Елена Погодина
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР «Звуки [В]-[Ф], [В’]-[ф’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуки «Ф»-«В», «Вь»-«ФЬ».
Цель: сформировать у детей представление о сходстве и различии парных согласных «Ф»-«В», «ВЬ»-«ФЬ».
Задачи:
- уточнить понятие «парные согласные», продолжать учить дифференцировать согласные по глухости-звонкости в слогах, словах, предложениях и тексте;
Публикация «Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР „Звуки [В]-[Ф], [В’]-[ф’]“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
- упражнять детей в слухо-произносительной дифференциации парных согласных звуков; формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогового, звукобуквенного состава слова; развивать навыки построения связного высказывания (программирование смысла и реализация высказывания) посредством ответов на проблемные, причинно-следственные вопросы, в период работы над деформированными по смыслу предложениями;
- формировать навыки коммуникативной культуры, формировать навык самоконтроля и взаимоконтроля в речи и учебно-практической деятельности; воспитывать отзывчивость, чувство сопереживания.
Оборудование: панно «Звуки в домиках», панно «Домики-буквы», квадраты-символы, полоски-символы, звукозапись рассказа «Вежливый Федя» ;
Р/ М: предметные картинки, кассы, наборные полотна с материалом.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Логопед предлагает детям разделить слова на слоги и назвать первый слог. Игровое упражнение «Назови первый слог»
фут-бол-ка, пав-лин, шваб-ра, фи-ник, зву-ки, фор-ма, вил-ка, коф-та
2. Повторение
Дети вспоминают звуки, с которыми познакомились на прошлом занятии («В»,»ВЬ», подбирают для них квадраты-символы, называют сходства и различия звуков с опорой на панно «Звуки в домиках».
Логопед предлагает поиграть в игру «Услышь звук». Дети слушают слова, различают звуки и показывают соответствующий квадрат-символ.
Слова: звонок, звери, веки, волосы, хвост, Павел, весна, Света, Слава, савок, завиток.
Дети вспоминают, как называется буква-домик, в которой живут звуки «В» и «ВЬ», на что похожа буква «В» (панно «Домики-буквы»)
3. Узнавание, различение, произношение звуков в слогах, словах и фразах.
Логопед предлагает подобрать парные согласные к называемым звукам (помощь – панно «Домики-буквы») : «Д» -, «ЗЬ» -, «Г» -, «БЬ» - ….. Дети вспоминают главное отличие парных согласных. (Один согласный звук в паре звонкий, а другой глухой). Далее логопед предлагает подумать, есть ли парные согласные для звуков «В» и «ВЬ». Ребята называют пары к звукам и подбирают соответствующие пары квадратов-символов, объясняют отличия.
Логопед предлагает детям самим назвать тему занятия.
Ребятам предлагается проверить себя и выяснить, кто путает эти парные согласные в игровом упражнении «Дразнилки»
Ва-фа-фа-ва
Фы-фы-вы-вы
фно-вно-фно-вно
вен-фен-вен-вен
флэ-флэ-влэ-флэ
афя-авя-афя-авя
воп-фоп-воп-фоп
свим-сфим-свим-сфим
Логопед предлагает узнать парные согласные в игре со слогами «Перевертыши». Дети подходят к логопеду, воспринимают на слух «перевернутые» слова, называют правильный вариант, выделяют звук в слове и определяют его место. В помощь – слоговая схема слов из полосок-символов на наборном полотне.
Слова: тук-фар; ник-фи; ма-фор; ра-шваб; ва-дро; тик-фан, на-вес; ро-вед; ра-са-фан; во-сы-ло, фе-кон-та
Работа с раздаточным материалом
Ребята садятся на места. На столах предметные картинки. Логопед предлагает поиграть в игру «Узнай звук». Дети индивидуально и самостоятельно определяют спрятавшийся звук, кладут на предметную картинку квадрат-символ и полоску, обозначающую место звука в слове. Затем объясняют свой выбор распространенным высказыванием («В слове «ежевика» я услышал звук «ВЬ». Он спрятался в середине слова»). Дети помогают затрудняющимся товарищам, утрированно выделяя искомый звук.
Предметные картинки: ежевика, раковина, медведь, воспитательница, савок, тыква, конфеты, кофе, футболист, магнитофон, фонтан.
Логопед предлагает самостоятельно, с помощью раздаточного материала, составить слоговую, а затем звуковую схему слова «тык-вы», выложить слово из букв. Затем дети преобразовывают звуковую схему слова «тык-вы» в слово «шар-фы», заменяя определенные квадраты-символы, после меняют буквы. Далее дети коллективно рассказывают, какие квадраты поменяли и почему. Логопед предлагает назвать ударный слог в слове «тык-вы», а затем в слове «шар-фы». Дети устанавливают, что и ударные слоги изменились.
Физкультминутка «Проиграй чистоговорку» Дети имитируют движения согласно содержанию текста, произносят чистоговорку эмоционально выразительно. Выделяют звуки утрированно.
Михаил играл в футбол, он забил в ворота гол. Филин даже с фонарем ничего не видит днем.
4. Работа с предложением
Логопед вносит полоску-символ «Предложение» и объясняет, что сейчас произнесет смешное предложение. Дети слушают и объясняют, почему, по их мнению, оно смешное.
Игровое упражнение «Исправь смешное предложение»
У кефира в буфете есть вкусный Ваня.
Фонари увидели фиолетового Володю.
Футбол пришел на Витю в футболке.
На фотографии у шарфа вязанная Варя.
Дети повторяют исправленные предложения индивидуально, а затем коллективно несколько раз, корректируют ошибки друг друга, выделяя звуки утрированно.
5. Работа с текстом
Логопед предлагает детям прослушать рассказ «Вежливый Федя» в звукозаписи.
В Валином доме живет мальчик. Его зовут Федя. Федя всегда говорит всем «здравствуйте», «вам помочь», «до скорой встречи». Федя с удовольствием всем помогает. Его уважают и хвалят. Взрослые называют мальчика - вежливый Федя.
Логопед предлагает затем ответить на вопросы полными предложениями.
Как называется рассказ? Где живет мальчик? Как его зовут? Что всегда всем говорит Федя? Что с удовольствием делает Федя? Как к нему относятся люди? Как называют мальчика взрослые? Почему его так называют?
6. Итог занятия.
Логопед показывает на пары квадратов-символов и предлагает детям еще раз назвать парные согласные, которые они различали на занятии. Просит ребят похвалить детей, которые были активными, сказать им хорошие слова. Просит объяснить, кому было трудно и почему. Затем предлагает ребятам и им сказать хорошие, добрые слова. Делает вывод о том, что ребят тоже можно назвать «вежливые дети», объясняет почему.