Конспект занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Шахматы». 1-й год обучения, возраст детей — 7–8 лет

Воробьёв Пётр Васильевич
Конспект занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Шахматы». 1-й год обучения, возраст детей — 7–8 лет

Цель: научить детей самостоятельно ставить линейный мат двумя ладьями.

Задачи:

Предметные

• актуализировать имеющиеся знания по геометрии шахматной доски;

• освоить систему ходов линейного мата;

• содействовать обобщению шахматной терминологии.

Личностные

• развивать логическое мышление, внимание, память,

• развивать творческую активность.

Метапредметные

• формировать умения сравнивать, обобщать, работать в группе;

• формировать ответственность за самостоятельно принятое решение;

• формировать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.

Условия проведения, оборудование:

1. Учебный кабинет (10 столов, по 2 стула у каждого стола);

2. Демонстрационная шахматная доска с шахматными фигурами;

3. 10 комплектов шахмат.

Принципы подачи учебного материала:

1. Положительный эмоциональный фон занятия.

2. Опора на эмоции и чувства обучающихся.

3. Связь обучения с жизнью и практикой.

4. Наглядность.

5. Научность, доступность, посильная трудность.

6. Учет межпредметных связей

Предполагаемый результат учебного занятия:

1. Появление у детей интереса к занятиям театральным творчеством, эмоционально-положительный настрой (первичная мотивация).

2. Сформированность у детей первоначального представления о работе актёра-кукольника.

3. Знакомство с новыми понятиями:

• Линейный мат

Ход занятия

Время Задача Метод Содержание Деятельность детей

1 мин Актуализация внимания Здравствуйте, ребята!

-Скажите, когда заканчивается шахматная партия?

ответы детей

-когда погибает король (мат королю)

2 мин целеполагание

фронтальная работа Чтобы закончить шахматную партию, нужно поставить королю мат. Сегодня я хочу вас научить ставить линейный мат королю двумя ладьями. Не пытайтесь поставить этот мат в центре, ведь ладей-то даётся две, а линий, на которые может пойти король, три.

Вывод: мат королю ставим на краю шахматной доски. Тогда вполне хватит двух ладей, так как у короля надо отнять крайнюю и соседнюю с ней линии. ответы детей

10

мин

Объяснение новой темы Фронтальная работа

работа в парах

- Чтобы поставить мат двумя ладьями, необходим шахматный план.

Итак, первый пункт плана - Выбрать край доски.

- Где будем ставить мат королю? На краю!

Сколько краёв у доски?

(4 края: вертикали «a», «h». 1-я и 8-я горизонтали).

- Давайте сосчитаем, сколько клеток до каждого края доски чёрному королю.

До вертикали «a» – 4 клетки, до вертикали «h» – 3, а ближе всего до 8-й горизонтали – всего 2 клетки!

Мы выбрали нужный нам край. Раз до 8-й горизонтали чёрному королю ближе всего, то и загонять короля двумя ладьями будем именно на неё.

Второй пункт плана - Отрезать короля.

чёрный король добровольно на 8-ю горизонталь не пойдёт! Шах с 6-й горизонтали лишь поможет королю убежать подальше от края доски.

Ход ладьёй с поля h1 на поле h5 «отрезает» шахматного короля от центра доски.

Лh1 – h5 Kpe6 – f6

Ладья берёт на себя роль сторожа. Теперь король чёрных не может пойти на 5-ю линию. Всю линию простреливает ладья белых.

Кстати, вторая ладья тоже прекрасно могла справиться с ролью сторожа – 1. Ла2–а5.

Третий пункт плана - оттеснить короля (сторож, метла).

Наша задача заключается в том, чтобы отнять у короля три оставшиеся горизонтали – 6-ю, 7-ю и 8-ю.

Начинать атаку на короля надо ладьёй h5. Если наш сторож уйдёт с 5-й линии, на ней сразу же окажется чёрный король

Лh5–h6+? Kpe6–е5.

У сторожа уже есть работа: сторожить!

Ладьи должны работать в паре очень чётко. Одна сторожит линию, другая занимает следующую.

Освоим вторую профессию: МЕТЛЫ!

Лa2 – a6+ Kpf6 – g7

Ладья подмела короля с 6-й линии, а бывший сторож – ладья h5 уже заснул и стал БЕЗДЕЛЬНИЦЕЙ.

Четвёртый пункт плана - перебросить ладью.

Теперь без дела осталась ладья h5. Но на h7 ладья пойти не сможет, так как её там ждёт подкравшийся король. Беги от короля как можно дальше, но.

Лh5 – b5 Kpg7 – f7

Посмотрите внимательно. Ладья h5 специально не дошла одну клетку и остановилась на вертикали «b». Чтобы не путаться друг у друга под ногами, ладьи работают на соседних линиях!

Лb5 – b7+ Kpf7 – e8

Лa6 – a8 МАТ!

Ладья b7 контролирует 7-ю линию, а ладья а8 отняла все поля на 8-й.

Демонстрация на магнитной доске

2

мин Физминутка индивидуально - А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём.

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

За столы мы вновь спешим.

вращение головой

приседания

шагают на месте

садятся за столы

20

мин Практическая работа

Работа в парах - А теперь давайте закрепим ваши знания игрой. Перед вами шахматная доска, расставьте фигуры точно так, как и у меня на демонстрационной доске. После того, как расставите правильно фигуры, можно приступать к игре. Тренировочные упражнения в постановке мата ладьёй одинокому королю

5

мин Рефлексия

Фронтально - Чему мы сегодня научились?

- Давайте повторим шахматный план

- Благодарю вас за работу! Желаю побед в шахматных сражениях! Ответы детей:

ставить линейный мат двумя ладьями.

1. Выбрать край доски.

2. Отрезать королю ход назад.

3. Оттеснить короля шахом к краю доски.

4. Поставить мат.

Публикации по теме:

Занятие по дополнительной общеразвивающей программе реабилитации в СРЦН «Что припасёшь, то и пожуёшь. Домашнее хозяйство» ГКУ СО КК «Тимашевский СРЦН» Конспект занятия по дополнительной общеразвивающей программе реабилитации воспитанников «Простые истины».

Конспект занятия по дополнительной общеразвивающей программе реабилитации воспитанников «Героическая история России» ГКУ СО КК «Тимашевский СРЦН» Конспект занятия по дополнительной общеразвивающей программе реабилитации воспитанников «Простые истины».

Конспект итогового занятия по дополнительной образовательной программе «Весёлые мультяшки» Цель занятия: выявить знания и умения детей по теме «Мультипликация», развивать внимание, память. Задачи: Обучающие: научить детей проявлять.

Конспект итогового занятия по дополнительной общеобразовательной программе «В волшебном лесу» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №80 комбинированного вида» Конспект итогового занятия по.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Шахматы». 1-й год обучения, возраст детей — 7–8 лет
Опубликовано: 14 октября 2019 в 09:36
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День сказки «Волк и семеро козлят» на МААМ

Эта сказка является одной из самых первых историй, что может послужить готовой иллюстрацией занятия по основам безопасности. Как же так: ждали маму с молоком, а впустили волка в дом! Нельзя допускать...

16 ноября. Всемирный день рукоделия

Свой профессиональный праздник у рукодельниц планеты появился благодаря фонду ЮНЕСКО, который отнес рукоделие в разряд всемирных культурных ценностей. В этот день по всему миру проходят мастер-классы по...

Рисование ладошками и пальчиками «Белочка в дупле» в старшей группе
Рисование ладошками и пальчиками старшей группы №16 «Звездочка» Воспитатель Тайбасарова А. М. Тема «Белочка в дупле». Цель: формирование у детей навыков...
Мастер-класс по изготовлению дорожного знака «Пешеходный переход»
Для изготовления знака потребуется: 2 квадрата из плотного картона размером 28 x 28 см, втулка от самоклеящейся плёнки, 2 коробки от телефонов ( плотные...
Фотоотчёт о проведении «Недели здоровья»
Основные задачи: - формировать у детей представления о здоровом образе жизни: соблюдение КГН, правильном питании, закаливании, занятиях физической...