Папки-передвижки

Конспект лексико-грамматического занятия в подготовительной к школе группе (ОНР) «Строительные профессии»

Светлана Валерьевна Горбанева
Конспект лексико-грамматического занятия в подготовительной к школе группе (ОНР) «Строительные профессии»

Конспект занятия

по формированию лексико-грамматических средств языка

в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Строительные профессии»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Публикация «Конспект лексико-грамматического занятия в подготовительной к школе группе (ОНР) „Строительные профессии“» размещена в разделах

- Расширять и закреплять представления детей о профессиях людей, работающих на стройке. Уточнить и активизировать словарь по теме «Строительные профессии» (каменщик, крановщик, кровельщик, электрик, сварщик, плотник, маляр, слесарь, бетонщик, паркетчик, стекольщик, экскаваторщик, штукатур, бетономешалка, панелевоз, экскаватор, подъемный кран).

- Продолжать учить детей подбирать родственные слова.

Коррекционно-развивающие:

- Совершенствовать навык слогового анализа слов.

- Развивать диалогическую речь, зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности и ответственности.

- Воспитывать уважение к труду взрослых.

Оборудование:

- Игра «Кто где живет?» ( картинки: скворец, свиньи, собака, медведь, ласточка, лиса, белка, корова, куры, рыбки).

- Картина с изображением многоэтажного дома.

- Мяч.

- Картинки с изображением строительных профессий.

- Набор «Машины на стройке».

- Предметы: рубанок, пила, молоток, гвозди, электрические провода, банка краски, клей, обои, кисти, ножницы, кирпич, мастерок, каска, отвертка, плоскогубцы, метр, стекло, стеклорез, лампочка.

- Кассы букв по количеству детей.

- Предметные картинки: пушка, ландыш, овощи, топор, нитки, иголка, кошка.

- 2 картинки с изображением домов и 2 схемы к словам «Мишка» и «Мушка».

- Силуэты домиков, цветные карандаши на каждого ребенка.

Предварительная работа:

Рассматривание картины «На стройке», сюжетно-ролевая игра «Строители», заучивание стихотворений о строительных профессиях, физкультминутки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает детям встать около стульчиков.

- На свое место сядет тот, кто скажет, как называется дом, в котором живет… (показ картинок)

- Скворец? (Скворец живет в скворечнике.)

- Свиньи? (Свиньи живут в свинарнике.)

- Собака? (Собака живет в конуре.)

- Медведь? (Медведь живет в берлоге.)

- Ласточка? (Ласточка живет в гнезде.)

- Лиса? (Лиса живет в норе.)

- Белка? (Белка живет в дупле.)

- Коровы? (В коровнике.)

- Куры? (В курятнике.)

- Декоративные рыбки? (В аквариуме.)

2. Загадывание загадки.

- Отгадайте загадку:

Что за башенка стоит,

А в окошке свет горит?

В этой башне мы живем,

И она зовется…

(И. С. Лопухина)

- Дом.

- Кто же живет в доме?

- Что может еще являться жильем человека? (Квартира, замок, дворец, хижина, изба.)

- У человека может быть и временное жилье. Какое временное жилье вы знаете? (Палатка, шалаш, гостиница, пещера.)

3. Подбор родственных слов к слову «дом».

- А сейчас мы поиграем с вами. К кому мой мячик попадет, тот родственное слово к слову «дом» назовет.

- Пирог, испеченный дома. (Домашний.)

- Человек, любящий дом, красоту и порядок в доме. (Домовитый.)

- Тот, кто больше всего любит быть дома, дома сидеть. (Домосед.)

- Все, кто живут дома вместе, в одной семье. (Домочадцы.)

- Сказочное существо, которое селится в домах, охраняет дом, но никому не показывается? (Домовой.)

- А если дом маленький, назовите его ласково. (Домик, домишко.)

- Назовите большой, огромный дом. (Домище.)

- Сейчас я прочитаю вам стихи, а вы догадайтесь, каким словом (от слова дом) надо закончить каждую вторую строчку.

«Гном и дом».

Жил да был весёлый гном,

Он в лесу построил… (дом).

Рядом жил поменьше гномик,

Под кустом он сделал… (домик).

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил… (домишко).

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой (домище).

Был он стар и был он сед

И большой был (домосед).

А за печкой, за трубой

Жил у гнома (домовой).

Очень строгий, деловитый,

Аккуратный… (домовитый).

Мох, калину, зверобой –

Все из леса нёс (домой).

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас (домашний).

Вечером привык встречаться

Гном с любимым (домочадцем).

Вместе посмотреть кино,

Поиграть с ним в (домино).

Каждый день соседи – гномы

Навещали деда (дома).

Всех встречал радушно гном,

Все любили этот (дом).

4. Беседа о профессиях строителей.

- Кто строит дома? (Строители.)

- Люди каких профессий участвуют в строительстве дома? Сначала назовите мне такие строительные профессии, в которых столько слогов, сколько раз я хлопну. (2 хлопка)

- Назовите мне строительные профессии, в названии которых 2 слога. (Сварщик, плотник, маляр, слесарь.)

- А теперь профессии, в названии которых столько слогов. (Логопед хлопает три раза).

- Сколько слогов? (Три.)

крановщик кровельщик

паркетчик стекольщик

каменщик штукатур

бетонщик электрик

5. Дидактическая игра «Кто что делает?».

- Прежде чем строить дом, роют котлован – большую яму. Какая машина поможет быстро вырыть котлован? (Экскаватор.)

- Кто управляет экскаватором? (Экскаваторщик.)

- Затем закладывают фундамент - основание для стен. Кладут плиты из бетона. Бетон делают из песка, цемента, воды. Кто делает эту работу? (Бетонщик.)

- А помогает ему в этом специальная машина. Как называется эта машина?

(Бетономешалка.)

- Как вы думаете, что строители будут делать потом? (Возводить стены.)

- Кто возводит стены? (Каменщик.)

- Какая машина помогает каменщику поднимать кирпичи на этажи? (Подъемный кран.)

- Кто управляет этой машиной? (Крановщик.)

- Кто делает крышу в доме? (Кровельщик.)

- Можно ли жить в таком доме? Уютно ли будет в доме? Чтобы стены были ровные, кого мы позовем? (Штукатура.)

- Красивые ли комнаты будут в доме? Чтобы стены стали красивыми, на них наклеивают обои, потолок белят. А кто делает эту всю работу? (Маляр.)

- Кто делает окна, двери? (Плотник.)

- Стекла вставляет. (Стекольщик.)

- Паркет кладет… (Паркетчик.)

- Можно ли теперь жить в доме? Почему в доме холодно? (Нет тепла, света.)

- Кто делает эту работу? Устанавливает батареи, краны? (Слесарь.)

- Проводит электричество? (Электрик.)

6. Физкультминутка.

Целый день тук да тук. Дети изображают удары молотком.

Раздается звонкий стук. Закрывают уши руками.

Строим дом, дом большой Вновь изображают удары молотком.

И с окошком, и с трубой. Показывают «окошко», «трубу».

Кладем кирпич за кирпичом, Широко разводят руки в стороны.

Растет этаж за этажом. Тянутся на носочках.

И с каждым часом, с каждым днем Поднимают руки вверх.

Все выше, выше новый дом. Подпрыгивают на месте.

7. Игра «Транспорт на стройке».

- Какие машины помогают быстро построить дом и облегчить труд строителей? (Подъемный кран, грузовая машина, панелевоз, самосвал, бетономешалка, экскаватор.)

(Дети подходят к столу и отбирают транспорт, который необходим на стройке).

8. Игра «Кому что нужно для работы?», «Найди лишний предмет».

Логопед выставляет предметы и называет их.

- Рубанок, пила, молоток, гвозди, электрические провода.

- Назовите лишний предмет. (Электрические провода.)

- Рубанок, пила, молоток, гвозди. Кому нужны эти инструменты в работе?

(Плотнику.)

(Банка краски, клей, обои, кисти, ножницы, плоскогубцы?

(Краска, клей, обои, кисти, ножницы нужны маляру.)

- Кирпич, мастерок, каска, отвертка? (Каменщику.)

- Метр, стекло, стеклорез, электрическая лампочка? (Стекольщику.)

- А какие же у нас оказались лишние предметы? (Электрические провода, плоскогубцы, отвертка, лампочка.)

- Кому нужны эти предметы в работе? (Электрику.)

9. Упражнение на развитие звукового синтеза слов.

- А теперь я вам загадаю строительную профессию, а вы попробуйте отгадать. В этом вам помогут картинки на панно. Вы должны по начальным звукам предметов, изображенных на картинках, выложить слово из букв разрезной азбуки. И это слово будет отгадкой.

Картинки: пушка, ландыш, овощи, топор, нитки, иголка, кошка. (Плотник.)

10. Сюрпризный момент.

Стук в дверь. Приходит домовой.

- Мне кажется, что кто-то к нам пришел. Здравствуй, ты кто?

- Я домовой Кузьма.

- Ребята, а вы знаете кто такой домовой?

- Да, это сказочное существо, которое селится в домах, охраняет его, но никому не показывается.

Домовой. А вот и нет. Вовсе не сказочное, а реальное. Действительно, мы домовые живем в домах, охраняем их и еще приносим в дом счастье.

Логопед. А как ты оказался в детском саду?

Домовой. Мой дом, деревянную избу, где я жил 100 лет, снесли, и я остался без жилья. Вот пока поселился в детском саду.

Логопед. А что это у тебя в руках?

Домовой. А это мой сундучок, а сундучок не простой, а с играми-загадками. Моя игра называется «Мишка и Мушка».

Мишка брел лесной опушкой.

Повстречался Мишка с Мушкой,

Закричала Мушка грозно:

- Уходи, пока не поздно!

Гром тут грянул, как из пушки,

Убежал медведь с опушки.

Мушка кличет: - Эй, друзья!

Прогнала медведя я!

(А. Босев, перевод с болгарского В. Викторова)

Домовой показывает две картинки с изображением домов и схемы слов Мишка (ЗКССК) и Мушка (СКССК).

Домовой. В каком домике живет Мишка? Где домик Мушки?

- Ребята, найдите Мишке и Мушке свой домик. Для этого четко произнесите слово, вслушайтесь в его звучание. Определите первый и последний звуки в слове. Найдите гласные звуки и представьте все звуки по порядку.

(Дети выполняют задание).

- Нам, Кузьма, очень понравилась твоя игра. А какие ещё ты игры предложишь нам?

- Хитренькие какие, я лучше в следующий раз приду и игру вам подарю.

- Кузьма, а что это ты вдруг загрустил?

- А как же мне не грустить, у всех есть дом, у Вани, и у Маши, а у меня нет.

- Ну что, это дело поправимое, мы тебе поможем.

(Дети штрихуют силуэты домиков горизонтальными линиями цветными карандашами).

11. Итог.

Домовой. Какие у вас красивые домики получились!

Логопед предлагает подарить домики Кузьме и приглашает его ещё в гости.

Радостный Домовой благодарит детей и уходит.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий для детей с ОНР в коррекционной группе.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Новый год» Тема: «Новогодний праздник». Цели: Коррекционно-образовательные: уточнить, расширить и активизировать словарь по теме, учить образовывать.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи Задачи: 1. Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; 2. упражнение в образовании относительных.

Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий «Транспорт» Видео Ход занятия 1. Орг. Момент Кондукторам езда везде, С большою сумкой кожаной. Ему всегда, ему весь день В трамваях ездить можно. Большие.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в подготовительной группе детей с ОНР Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой.

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию лексико-грамматических средств языкаКонспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию лексико-грамматических средств языка Провела учитель-логопед МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» Акчурина Ольга АлександровнаТема: «Насекомые»Цель: оздоровительные задачи:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Птицы — наши друзья» Цель: закрепление представлений о зимующих птицах. Задачи: Обучающие: - Формировать умения составлять слова сложной слоговой структуры.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР «Домашние животные» Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей 6-го года жизни Непосредственно – образовательная деятельность по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи для детей 6го.

Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи «Путешествие в волшебный лес» Цели: • расширять, закреплять и обобщать знания о диких животных; • активизировать словарный запас по теме; • совершенствовать грамматический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект лексико-грамматического занятия в подготовительной к школе группе (ОНР) «Строительные профессии»
Опубликовано: 8 апреля 2016 в 20:24
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД