МААМ-картинки

Конспект занятия по дополнительному образованию тема «Бабушкин сундук», старший группа

Любовь Григорьева
Конспект занятия по дополнительному образованию тема «Бабушкин сундук», старший группа

Цель: пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа;

Ознакомить детей с народным творчеством, предметами старинного русского быта, русским народным фольклором, пословицами, поговорками;

Изготовление простейшей куклы-оберега.

Задачи:

Воспитательные:

• Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание.

• Воспитывать нравственно-эмоциональные качества: воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности.

Развивающие:

Публикация «Конспект занятия по дополнительному образованию тема „Бабушкин сундук“, старший группа» размещена в разделах

• Развивать художественно-эстетические качества – продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей, развитие чувства пропорции, ощущение композиции.

• Развивать сенсорные навыки: умение использовать обследовательские действия материала (текстиль, вату, умение различать лицевую и изнаночную стороны.

• Развивать трудовые навыки рукоделия.

• Совершенствование мелкой моторики руки и координации движений. Образовательные:

• Формировать знания, умения и навыки у детей при использовании различных видов техники в работе.

• Расширить и закрепить знания, и умения по работе с тканью.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: сундук, кукла в народном костюме, народный костюм (сарафан, кокошник, платок, лапти, рушник, наволочка; запись русских народных мелодий.

Словарная работа: старина, лапти, рушник, тесемка, сарафан, кокошник.

Ход занятия:

Хозяюшка: Здравствуйте, мои хорошие да пригожие! Приглашаю вас к себе в избу, к теплой печке. Хоть зима на дворе, а у меня тепло да уютно. Посидим рядком да поговорим ладком.

Хозяюшка: Ребята, сегодня я вышла к вам в гости нарядная. Почему?

Когда носили такой наряд? (В старину)

Что такое старина? (Давнее, давно минувшее время)

В старину зимними вечерами собирались парни и девушки в большой избе на посиделки. Как вы понимаете это слово? Как оно образовалось? (Посидеть)

Хозяюшка: На посиделках собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть. Как же можно себя показать? (Здесь они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, обменивались шутками – прибаутками, а сообразительность, остроту ума проверяли загадками.) Но на посиделках не только отдыхали, но и работали: пряли пряжу, вышивали. Юноши делали короба, туески и плели лапти. А могли сделать сестричке или братцу куклу-забаву.

Русский народ издавна славился трудолюбием. Об этом говорят пословицы. А какие пословицы о труде знаете вы?

Дети:

- Рабочие руки не знают скуки.

- Без труда не выудишь и рыбку из пруда.

- Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Сделал дело – гуляй смело.

Хозяюшка: Молодцы! Ну, удивили! А вы знаете, что обозначает пословица «Рабочие руки не знают скуки». (Смысл в том, что человек, у которого золотые руки, умеет делать все, никогда не сидит, не скучает, всегда чем-то занят.)

Хозяюшка: Ребята, а у меня для вас сюрприз, посмотрите - что это? (ответы детей). Да, это сундук. Посмотрите на сундук расписной, это подарок моей бабушки. Раньше не было такой мебели, как сейчас, не было шкафов и комодов и поэтому вещи хранили в сундуке.

В бабушкином доме, в дальнем уголке.

Притаилось чудо в старом сундуке.

Очень любопытно, что хранится в нем?

Что же прячет бабушка в сундуке своем?

Хозяюшка: Хотите посмотреть, что находится внутри него? Но его не просто открыть, потому что этот сундук необыкновенный - он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова. Послушайте, какие:

«Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок!»

Давайте вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо? Дети произносят волшебные слова. Хозяюшка: Открывает сундук и говорит: Пришла пора заглянуть в бабушкин сундук: посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем.

Что же это? (достает лапти) Для чего они?

Лапти – были самой распространенной обувью на Руси. Лапти плели из лыка, бересты. Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью веревок. Их обматывали вокруг ног. Позже стали шить сапоги.

Хозяюшка:

Каждый день поутру надеваю я трубу.

Ну, не догадаться вам, она зовется… (Сарафан)

(Вынимает русский сарафан.) Сарафан – длинная одежда без рукавов.

Посмотрите, какой красивый. Девушки его сами шили и украшали. А чем украшен сарафан? (Дети рассказывают, по ходу рассказа знакомит с новыми словами, объясняя их значение)

Хозяюшка: достаёт из сундука кокошник.

Кокошник - это головной убор. Посмотрите и расскажите, чем он украшен? Кроме кокошников что еще носили женщины? (Платки.) На гулянии праздничный платок не только носили на голове, также накидывали на плечи, танцевали с платками. Сейчас и мы поиграем в русскую народную игру

"Наш платочек голубой".

Дети стоят в кругу и передают платочек под песню.

Наш платочек голубой,

Поиграть хотим с тобой.

Ты беги платок по кругу,

Выбирай скорее друга!

Покружись, попляши

И платочек покажи!

У кого платочек окажется на последнем слове, тот выходит в круг и танцует.

Хозяюшка: Хорошо поиграли! Присаживайтесь. (вынимает вышитое полотенце)

Это рушник – лицо и руки вытирать. Как теперь называется этот предмет? (Полотенце). Когда в семье подрастала девочка, ее учили шитью и вышивке. Этот рушник вышила моя бабушка, у меня в память о ней остались старинные вещи. Достает наволочку, вышитую гладью цветами. (Вышивка сплошными, плотно прилегающими друг к другу стежками)Рассматривают.

Хозяюшка: Вышитый рушник, сшитый сарафан, украшенный бусами кокошник – все это наши прабабушки делали своими руками.

Хозяюшка: Когда подрастала девочка, ее учили шитью и вышивке, и она сама вышивала себе приданое. В сундуке хранили не только вещи, но и предметы: для рукоделия (лоскуты, нитки, тесемки, а также…

Для того, чтобы догадаться, что за предмет отгадайте загадку:

Платье носит, а есть не просит.

Всегда послушна,

Но с ней не скучно? (Кукла)

Хозяюшка: А у вас есть куклы? (ответы детей). А что вы с ними делаете? Кто-то играет куклами, кому-то они уже не нужны, а у кого-то они красуются на полке. А кем может быть кукла для девочки? (Дочкой, подружкой).

Куклы мои – не просто игрушки,

А для меня такие подружки.

Кто вам сказал, что дети не знают,

Как по ночам куклы вздыхают.

Хозяюшка: А теперь ребятки сядем рядком да поговорим ладком. Долгими зимними вечерами дети, мамы и бабушки собирались на посиделки, пряли, вышивали, рассказывали сказки, пели песни, разговаривали и делали кукол. По нарядам кукол судили о мастерстве и вкусе владелицы. В кукольных играх девочки учились шить, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Куклы никогда не разбрасывались по избе, к ним относились очень бережно, передавая от бабушки к внучке, от матери к дочери. Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным. Они хранились в сундуке. К изготовлению обереговой куклы относились серьезно и ответственно. Я познакомлю вас с куклой-оберегом. Как вы думаете, что значит «обереги»? (от слова оберегать, беречь, охранять). Правильно, они не только украшали жилье, но и были помощниками. Люди верили, что они оберегают детей, жилье, скотину и т. д. Для изготовления кукол-оберегов нужно было только несколько лоскутков ткани, кусочки тесьмы и ниток. Посмотрите, как много было обереговых кукол. Рассматривание картинки.

Каждая оберегала людей от определенных неприятностей. Но были обереги которые оберегали от всех бед их называют ангелочками. Скажите, кто такой ангел? (Ответы). Ангел – это посланец к людям, тот, кто защищает, оберегает кого-то или это святой, имя которого человек носит.

Хозяюшка: А вы хотите иметь куколку – оберег?

Тогда делу время, потехе час!

Не зря так говорят у нас.

Хватит, дети, забавляться, пора делом заниматься.

Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится, потому что

народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь». Что это значит? Для того чтоб сделать куколку, надо друг другу помогать. Пригодятся только добрые мысли, чистое сердце и хорошее настроение – только тогда кукла выполнит свое главное предназначение: защищать, поддерживать в трудную минуту, оберегать от зла.

Физкультминутка «Вдоль по реченьке».

Вдоль по реченьке Волны руками

Лебёдушка плывёт, Походить плавно выгнув руки

Выше Поднять руки вверх

Бережка Руки одна на другую перед грудью

Головушку несёт, Руки к щекам наклона головы в стороны

Белым крылышком помахивает, Взмахи руками в стороны

На цветы Кисти вместе пальчики развести

Водичку стряхивает. Стряхнуть кисти рук (2 раза)

Хозяюшка: Вот и кончилась игра. Куклу делать нам пора. Сейчас я буду рассказывать, последовательность изготовления куклы - ангела, вы будете внимательно слушать

Квадратик белой ткани положите уголком к себе.

Кусочек синтепона положите на середину ткани.

Закройте кусок синтепона второй половинкой ткани. Формируем голову ангела.

Одним пальцем держите конец нитки. Второй конец обмотайте два раза вокруг головы. Завяжите узлы.

Расправьте края ангела. Заправьте внутрь срезы рукавов, подогните внутрь кончики рукавов. Сформовав «ладони», обкрутите края ниткой и завяжите узелки.

Формирование линии талии. По талии промотать нитку, заложив переднюю часть рубахи Ангела на заднюю.

Второй квадрат сложить пополам и стянуть его ниткой. Полученные крылья прикрепить к каркасу куклы так, чтобы нитка по груди и спинке проходила крест-накрест.

Хозяюшка: Кукла Ангел готова. У вас во время работы могут возникнуть трудности в завязывании узлов. Для этого можно попросить соседа подержать куклу, а вы в это время завяжете узлы, то есть вы должны помогать друг другу. Если что-то не понятно, не бойтесь поднять руку и спросить. Теперь я вижу, что вы готовы к работе, приступаем.

Вышел ангел хоть куда.

Будет ангел помогать

Маме деточку качать.

Будет ангел утешать,

Будут детки крепко спать.

А теперь давайте возьмём наших замечательных ангелочков. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку- ангела тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник. В группе вы поиграете с ними, придумаете куклам имена, познакомите кукол друг с другом, а может быть подарите тому, кому задумали. Вот и закончилось наше путешествие в далекое прошлое

Хозяюшка: Что нового вы сегодня узнали? - Как называются эти куклы? (Это куклы-обереги).

Понравилось ли вам наше путешествие? Вам пора уходить. До свидания!

Публикации по теме:

Фотоотчёт о создании посылки «Бабушкин сундук»Фотоотчёт о создании посылки «Бабушкин сундук» Сегодня я хочу поделиться с вами фотоматериалами о подготовке посылки в дружественную группу "Сказка" загородного детского сада, в рамках.

Конспект мастер-класса по изучению и сохранению семейных традиций кубанского казачества «Открываем бабушкин сундук» «Открываем бабушкин сундук…» Цель: создание условий для формирования у детей устойчивого интереса к истории, быту и культурному наследию.

Конспект занятия по дополнительному образованию детского объединения «Танцевально-игровая ритмическая гимнастика» "Урок дружбы" Цель занятия: Формирование у детей доброжелательного отношения друг с другом с помощью музыкально – ритмических игр. Интеграция.

«Создаем мультфильм по сказке «Теремок». Конспект занятия по дополнительному образованию (подготовительная группа) Видео«Создаем мультфильм по сказке «Теремок». Конспект занятия по дополнительному образованию (подготовительная группа) Видео Конспект занятия по дополнительному образованию. Подготовительная группа. "Создаем мультфильм по сказке "Теремок" Цель: Совершенствование.

Мини-проект «Бабушкин сундук» Мини проект «Бабушкин сундук.» Тапчиева Р. В. Володечева М. А. Паспорт проекта «Бабушкин сундук.» Срок: краткосрочный проект. Тип проекта:.

Отчет о работе по дополнительному образованию «Очумелые ручки» Отчет о работе по дополнительному образованию «Очумелые ручки» (подготовительная к школе группа) за 2016 - 2017 учебный год В этом году.

Примерная рабочая программа «Волшебные ручки» по дополнительному образованию в детском саду Основание для разработки дополнительной общеразвивающей программы: • Федеральный закон от 29.09. 2012 No273 ФЗ «Об образовании в Российской.

Программа по дополнительному хореографическому образованию детей от 4 до 7 лет «Сказка» МБДОУ №7 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников».

Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебный мир Оригами» для детей в возрасте 5–7 лет Рабочая программа по дополнительному образованию "Волшебный мир Оригами" для детей в возрасте 5-7 лет 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по дополнительному образованию тема «Бабушкин сундук», старший группа
Опубликовано: 18 мая 2021 в 07:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД