Лучший педагог года

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических процессов «Дифференциация согласных звуков [С] и [Ш]»

Ирина Федорова
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических процессов «Дифференциация согласных звуков [С] и [Ш]»

Цели:

Образовательные:

закреплять навыки различения на слух согласных звуков [с] и [ш], правильного употребления их в речи;

совершенствовать фонематическое восприятие;

обогащать словарный запас, уточнить лексическое значение слов: сундук, шкатулка.

Коррекционно-развивающие:

совершенствовать правильное звукопроизношение;

развивать навык слогового и звукового анализа;

развивать зрительно-пространственные ориентировки, ручную моторику.

Воспитательные: воспитывать отзывчивость и доброту.

Оборудование:

Публикация «Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических процессов „Дифференциация согласных звуков [С] и [Ш]“» размещена в разделах

презентация со слайдами, сундук, еловые и сосновые шишки, шкатулка, сушки, миска, игрушка - плюшевый медвежонок, символы звуков [с] и [ш], алгоритмы (для характеристики звуков, материал для составления схем звукового анализа (фишки красного, синего и зелёного цветов, игрушки (медведь, индюк, совы, кабан, аист).

Организационный момент.

Логопед: Познакомьтесь, ребята, это Мишутка.

(Логопед вносит игрушку – плюшевого мишку).

Он сегодня пришёл к нам в гости и принё с письмо с просьбой: исправить в нём ошибки и навести порядок в стихах. Как вы думаете, мы можем помочь Мишутке?

- На столе с салатом … мишка.

Сладко спит в берлоге … миска.

- Починили у нас … крысу.

Я в подвале видел … крышу.

- Положили в плошку … каску.

Надевал пожарный … кашку.

- Наточил мой папа … нос.

Доктор посмотрел мой … нож.

(Логопед читает стихи, дети исправляют ошибки и произносят чистоговорки правильно. Затем ставит Мишутку на стол между сундуком и шкатулкой).

Логопед: Ребята, что вы видите справа от Мишутки?

Дети: Справа находится сундук.

Логопед: А что находится слева?

Дети: А слева стоит шкатулка.

Логопед: Как вы думаете, чем сундук и шкатулка отличаются друг от друга?

Дети: Сундук больше, чем шкатулка.

У сундука есть петли и замок.

Шкатулка маленькая и красивая.

Логопед: А в чём сходство сундука и шкатулки?

Дети: Они похожи на ящик с крышкой.

И в сундуке, и в шкатулке что-то хранят.

( Логопед обобщает и уточняет значения данных слов: сундук – это ящик

для хранения вещей с крышкой на петлях и замком; шкатулка – это небольшой закрывающийся ящичек для мелких вещей - Слайд 1).

Ход занятия.

Логопед: Давайте медленно произнесём слово «сундук» и определим первый звук в слове.

(Дети произносят слово, называют первый звук в слове).

Логопед: Припомните, с чем можно сравнить звук [с]?

Дети: Этот звук напоминает песенку водички.

Логопед: Правильно, звук [с] можно сравнить с песенкой водички.

(Логопед показывает картинку с символом звука [с] – Слайд 2).

Логопед: А теперь произнесите слово «шкатулка» и определите в нём первый звук.

Дети: В слове шкатулка первый звук [ш].

Логопед: А что напоминает вам этот звук?

Дети: Так шипит змея, а ещё так шипит гусь.

Логопед: Действительно, этот звук напоминает нам шипение змеи или гуся.

(Логопед показывает картинку с символом звука [ш] – Слайд 3).

Логопед: Вы уже догадались, с какими звуками мы будем играть?

Дети: Мы будем играть со звуками [с] и [ш].

Логопед: Верно, сегодня мы будем различать звуки [с] и [ш], учиться их правильно произносить.

Актуализация имеющихся знаний у детей.

(Логопед обращает внимание детей на слайд со схемами артикуляции

звуков [с] и [ш] – Слайды 4, 5).

Логопед: Что делают наши губы и зубы, когда мы произносим песенку водички?

Дети: Наши губы улыбаются, а зубы делают «заборчик».

Логопед: А что происходит с язычком?

Дети: Он упирается в нижние зубки.

Логопед: Правильно, язычок делает «мостик».

А что делают наши губы и язычок, когда мы произносим песенку змеи?

Дети: Губы «бубликом», а язык как «чашечка».

Логопед: Что ещё вы можете сказать про эти звуки?

Дети: Звуки [с] и [ш] - согласные, глухие. Их нельзя пропеть, есть преграда. Они состоят только из шума.

Логопед: А как можно проверить, что эти согласные звуки глухие?

(Дети вместе с логопедом закрывают уши ладонями рук и поочерёдно произносят звуки [с] и [ш]. Логопед обобщает ответы детей).

Логопед: Представьте, что ваша кисть руки – это язык. Если пальчики опущены вниз, то мы произносим слоги и слова со звуком [c]. Если пальчики подняты вверх – слоги и слова со звуком [ш].

Язык книзу – са – са – са,

Укусила в нос оса.

Язык кверху – ша – ша – ша,

Наша Маша хороша.

Язык книзу – сы – сы – сы,

У осы есть усы.

Язык кверху – ши – ши – ши,

Наши уши хороши.

(Дети повторяют чистоговорки за логопедом, сопровождая движениями кистей рук и пальцев).

Динамическая пауза.

Логопед: А теперь немножко подвигаемся.

Поглядите: боком, боком (руки на поясе, прыжки вправо)

Шла синичка мимо окон. (прыжки влево)

Скок-поскок, скок-поскок, (прыжки вперёд-назад)

Дайте булочки кусок. (разводят руки)

(Логопед проводит динамическую паузу).

Логопед: А сейчас Мишутка предлагает вам поиграть.

( Логопед выставляет на столе игрушки: медведь, индюк, сова, кабан, аист).

Логопед: Назовите первые звуки в словах и составьте из них новое слово.

(Дети по первым звукам слов составляют новое слово).

Дети: Получилось слово миска.

(Логопед показывает картинку с миской - Слайд 6).

Логопед: Молодцы, ребята. А давайте подумаем, что произойдёт, если в слове «миска» заменить звук [с] на [ш]?

Дети: Получится новое слово «мишка».

Логопед: Как вы думаете, сколько слогов в слове «мишка»?

Дети: В этом слове два слога.

Логопед: Назовите первый слог (миш).

А теперь назовите второй слог (ка).

Сколько звуков в первом слоге? (3) А во втором слоге? (2)

А сколько всего звуков в этом слове? (5)

(Дети определяют количество звуков в слогах, затем в слове).

Логопед: Давайте обозначим звуки в слово «мишка» цветными фишками.

(После того, как дети составили слово, логопед показывает правильный образец дети проверяют составленное из цветных фишек слово – Слайд 7).

Логопед: Молодцы, ребята! Мишутка очень вами доволен!

А сейчас дадим отдохнуть нашим глазкам.

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

(Логопед проводит зрительную гимнастику).

Вот стоит большая ёлка,

Вот такой высоты. (движения глазами снизу вверх)

У неё большие ветки,

Вот такой ширины. (движения глазами слева направо)

Есть на ёлке даже шишки, (глазки вверх)

А внизу – берлога мишки. (глазки вниз)

Зиму спит там косолапый (прикрыть глаза руками)

И сосёт в берлоге лапу.

Логопед: А сейчас откроем сундук и посмотрим, что в нём.

(Дети открывают сундук и обнаруживают еловые и сосновые шишки.

Логопед предлагает выбрать шишку и катать между ладонями, повторяя стишок).

Мишка с шишкою играет,

Между лап её катает.

Медвежата все хохочут,

Шишки лапы им щекочут.

(Логопед вместе с детьми делают самомассаж рук).

Итог занятия.

А сейчас сюрприз от Мишутки – он прощается с вами и хочет вас угостить.

(Логопед открывает шкатулку, угощает детей сушками и обращает внимание детей на звуки [с] и [ш] в слове).

Логопед: Ребята, чем мы сегодня занимались?

Чему научились? Что вам особенно понравилось?

(Дети называют звуки, с которыми играли, стишки гостя Мишутки,

игру с шишками).

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р], [Р’]» Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков «Р» / «Рь» (подготовительная к школе группа). Автор учитель-логопед Козырева А. В.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[С’]» Дифференциация звуков [c][c’](подготовительная группа) Цели: • закреплять навыки четкого произношения звуков и их дифференциацию; • формировать.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ж], [З]» Ф. И. О. : Овчинникова Светлана Владимировна Должность : Учитель - логопед Образовательное учреждение:МДОУ Детский сад "Березка"п. Новая Игирма.

Конспект группового логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [г]-[к]» Групповое логопедическое занятие (2 класс). Грамматическая тема: Дифференциация согласных звуков [Г-К]. Лексическая тема: Деревья. Цель:.

Конспект логопедического фронтального занятия по дифференции гласных и согласных звуков «Один день из жизни насекомых» Конспект открытого занятия для детей среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи по звуковой культуре речи «Один день из жизни.

Конспект открытой образовательной деятельности «Дифференциация глухих и звонких согласных на базе звуков [д]-[т]» Конспект открытой образовательной деятельности. Тема: дифференциация глухих и звонких согласных на базе звуков [Д-Т]. Цели: слухо-произносительная.

Конспект подгруппового занятия «Дифференциация звуков [ж]-[ш]» Конспект подгруппового занятия Тема: «Дифференциация звуков Ж-Ш» Цель: совершенствование фонематического восприятия; развитие целенаправленного.

ООД по формированию фонематических процессов у детей в старшей логопедической группе детского сада (основная часть) I. Вводная часть. Дети входят в группу. Логопед: - Прислушайтесь, какая красивая музыка звучит (звучит музыка). - Давайте закроем глазки,.

Конспект занятия «Мир согласных звуков [м]-[м’]» Тема: Мир согласных звуков М-МЬ Цель: формирование понятия о согласном звуке, твердости-мягкости согласных. Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематических процессов «Дифференциация согласных звуков [С] и [Ш]»
Опубликовано: 10 ноября 2015 в 17:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД