Валентина Рокочевская
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений по сюжету сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе МДОУ «Детский сад №128» по сюжету сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
составила и провела воспитатель: Рокочевская В. И.
Задачи: 1. Развивать у детей внимание, память, мышление, творческое воображение, комбинаторные способности, аналитическую деятельность.
Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений по сюжету сказки С, Я, Маршака „Двенадцать месяцев“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Маршак С.Я. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Двенадцать месяцев», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
2. Развивать умение декодировать информацию, о наличии или отсутствии определённых свойств у геометрических фигур (предметов) по их знаково-символическим обозначениям, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Развивать умение следовать определённым правилам при решении задач (действие по алгоритму) и правильно выражать свою мысль.
4. Воспитывать интерес к интеллектуальной деятельности, поддерживать интерес к играм математического содержания.
5. Воспитывать целеустремлённость, настойчивость чувство взаимопомощи.
Материал : 1. «Бабушкина шкатулка» с пуговицами (синие, зелёные, жёлтые, большие и маленькие с двумя, тремя, и четырьмя дырочками); схема с пуговицами.
2. Силуэт кофточки, «заплатки» (геометрические фигуры разные многоугольники, а одна идентичная «дырке» на кофточке)
3. Таблицы для логических заданий: «Найди четыре фигуры» на поиск закономерностей «Что «Что изменилось?» На выявление свойств геометрических фигур в алгоритме (На каждого ребёнка).
4. «Цветик – семицветик» с заданиями на лепестках.
5. Развивающая игра : «Плоскостное моделирование»
(По 8 жёлтых и синих треугольников равнобедренных).
6. Цифры для игры «Найди соседа».
7. Макет часов, загадка про часы.
8. Дидактическая игра «Назови части суток».
9. Дидактическая игра «Парашютисты» (Состав числа из двух меньших).
10. Искусственные цветы в корзине.
Предварительная работа : Чтение сказки С. Я Маршака «Двенадцать месяцев», Знакомство с цифрами, частями суток, месяцами года, составом чисел из двух меньших. геометрическими фигурами.
Содержание деятельности:
Воспитатель: Ребята, мы недавно с вами читали сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Как вы думаете. Почему она так называется? (ответы детей). А кому из этой сказки вы хотели бы помочь? (ответы детей)- Падчерице.
Воспитатель: Да мы сегодня будем помогать доброй и трудолюбивой девочке. Мачеха дала падчерице несколько заданий: подобрать заплатку к дырке на кофточке, подобрать пуговицы к кофточке, разобрать крупу (найти четыре фигуры) и набрать подснежников.
1. Показ слайда с изображением кофточки с местом для заплатки. Предлагаю детям выбрать подходящую заплатку и объяснить свой выбор. (2-3 детей)
Воспитатель: Молодцы, с первым заданием вы справились, кофточку починили, а какое второе задание дала девочке мачеха? (ответы детей).
2. Показ слайда со схемой. Прошу детей подобрать нужную пуговицу для кофточки. (Работа за столами). Спрошу 2-3 детей объяснить свой выбор по схеме и показать пуговицу.
Воспитатель: Со вторым заданием вы справились, а какое третье задание (ответы детей).
3. «Найди 4 фигуры».- задание на поиск закономерностей.
Воспитатель : Дети, крупу: -рис, гречка, горох мы обозначим геометрическими фигурами. а именно – рис- жёлтым овалом.
Гречка – коричневый треугольник.
Горох – зелёный кружок.
В пустые клеточки таблицы нужно разложить геометрические фигуры так, чтобы ни в горизонтальных ни в вертикальных рядах геометрические фигуры и их цвет не повторялись. (Работа детей за столами). Затем прошу 3-4 детей рассказать, как они разложили геометрические фигуры.
Воспитатель: Молодцы, ребята, Вы очень помогли падчерице выполнить задания, которые дала мачеха,а ещё ей что нужно сделать? (ответы детей). – Найти подснежников.
Воспитатель: Девочка пошла в лес. А события в сказке происходили в какое время года? (ответы детей) А на дворе какой был месяц? (ответы детей) – Какие же в январе подснежники? Они когда бывают? (ответы детей). Девочка пошла в лес за подснежниками. Вдруг она увидела на полянке огонёк. Подходит и видит – вокруг костра сидят братцы – месяцы. Стала она их считать и насчитала? Сколько? (ответы детей) – 12.
Воспитатель : Перечислите все 12 месяцев года (3-4 ребёнка отвечают).
Воспитатель : Вдруг один из них обернулся увидел девочку и спросил: «Что тебе здесь нужно?» Девочка рассказала им всё и братцы – месяцы решили помочь ей, найти первые весенние цветы. Времени на поиск дали лишь один час. Девочка и месяц Март вместе отправились за цветами. А мы свами немного отдохнём.
Физкультминутка.
Мы считали и устали
Дружно все мы тихо встали.
Руками похлопали – раз, два. Три,
Ногами потопали – раз, два, три.
Выше руки шире плечи,
Раз, два, три! Дыши ровней!
Сели встали. Встали, сели,
И друг друга не задали.
Мы немного отдохнули
И опять считать начнём.
Воспитатель: В конце пути девочка и месяц Март увидели подснежники, но чтобы их набрать,необходимо выполнить несколько заданий.
Показ слайдов – лепестков «Цветика-семицветика».
Воспитатель: Ребята, посмотрите на каждом лепестке написано задание. Нам нужно правильно собрать «Цветик-семицветик», чтобы каждый лепесток встал на своё место. Поможем девочке? (да).
1. Составьте из 8 треугольников дом и лодку. (Показ слайдов дома и лодки.)
Дети делятся на команды и на коврике составляют, одна команда – дом, вторая команда – лодку. (проверяем кто быстрее и правильнее выполнил.)
2. Математическая игра : «Найди соседа».
Воспитатель: Дети с цифрами 2,4,6,8,10.-стоят на расстоянии друг от друга, а дети с цифрами 1,3,5,7,9. Находят своих соседей. (повторяем2- раза).
3. Задача «Сколько рукавичек?»
«Дарит бабушка-лисица
Трём внучатам рукавицы
Это вам на зиму, внучки,
Рукавичек по две штучки.
Да смотрите, не теряйте,
Сколько всех пересчитайте.»(ответы детей.)
4. Игра «Назови части суток».(Показ слайдов с частями суток. ((Спрошу 3-4 детей).
5. Загадка: «На руке и на стене, и на башне в вышине,
Ходят, ходят ровным ходом от восхода до захода.» (Часы).
Показ макета часов и определение времени детьми. (4-5 человек).
6. Игра «Назови пропущенное слово».
_ Солнце светит днём,а луна …. ?
_ Вы пришли в детский сад утром,а домой вернулись?
_ Если вчера была среда,то сегодня….?
_ Каждое воскресенье мы ходим в парк, и вчера тоже ходили. Какой день недели сегодня?
_ За понедельником- вторник, а за вторником….?
_ Зиму сменяет весна,а какое время года сменит весну….?
7. Дидактическая игра «Парашютисты» (Показ слайда о составе чисел из двух меньших). Вот и составили мы «Цветик- семицветик».
Добралась девочка до цветов, а вы ей в этом помогли. Оглянулась она - месяцев нет. Пожалела, что поблагодарить некого, взяла цветы и пошла домой.
Выводы с опорой на слайды. Ребята! А чем вы помогли девочке? Какое задание было самым сложным? Что больше всего вам понравилось? (Ответы детей) .
Воспитатель: На этом наше путешествие по сказке С. Я Маршака «Двенадцать месяцев» окончено.