МААМ-картинки

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе «Одежда русского человека»

наталья кудашова
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе «Одежда русского человека»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе «Одежда русского человека»

Цель: Познакомить детей с женским и мужским русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения. Воспитывать интерес к русским традициям, желание узнавать новое о жизни и обычаях наших предков.

Публикация «Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе „Одежда русского человека“» размещена в разделах

Задачи: Привитие эстетического вкуса. Учить детей высказывать замечания и отстаивать свою точку зрения.

Материалы и оборудование:

- картинки с изображениями русского национального костюма;

- раздаточные карточки (русская национальная одежда);

- атрибуты русского национального костюма.

Ход занятия

Воспитатель. (Загадывает загадку)

Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,

И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.

Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.

Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.

Они о многом могут рассказать:

Кто их надел, куда пошёл, зачем их надо примерять?

Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.

Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье?

Дети: Об одежде.

Воспитатель: Правильно, это загадка о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом - одежда. Нужна ли одежда человеку и для чего она нужна? – Дети: Нужна. Для защиты нашего тела от холода, дождя, солнечного ожога.

Воспитатель: А сегодня мы поговорим о русском народном костюме - женском мужском. Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Вспомните, из какой ткани шили одежду?

Дети: Из льняной.

Воспитатель: Да, из льняной. Ее ткали из льняных нитей. Именно из такой ткани сшит этот сарафан (рассматривают картины русских народных костюмов).

- Скажите, чем хороша льняная ткань?

Дети: Льняная ткань хороша тем, что она сделана из натуральных нитей, из льна; в одежде из этой ткани зимой не холодно, а летом не жарко, тело в ней дышит)

Воспитатель: А что плохого в льняной ткани?

Дети: Льняная ткань быстро мнется и с трудом разглаживается.

Воспитатель: А теперь вспомните, какой цвет имеет льняная ткань?

Дети: Серый.

Воспитатель: А людям хотелось одеваться в красивую, нарядную одежду. Что им делать?

Дети: Покрасить.

Воспитатель: Люди придумали окрашивать свои домашние ткани в различные цвета. Где в деревнях брали краску для окрашивания ткани?

- Для этого люди научились использовать растения: зверобой, василек, листья березы, шелуху лука, чернику. У нас на доске есть эти растения. Найдите их и покажите, в какой цвет они окрашивали ткани.

• Зверобой – в красный цвет.

• Лук – в коричневый цвет.

• Листья березы – в зеленый цвет.

• Василек – в синий цвет.

• Черника – в фиолетовый цвет.

Воспитатель: Ребята, а как назывались люди, которые красили ткань так хорошо, что она становилась похожей на дорогую заморскую?

Дети: Крашенники.

Воспитатель: Давайте, ребята, посмотрим на эту одежду. А помогут мне в этом ребята из нашей группы (одеваем на девочку русский народный костюм). Как вы думаете, что надевали женщины под сарафан? (демонстрирует кофту-рубаху.)

Дети: Кофту.

Воспитатель: Правильно, под сарафан женщины надевали белые кофты-рубахи.

На кофте-рубахе есть вышивка. Это вышивка «крестом». По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил.

Вышивки-обереги располагались в определенных местах: на рукавах рубахи, у выреза и на подоле сарафана узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость. Узоры на сарафане оберегали легкие и сердце, не давали злой силе подобраться снизу.

Воспитатель: А на кофту одевали уже сарафан. Чаще всего сарафаны были красного, желтого, зеленого, голубого и коричневого цветов. Как вы думаете, что означали цвета сарафана? Желтый цвет олицетворял Солнце, богатство, красный тепло, праздник, радостное настроение, зеленый цвет представлял растительный мир, голубой цвет ткани (символом неба, молодости). А что означал коричневый цвет ткани? (Землю-кормилицу.)

Воспитатель: Важным элементом женского костюма был головной убор. Девушки побогаче носили кокошники, а те что победнее – ленты.

Воспитатель: Женщины в старину украшали вышивкой не только сарафаны, но и передники, скатерти, полотенца, и даже мужскую одежду. Рассмотрим эту рубаху. Она очень длинная, рукава тоже длинные и широкие. Не засучив такие рукава, работать, было невозможно. Именно с тех давних времен берет свое начало выражение «работать спустя рукава»; значит, работать плохо, кое-как.

Воспитатель: Чем старинная рубаха отличается от рубашек, в которые одеты наши мальчики? Правильно, она сшита из другой ткани. Вспомните, как называется эта ткань?

Дети: Льняная.

Воспитатель: Кроме того, у старинной рубахи по-другому скроен воротник: он расположен сбоку, как бы косо. Поэтому такую рубаху назвали косовороткой.

Еще одна особенность рубахи - вышивка на вороте, рукавах и по низу. Как называлась такая вышивка? Для чего она была нужна?

Дети: Оберег, чтобы оберегать людей.

Воспитатель: Ребята, а что еще вы видите поверх рубахи?

Дети: Пояс.

Воспитатель: Правильно, пояс. В старину их называли опоясками. Их плели из тесьмы, делали из ткани, кожи и т. п. Пояс был не только частью костюма, но и опознавательным знаком. Что такое опознавательный знак? (Рассуждения детей.) Посмотришь на пояс и сразу поймешь, богат человек или беден : у богатого пояс широкий, украшен красивым узором из бисера, а у бедного - узкий, и узор на нем попроще. Нижнюю часть мужского костюма составляли порты, так называемые штаны. А мужским головной убором был картуз - это головной убор с козырьком.

Воспитатель: А детские рубахи старались шить из полотна ношеной рубахи отца или матери. Считалось, что сила родителей защитит ребенка от порчи и сглаза.

Воспитатель: А традиционной русской обувью били лапти (демонстрация лаптей). Лапти плелись из коры дерева липы – лыка, а иногда и из бересты и даже из кожаных ремешков. Плетение лаптей считалось легкой работой, которой занимались мужчины «между делом». Специальных мастерских по производству лаптей не было очень долгое время, мужчина обеспечивал обувью всю семью. Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок – кожаных или веревочных.

Физкультминутка

Воспитатель. А сейчас мы с вами поиграем, встанем в круг и представим, что мы шьём одежду. Я буду показывать, а вы повторяйте за мной.

Воспитатель и дети образуют круг и идут произнося:

Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за шагом шаг, стой на месте, дружно вместе

Сделаем вот так…

Воспитатель показывает действия (режем ножницами, шьём, вдеваем нитку в иголку, пришиваем пуговицу, а дети повторяют и называют его действие.

-Вот молодцы, ребята! Красивую одежду мы с вами сшили.

Дидактическая игра «Одень куклы» (Воспитатель раскладывает бумажные силуэты кукол, рубаху-косоворотку, штаны для мужского костюма; сарафан, кофту и кокошник для женского. Дети надевают эти предметы одежды на куклы).

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

-ножницы, нитки, молоток, пуговица.

-иголка, ножницы, стул, нитки.

-пуговица, нитки, стол, иголка.

-нитка, иголка, шкаф, ножницы.

Публикации по теме:

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «К зайке в гости мы пойдем» (первая младшая группа) 1 младшая группа Цель: Выявить уровень сформированности представлений у детей по образовательной области ФЦКМ. Программное содержание: Формировать.

Конспект НОД «Маша-повар к нам пришла и ребятам помогла!» по формированию целостной картины мира во второй младшей группеКонспект НОД «Маша-повар к нам пришла и ребятам помогла!» по формированию целостной картины мира во второй младшей группе "Формирование целостной картины мира на тему: «Маша-повар к нам пришла и ребятам помогла!»»Цель: формировать и закреплять знания у детей.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира и развитию речи в старшей группе «Путешествие в деревню» Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развитию речи в старшей логопедической.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группеКонспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе Тема: Достопримечательности Салаватского района Республики Башкортостан. Цель: - познакомить с достопримечательностями Салаватского района,.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Полетим, поедем, поплывем» Социально-коммуникативное развитие, познание: - формировать понятия наземный, воздушный и водный виды транспорта; - закрепить знания о правилах.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «История колоколов», с использованием ЭОРКонспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «История колоколов», с использованием ЭОР НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе с использованием ЭОР. Тема: «История колоколов»Цель: Формирование у детей знаний.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира во второй младшей группе на тему,Что из чего сделано'' Цель: * Познакомить детей со свойствами некоторых материалов, показать как люди используют их для изготовления.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Опасные предметы дома» Цель занятия: Дать элементарные представления о правилах безопасности в быту, как обращаться со спичками, ножом и горячими предметами. Побуждать.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «В деревню к деду Макару» (младшая группа)Конспект занятия по формированию целостной картины мира «В деревню к деду Макару» (младшая группа) Конспект занятия по формированию целостной картины мира «В деревню к деду Макару» Приоритетная образовательная область: Познание. Цель:.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Земля — наш общий дом»Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Земля — наш общий дом» Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: Ознакомление с социальным миром Тема: «Земля – наш общий дом» Цель: Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе «Одежда русского человека»
Опубликовано: 9 ноября 2021 в 10:14
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе «Одежда русского человека»» (включая файлы) размещена пользователем наталья кудашова (УИ 438212) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД