Кононова Яна Александровна
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Богатыри земли Русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: формировать представление о героизме защитников русской земли, о великих русских богатырях.
Задачи: 1. Дать представление о русских богатырях- защитниках Русской земли : Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.
2. вызвать интерес к устному народному творчеству: сказкам, былинам, сказаниям.
3. Развивать речь, обогащать словарь детей : предки, меч, щит, шлем, кольчуга, Отчизна, Отчий край, Отечество.
Публикация «Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе „Богатыри земли Русской“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
4. воспитывать чувство гордости за Родину, уважение к русским воинам.
Оборудование: песочница с песком на столе, фигурки богатырей, деревья, кустарники, макеты маленьких (деревенских) домов
Продолжительность занятия 25-30 минут.
Предварительная работа: чтение сказок и былин о богатырях, беседы о Древней Руси и о богатырях. Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри».
Ритуал входа. Предложить детям подойти к песочнице и провести по песку ладошкой, пальчиком, нарисовав линию, расчистить немного песок, чтобы показалось дно и т. д. затем вместе с детьми вспоминаем правила работы в песке.
Основная часть:
Воспитатель : Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Как же называется наша страна?
Дети отвечают: Россия.
Воспитатель : много красивых стран есть на Земле, везде живут люди, но Россия- единственная, необыкновенная страна, потому что она наша – Родина. Родина- значит родная. Как папа и мама. Родиной мы зовем ее потому что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное. У каждого человека только одна родина, как мама и папа тоже одни.
Наша страна огромная, красивая, богатая. В ней есть леса, озера, реки, моря, океаны, горы, поля. Россия- самая большая страна в мире.
Рассказ сопровождается тем, что изображает на песке все эти объекты (делает горы, реки, моря, леса и т. д.) - дети помогают.
Много в России городов, деревень, сел. (дети стоят города из лего). Не всегда наша страна была такой, как сейчас. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами живем, находились непроходимые леса, полные зверей и птиц. Жить в таких условиях могли только самые сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были наши предки- славяне. Кто же такие славяне?
Дети отвечают.
Воспитатель : правильно, это люди, которые жили много лет тому назад. Это бабушки и дедушки наших прабабушек и прадедушек. Землю, на которой жили наши предки мы называем Отечеством, Отчизной, Отчим краем. Отчизна там, где говорят на родном языке, сообща трудятся, а при опасности все вместе, не жалея жизни, защищают Родину.
Наши предки- славяне были дружелюбные, а вот их соседи часто нападали на славян, разоряли дома. Чтобы дать отпор врагам славяне решили объединиться, так образовалась Русь.
Были на Руси и свои защитники Отечества. Кто угадает как они назывались?
Дети называют : богатыри.
Воспитатель : Да, их называли богатыри. Народ о них складывал песни, былины, и сказания. Их изображали художники на картинах (можно показать картину Виктора Михайловича Васнецова «Три Богатыря»)
Воспитатель : Ребята, а кто это к нам идет? (на бортике появляется фигурка богатыря)
Богатырь : здравствуйте люди добрые! Куда я попал? Что это за страна такая?
Дети отвечают.
Богатырь : Я- богатырь, зовут меня Святогор. Были имена такие на Руси: Святогор, Добрыня, Микула, Евпатий. Это были очень сильные мужественные люди, они пахали землю и сеяли зерно., а когда на Русь нападали они объединялись и становились такими сильными что победить их было просто невозможно. А вы знаете как звали Русских богатырей?
Дети отвечают: Алеша Попович,Добрыня Никитич, Илья Муромец.
Воспитатель : Ребята, а с кем боролись богатыри?
Дети: с Соловьем-разбойником, Кощеем бессмертным, Змеем Горынычем, Тугарином Змеевич.
Богатырь : Ребята, а теперь я приглашаю вас в гости к богатырям на Русь. Дорога будет увлекательная, но вспомните в сказках перед тем ка отправиться в путь, надо выбрать дорогу по которой предстоит идти.
В песочницу кладется камень, на котором написано:
Налево пойдешь- коня потеряешь.
Направо пойдешь-никуда не придешь.
Прямо пойдешь - буйну голову сложишь.
Куда же пойдет наш богатырь?
В сказках и былинах богатыри всегда стояли на распутье у камня на котором было написано, куда идти. А по пути ему встречались разные опасности. Кто сегодня хочет быть богатырем Ильей Муромцем?
(Дети вместе выбирают кто будет богатырем)
Ребёнку дается фигурка богатыря на коне (можно использовать фигурки из конструктора).
А мы будем помогать ему.
Итак, идет Илья Муромец по лугам, лесам, переправляется через реки. (Дети стоят ландшафты) Вдруг увидел Илья Муромец широкую реку, а посреди нее мост. Только собрался он переправиться через мост, как услышал он свист такой, что земля затряслась. Это Соловей-разбойник поджидал его, что бы помешать ему, переправиться через реку.
Вышел соловей разбойник на встречу нашему богатырю. (Воспитатель выполняет роль Соловья-разбойника)
Соловей-разбойник: Куда ты собрался, добрый молодец? Я тебя не пущу. Ты сможешь пройти только с одним условием: скажи-ка, а знаешь ли ты пословицы и поговорки о Родине, о смелости и отваге русских героев? Если скажешь, то пущу. Тебе могут помочь твои товарищи.
Примеры пословиц и поговорок:
Кто любит родину и народ, тот настоящий патриот.
Своя земля и в горести мила.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Тот герой, кто за родину горой.
Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
Жить- значит Родине служить.
За край свой насмерть стой.
(Дети вспоминают и говорят пословицы и поговорки о Родине, смелости, отваге.)
А теперь давайте разомнемся немножко.
Физкультминутка:
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И на лево рады тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки.
Поклонились влево, вправо,
Получается на славу!
(Дети выполняют действия в соответствии со словами.)
Богатырь : Хорошо. Спасибо ребята, помогли победить Соловья- разбойника! Можно нашему Илье Муромцу отправляться дальше в путь- дорогу!
Богатырь : Ребята, а Илья муромец рассказал мне одну историю! Пока он добирался к нам, по дороге на него напал Змей- Горыныч. Он хотел его спалить, а потом съесть. Но у нашего богатыря было все, что помогло ему победить змея. Какая же одежда была у богатыря? (кольчуга) А какое оружие у богатыря? (меч, копье, дубина) а что же защищает голову богатыря? (шлем)
Воспитатель : Хорошо, молодцы ребята, вспомнили чем нужно снабдить богатыря, чтобы он стал непобедим.
Богатырь : Ну вот, ребята, и подошло наше путешествие к концу. Вы сегодня были очень смелыми, умными, отважными, сильными. Вместе мы одолели вражескую силу.
Пришло время нам с вами прощаться. Я говорю до свидания вашей стране и надеюсь что мы встретимся вновь.
Воспитатель : Давайте, ребята, поблагодарим нашего богатыря за интересное путешествие и поблагодарим также песочную страну за те эмоции, которые она нам подарила. Расскажите, пожалуйста, что вам сегодня понравилось? (Дети рассказывают о своих эмоциях.)