Екатерина Галимова
«Развивающая игра для детей 3–4 лет «Маленькие искатели сокровищ». Конспект занятия педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая игра для детей 3–4 лет Маленькие искатели сокровищ
Аннотация:
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову - Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. Связь была установлена еще во II веке до н. э. В разных странах проводились исследования, которые показали большую связь рук с развитием мозга. В Китае очень популярны упражнения ладоней с металлическими и каменными шариками, в Японии – с грецкими орехами. В России связь руки с развитием мозга изучал Бехтерев В. М. Он посвятил этому много работ, которые доказали влияние движения кисти рук и пальцев на развитие нервной системы и развитие речи.
Публикация «„Развивающая игра для детей 3–4 лет „Маленькие искатели сокровищ“, Конспект занятия педагога-психолога» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Педагоги и психологи, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и потому что, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы красиво писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
Данное занятие направленно на возрастную категорию 3-4 года, для детей имеющих диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). У детей характерно выражены такие нарушения как: познавательная активность, снижение работоспособности, нарушение речи, эмоционально-волевой сферы и поведения, снижена моторика пальцев рук.
Цель:
Развитие воображения и мелкой моторики у детей раннего возраста.
Задачи:
-развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста с помощью дидактических игр;
-развивать тактильную чувствительность рук детей;
-развить воображение детей с помощью моделированной ситуации;
-создать положительное эмоциональное состояние, поднять настроение.
Методы:
Словесный метод (обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы).
Наглядно-действенный метод обучения ( дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними).
Практический метод (показ и объяснение действий).
Игровой метод (различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации, использование сюрпризного момента).
Оборудование: Коробка картонная с жесткими стенками, стол, скатерть (для создания шероховатого покрытия).
Материалы: Крупы (ячневая, кукурузная, рисовая, крупные стеклянные шарики, бусины или стразы.
Время проведения: 15минут
Количество детей : 4-6 (данная игра может проводиться в индивидуальной форме).
Меры осторожности: Не оставлять ребенка с мелкими предметами без присмотра взрослого.
Ход занятия:
Психолог: - Здравствуйте, ребята!
Дети: - Здравствуйте!
Психолог: - Ребята, давайте отправимся с вами в необычное путешествие по морским просторам на поиски клада, который спрятали пираты.
Дети: - Ура! Давайте.
Психолог: - А вы знаете кто такие пираты?
Дети: - нет.
Психолог: - Это морские разбойники, которые грабят корабли, а завоеванные сокровища прячут на островах. И вот, нам с вами удалось попасть на один такой необитаемый остров, так, давайте, посмотрим, что же там происходит.
Давайте, познакомимся с островом, потрогаем песочек, море, пусть наши пальчики погуляют по песочку.
(По показу дети повторяют за психологом).
Дети погружают руки в коробку с содержимым, трогают крупицы, сжимают в кулачках. После знакомства с материалом, пока дети отряхивают руки, психолог незаметно прячет сокровища в крупу в таком количестве, чтобы каждому ребенку хватило по несколько штук.
Психолог:- Ребята, вам понравилось гулять по острову?
Дети: - Да.
Психолог: - А на что он похож?
Дети: - На мелкие камушки, на песочек…
Психолог:- Вот какие вы все молодцы, а теперь, давайте, попробуем найти сокровища в этом чудном песочке!
Дети:- Давайте!
Дети начинают активно искать сокровища, и находят клад.
Психолог: - Молодец, Максим! Как легко ты справился с поисками клада.
Психолог: - Ребята, какие вы все шустрые! А вы все проверили? Везде поискали?
Дети: - Да.
Психолог: - Дети, вы весь песочек проверили, а вдруг, где-то еще осталось не найденное сокровище…
Если ребенок не нашел, то обязательно нужно дать ему время на поиски клада и в конце похвалить.
После того как, дети нашли все сокровища, им предлагается поиграть в игру с помощью найденных бусин.
Психолог:- Итак, мои юные «искатели» сокровищ, а хотите мы с вами поиграем с нашей находкой?
Дети: - Да! Хотим.
Психолог: - Ребята, положите на ладонь найденные «жемчужины», а сверху накройте другой ладонью, и покатайте её между ладошками круговыми движениями, проверим настоящие ли это драгоценности или пираты нас обхитрили? (дети выполняют по показу психолога).
Дети: - Настоящие.
Психолог:- Вы чувствуете какие «жемчужины» крепкие, они словно делают нашим ладошкам массаж.
Для проведения этой игры понадобится стол, постеленная на стол скатерть
(для того, чтоб стеклянные шарики не скользили по столу)
Психолог: - А сейчас, давайте, положим наши бусины перед собой на стол, закроем их ладонью и покатаем вперед и назад, так, чтоб они докатились до самых ваших кончиков пальчиков и назад. Старайтесь, ребятки, и наши пальчики будут ловкими и умелыми.
Психолог: - Молодцы, теперь так же сделаем и с другой ладошкой. Положите бусины перед собой на стол, закройте их ладонью и покатайте вперед и назад, так, чтоб они докатилась до самых ваших кончиков пальчиков и назад.
Психолог: - Ребята, как здорово у вас, получается управлять «жемчужинами»! Может, мы с вами тогда еще поиграем в «искателей сокровищ»?
Дети:- Да.
Малышам дается возможность почувствовать себя «пиратами», и самим спрятать сокровища. Для этого дети делятся на две команды.
Психолог:- Ребята, сейчас мы с вами будем сами «пиратами», а кто-то искателями, давайте, разделимся на команды.
Команда пиратов – это те, кто прячет сокровища.
Команда искателей – это те, кто отправляется на поиски сокровищ.
Психолог: - Ребята, вы все поняли?
Дети: - Да.
Психолог: - Итак, «маленькие искатели», повернитесь спиной к столу и не подглядывайте, за «пиратами», они заняты делом.
Психолог: -А вы, «пираты», спрячьте свои сокровища так, чтобы никто не смог их найти. (Каждый ребенок прячет свою «бусину» в крупу, по показу психолога).
Психолог: - Ура! сокровища спрятаны. «Искатели», скорее приступайте к делу, а вы, «пиратики», внимательно наблюдайте за происходящим.
Психолог:- Все сокровища найдены, какие же вы находчивые «искатели»!
А сейчас, давайте, проверим, настолько хороши наши «пираты» и, спрячем от них сокровища. «Пираты» повернитесь спиной к столу и не подглядывайте! А вы, «искатели», постарайтесь спрятать сокровища еще надежней, чтоб никто не смог их найти
(дети прячут по показу психолога сокровище).
Психолог:- Ну, что, «пираты», вы готовы?
Дети: - Готовы!
Психолог:- Тогда вперед, отправляйтесь на поиски клада. А вы, «искатели», внимательно наблюдайте.
Дети: - Мы первые нашли!
Психолог: - Молодцы, ребята, вы сегодня все очень хорошо потрудились. А что вам больше всего понравилось, прятать или искать клад?
Дети: - Искать бусинки и клад.
Психолог: - А где он был спрятан?
Дети:- На острове сокровищ.
Психолог: - Да, на необитаемом острове, а как же там оказались сокровища?
Дети: - Пираты на корабле приплыли и спрятали в песок, и мы тоже стали пиратами и нашли клад.
Психолог: - Молодцы, ребята, вы нашли клад, спрятанный пиратами, познакомились с островом и сами были в роле «пиратов» и «искателей», а чему мы с вами научились, когда катали бусины?
Дети: - Делать массаж пальчикам и ладошкам, чтобы наши ручки отдыхали.
Психолог: - Правильно, наши пальчики научились катать «жемчужины» и расслабляться с их помощью и, чем чаще мы будем играть с нашими ручками, тем лучше вы будете рисовать рисунки и держать карандашик. А, сейчас, нам пора с вами прощаться, до свидания, ребята, до новых встреч!
Дети:- До свидания!
Ожидаемый результат при систематической работе по развитию мелкой моторикой рук:
Дети учатся вслушиваться и понимать смысл речи, повышается речевая активность ребенка.
Дети учатся концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
При систематическом повторении упражнения, появится самоконтроль за выполняемыми движениями рук.
У детей улучшается память, так как они учатся запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
У детей развивается воображение, так как они получают роль в той или иной игре.