Елена Алексеевна Шапарева
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе с использованием элементов краеведения «Геометрические фигуры на улицах города»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием элементов краеведения.
Автор воспитатель МБДОУ детский сад №16 «Ласточка»,г. Котовск. Шапарева Елена Алексеевна.
Тема: «Геометрические фигуры на улицах города»
Цель:
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе с использованием элементов краеведения „Геометрические фигуры на улицах города“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Мой край, мой город. Краеведение
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов, учить считать до пяти.
Задачи:
Обучающие:
Совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство;
Познакомить с отличием квадрата и прямоугольника.
Совершенствовать умение анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку;
Учить рассуждать логически: обосновывать свой ответ, делать правильный вывод.
Развивающие:
Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине, понимать независимость числа.
Воспитательные:
Способствовать формированию мыслительных операций;
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, активность и самостоятельность.
Математический словарь: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат- плоскостные фигуры, куб, шар, цилиндр- обьёмные фигуры; отрезок, углы.
Оборудование: ноутбук, экран, магнитная доска,неваляшка, мольберт.
Демонстрационный материал:
Картинки для физминутки, картинка для гимнастики для глаз, карточки с геометрическими фигурами.
Раздаточный материал:
Рабочие листы с заданиями «геометрические деревья», «геометрические дома», «геометрические клумбы», ножницы, клей, листы бумаги, вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня в гости к нам пришла Неваляшка с просьбой помочь ей ответить на вопросы.
Вопросы:
1. Сколько в городе школ искусства? (Одна)
2. Сколько и где можно увидеть в городе пушек? (Две. Возле здания Заводоуправления "Тамбовский пороховой завод"и возле военной части)
3. Сколько неваляшек стоит на памятнике «Эволюция неваляшки» (Три)
4. Сколько образовательных школ в городе? (Четыре)
5. Сколько пилонов, в виде штыков, устремлённых вверх находится у мемориального комплекса «Вечный огонь»? (Пять)
(Каждый ответ демонстрируется на экране)
Воспитатель: Молодцы, ребята, неваляшка благодарит вас за помощь и предлагает совершить виртуальную прогулку по улицам нашего города с помощью волшебного экрана. (дети садятся на стульчики).Во время прогулки мы внимательно рассмотрим здания домов, деревья, клумбы. Ваша задача найти как можно больше предметов на улицах города,похожих на геометрические фигуры. Какие геометрические фигуры вы знаете?
(Дети перечисляют названия геометрических фигур)
Воспитатель: Круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат — это плоскостные фигуры. Еще какие фигуры вы знаете? (куб, шар, цилиндр). Если быть внимательными и наблюдательными, то можно увидеть много предметов, похожих на геометрические фигуры. Итак, отправляемся в путь!
(на экране появляется слайд с видом улицы Октябрьская)
Наш путь начинается с самой длинной улицы нашего города, которую можно сравнить с отрезком. Что такое отрезок? Отрезок- это прямая линия, ограниченная с двух сторон. Называется эта улица Октябрьская. Ёе протяженность составляет 2 км 850 метров. Котовск – город компактный, живописный, уютный разместился буквально на небольшой по территории, окруженной с трёх сторон лесом, с четвёртой- ограниченной рекой Цной. Ребята, назовите, пожалуйста, геометрическую фигуру у которой три стороны. Правильно –это треугольник. А какая геометрическая фигура имеет четыре стороны?
Дети: Прямоугольник.
Воспитатель: Давайте все вместе повторим – прямоугольник.
(Дети громко и четко проговаривают название – прямоугольник. Можно выборочно попросить проговорить отдельных детей).
Воспитатель: А на какую геометрическую фигуру похож прямоугольник?
Дети: На квадрат.
Воспитатель: Все правильно! А сейчас мы с вами будем учиться различать прямоугольник и квадрат (на магнитной доске только две эти фигуры, но для этого, дети, вам необходимо пройти за столы на свои места.
( На рабочих столах приготовлен раздаточный материал: один прямоугольник и один квадрат из бумаги на каждого ребенка.)
Воспитатель: Положите перед собой квадрат, обведите его пальчиком, скажите, у него есть стороны?
Сколько их? (ответы детей) Правильно, четыре. А у квадрата есть углы? Сколько их. (ответы детей).
Воспитатель: А теперь положите перед собой прямоугольник и обведите его пальчиком. Скажите, у него есть стороны? Сколь их? А у прямоугольника есть углы? Сколько их?
Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается прямоугольник от квадрата?
(Дети выполняют сравнение фигур методом наложения квадрата на прямоугольник)
Воспитатель:(Обобщая ответы детей) Можем сделать вывод, что верхняя и нижняя стороны у прямоугольника длиннее, чем у квадрата, а левая и правая одинаковые по длине.
(При показе необходимо обратить внимание на то, чтобы дети правильно показывали стороны и углы геометрических фигур : стороны надо проводить пальцем вдоль ее протяженности (это отрезок, углы проводим пальцем, обозначая стороны угла.)
Воспитатель :Молодцы, ребята, продолжаем путешествие. (Дети встают из-за столов и подходят к магнитной доске) -Наш город расположен в лесной зоне. Какие деревья можно встретить лесу? (дуб,сосна, осина, рябина, берёза и др.)
Упражнение «Геометрические деревья»
Перед вами карточки, на которых изображены деревья с кронами, похожими на геометрические фигуры. Сосчитайте, сколько всего деревьев на рисунке? (Пять деревьев). Покажите дерево с кроной похожей на круг- дуб, овал -рябина, треугольник -сосна, прямоугольник-осина, квадрат-берёза.
Какое по счету дерево с круглой кроной (овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной?
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданием. А сейчас, продолжаем нашу прогулку по улицам города. Ребята, скажите,пожалуйста, какие дома вы видите на улице ( Предполагаемые ответы детей: высокие,многоэтажные,большие,маленькие, низкие, одноэтажные) (Дети подходят к мольберту, на котором прикреплены картинки домов разной геометрической формы)
Упражнение «Геометрические дома»
Воспитатель: Как вы думаете, в каком доме живет какая геометрическая фигура?
Чей дом самый высокий (низкий?
Чей дом самый широкий (узкий?
К чьему дому ведет самая длинная (короткая) дорожка?
Покажите число, обозначающее количество этажей в квадратном доме (прямоугольном, треугольном). Каких квадратных домов больше, синих или красных?
Их поровну. Значит, количество домов не зависит от их цвета.
Каких домов больше, тех что стоят с левой стороны, или тех, что стоят с правой? Их одинаковое количество. Значит, количество не зависит от расположения.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! А сейчас мы немного отдохнём и опять гулять пойдём.
Посмотрите на картинку и выполните задание. (воспитатель показывает карточки с заданием)
Физкультминутка
Сколько точек будет в круге
Столько раз поднимем руки.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем наклонов.
Приседаем столько раз,
Сколько бабочек у нас.
А притопнем столько раз,
Сколько ёжиков у нас.
А прихлопнем столько раз,
Сколько белочек у нас.
Пальчиковая гимнастика «Геометрические клумбы»
А теперь будем пальчики считать
1,2,3,4,5
И фигуры называть (воспитатель показывает карточки с геометрическими фигурами)
Вот квадрат, а вот кружок
Треугольник и овал
А еще прямоугольник
Их не трудно сосчитать
Их по счету ровно- пять.
Воспитатель: Шли мы, шли, шли мы, шли и к красивым клумбам пришли.
Дети, пройдите, пожалуйста к столам. Обратите внимание на клумбы, которые расположены возле домов (дети садятся за столы. Перед каждым ребенком лежит лист бумаги с нарисованными клумбами)
Воспитатель: На какие геометрические фигуры похожи клумбы? ( Ответы детей: круг,овал, квадрат, треугольник, прямоугольник).Обратите внимание на клумбу круглой формы. Какие цветы растут на этой клумбе ( Ответы детей: ромашки и васильки).
Воспитатель: Сколько ромашек вы видите?
Дети: Одну.
Воспитатель: Сколько васильков растет на клубе?
Дети: Четыре.
Воспитатель: А какие цветы растут на квадратной клумбе?
Дети: Две ромашки и три колокольчика.
Воспитатель :Ребята, а какие цветы растут на клумбе в виде треугольника?
Дети: На треугольной клумбе растут три ромашки,одна роза и один колокольчик.
Воспитатель: Сколько всего цветов на клумбе?
Дети: Пять
Воспитатель :Какие цветы растут на прямоугольной клумбе? И сколько их?
Дети :На прямоугольной клумбе растут две ромашки, два василька и один колокольчик.
Воспитатель: Сколько всего цветов на клумбе?
Дети: Пять
Воспитатель: Дети, а какие цветы вы видите на овальной клумбе? Назовите их, пожалуйста.
Дети: На овальной клумбе растут :одна ромашка, один василёк, одна роза, один колокольчик, один георгин.
Воспитатель: Сколько всего цветов на клумбе?
Дети: Пять
Воспитатель: Значит, не смотря на формы клумб и сорт растений, количество цветов посаженных на каждой клумбе равно пяти.
Вырезание ножницами «Геометрические фигуры»
Воспитатель: Перед вами лежат геометрические фигуры.
Как с помощью ножниц, из квадрата сделать треугольники?
Как с помощью ножниц, из прямоугольника сделать квадраты?
Как из круга сделать два полукруга?
Конструирование «Геометрическая картинка»
Воспитатель: А сейчас составьте из получившихся у вас геометрических фигур картинку и наклейте ее
на лист бумаги. Эта картинка напомнит вам о прогулке по нашему городу в поисках геометрических фигур.
Рефлексия
Вы сегодня побывали на улицах города и встретились с геометрическими фигурами. Все вы старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми заданиями.
-Какие задания вам показались интересными? Какие сложными? С какими заданиями вы справились быстрее.
- Занятие закончилось, спасибо Неваляшке за нашу интересную прогулку!