Физкультурная минутка. (Приложение 2)

Сюрпризный момент.

В. К нам в гости приехал дедушка Архип.

А. Шумбратадо, эйкакшт. (Здравствуйте, дети).

Монь лемем Архип. (Меня зовут Архип).

Д. Шумбрат, бодяй. (Здравствуй, дедушка).

Предлагает игру «Ули-арась» («Есть-нет»).

Показывает детям овощи.

А. Тоньть улить чурькат? (У тебя есть лук)

Д. Чурькам ули? (У меня есть лук).

А. Тон вечксак чурьканть? (Ты любишь лук)

Д. Мон а вечкса чурьканть. Сон чапамо. (Я не люблю лук. Он горький).

А. Тонть ули модамареть? (У тебя есть картофель)

Д. Модамарем ули (У меня есть картофель).

А. Ты любишь картофель? (Тон вечксак модамаренть)

Д. Я люблю картофель (Мон вечкса модамаренть).

А. Тонть ули дуякуярот? (У тебя есть тыква)

Д. Арась (Нет).

Подвижная игра «Эмежпире» («Огород»). (Приложение 3)

Дети на мордовском языке называют овощи.

Куяр - огурец

Капста - капуста

Пурька - морковь

Чурька - лук

Дуякуяр - тыква

Якстерькай - свекла (красная, сахарная)

Пенечурька - чеснок

Модамарь - картофель

А. Сюкпря, эйкакшт. (Спасибо, дети.)

Мельспаро монень теиде. (Радость мне доставили).

Тесэ мезе ашти? (Здесь, что стоит)

Д. Кептере (Корзина).

А. Тосо мезе? (Там что)

Д. Пряка (Пирог).

А. Мезинь прякась? (С чем пирог)

Д. Умарь марто (С яблоками).

А. Варштынк пряканть (Попробуйте пирог).

Д. Сюкпря! Паро прякась. (Спасибо. Хороший пирог.)

А. Тон вечксак пряканть? (Ты любишь пирог)

Д. Мон вечкса пряканть (Я люблю пирог).

А. Вастовомазонок! (До свидания, до встречи)

Д. Вастовомазонок! (До свидания).

Итог

В. Молодцы! Сегодня мы вспомнили фрукты и овощи на мордовском языке и познакомились с новыми словами: вечкса.

Возьмемся за руки и скажем: Мон вечкса родной келем! (Я люблю родной язык)

Литература:

Валдоня (Светлячок) : Программа и методические рекомендации для дошкольников образовательных учреждений Республики Мордовия; Министерство образования РМ. – Саранск «Красный октябрь», 2001.

Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников: Методические рекомендации. – Москва «Балас», 2003.

Журнал. Дошкольное воспитание № 7, 2007.

Исайкина А. И. Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия : Программа и методические рекомендации. Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов»; МО Республики Мордовия, МРИО. – Саранск 2007

Материал из опыта работы.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Книжка-малышка «Овощи и фрукты» Конспект занятия книжка-малышка на тему :Овощи и фрукты» Цель:Учить детей вырезать детали аппликации по предварительной разметке, располагать.

Конспект логоритмического занятия «Овощи и фрукты» Конспект логоритмического занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Овощи и фрукты» Цель: – Закрепить название фруктов, овощей и.

Конспект занятия по лепке в средней группе «Фрукты и овощи» Конспект по художественно – эстетическому развитию лепка в средней группе "Фрукты и овощи" Цель: Формирование знание детей о фруктах и.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Фрукты-овощи»Конспект подгруппового логопедического занятия «Фрукты-овощи» Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об овощах и фруктах. Задачи: Коррекционно-образовательные: • активизировать и расширить.

Конспект занятия в средней группе по теме «Овощи-фрукты» Конспект – занятия в средней группе по теме «Овощи-фрукты» Программное содержание: Образовательные: -закреплять названия.

Конспект занятия для младшей группы «Овощи и фрукты»Конспект занятия для младшей группы «Овощи и фрукты» Конспект занятия для младшей группы: «Овощи и фрукты»(Интеграция областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы»,.

Конспект занятия «Полезные овощи и фрукты» Цели: • Познакомить детей с понятием витамины, почему они важны; • Закрепить знания о том, где растут овощи и фрукты; • Учить описывать.

Конспект занятия «Овощи и фрукты — полезные продукты»Конспект занятия «Овощи и фрукты — полезные продукты» цель: закреплять представления детей о пользе овощей и фруктов для здоровья детей задачи: • Учить различать и называть овощи и фрукты,.

Конспект занятия «Овощи и фрукты — полезные продукты» Цель деятельности: обогащение чувственного опыта детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи, в продуктивных видах деятельности.

Конспект занятия «Собираем урожай — овощи и фрукты» Цель: Закрепить знания детей о фруктах и овощах. Дать понятие о том, что фрукты растут в саду, а овощи в огороде. Учить различать овощи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект билингвального занятия «Овощи и фрукты в Мордовии»
Опубликовано: 6 ноября 2018 в 22:11
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД