Получи документы

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук [Ц] и буква Ц»

Наталья Лисова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук [Ц] и буква Ц»

Цели занятия:

коррекционно-образовательные:

- дать детям понятие о механизме образования звука (Ц с опорой на различные виды контроля;

- формировать и расширять словарный запас.

коррекционно-развивающие:

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- работа на удлинение речевого выдоха;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

-учить координировать речь с движением;

- развивать мыслительную деятельность.

коррекционно-воспитательные:

-воспитывать у детей самостоятельность и навыки

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему „Звук [Ц] и буква Ц“» размещена в разделах

самоконтроля за речью, любовь к природе.

I.Организационный момент.

1.Приветствие

«Доброе утро»

Доброе утро. Улыбнись скорей

(Ответ детей. Упражнение «Улыбка»,руки на уровне

груди, пальцы разомкнуты,ладони от себя)

И сегодня весь день будет веселей

(дети хором-веселей)

Мы погладим лобик, носик и щёчки

(поглаживающие движения)

Будем мы красивые, как в саду цветочки

(дети хором-цветочки-ладони сомкнуты в виде цветка»)

Разотрём ладошки, сильнее, сильнее

(дети хором- сильнее,растирают ладони)

А теперь похлопаем, смелее, смелее

(по тексту)

Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём

(по тексту)

Улыбнёмся снова!

(«Улыбка», ладони разомкнуты- см. выше)

Будем все здоровы!

(руки в «замке», размыкают над головой)

II. Повторение предыдущего материала

Логопед: «Слова со звуком (ль) вспоминайте и быстрее называйте!

Сядьте на свои места, ждет вас задание-игра»

Ответы детей.

III.Основная часть занятия

1. Игра-задание «Бабочка»

Предлагаю поиграть, бабочке помочь летать, с левого угла начнем, слово задуманное мной прочтем»

дуц

тев

аиы

(Две клетки вправо, какая буква? Одна вниз, одна влево, одна влево,

одна влево и одна вниз и одна вправо)

Дети по буквам составляют слово «цветы»

2. Упражнение на удлинение речевого выдоха

«Первоцветы»(ароматерапия- каждый цветок, сделанный из фетра, с добавлением капли аромамасла)

Логопед: «В руку в правую цветок все взяли – вдох и на выдохе сказали:

«Ах, какой весенний свежий легкий аромат у первоцветов!»

Дети хором: «Ах….!»

3. Артикуляционная гимнастика с применением

биоэнергопластики:

Логопед: «Положили свой цветок, поиграет язычок:

- Любят цветы весеннее солнышко, рады ему!

(«Улыбка»,ладони раскрыты, от себя на уровне груди)

- Подул легкий ветерок- испугались затрепетали на ветру

листочки то влево- то вправо)

(Упражнение «Часики»,показываем указательными пальцами обеих рук) и прижались к стебельку

(Упражнение «Горочка», показ руками)

4. Сообщение темы занятия.

Логопед: «Ребята, с какого звука начинается слово цветы?»

Ответы детей

Логопед: «Верно, это звук Ц!»

Произнесем этот звук.

Педагог: «Как мы произносим звук Ц? Как располагаются наши губы, зубы, язык (губы в улыбке, зубы заборчиком, язычок упирается в нижние зубки)».

Учитель: «Как проходит воздух через рот, когда мы

произносим звук Ц? (согласный)»

«Где живет звук, в каком замке? (синем замке - твердый).

Работает ли горло, когда мы произносим звук (обозначение зачеркнутым колокольчиком – глухой).

Логопед: «Дайте характеристику звук Ц!»

Один ребенок выходит к доске и выкладывает, выбирая

схемы-картинки,одновременно проговаривая его

характеристику: Звук ц – согласный, твердый,

глухой,свистящий….

Логопед: Ребята, а вам сейчас скажу главное-звук ц –всегда твердый!

5. Игра «Скажи наоборот»

Логопед: «Слог Ца, а наоборот будет- Ац»

Логопед: «ЦО»

Дети: «ОЦ»….

УЦ-

ЦА

6.Игра «Добавь слог «Ца»

Логопед: «Слог «ЦА» добавляй-целое слово получай!»

-Кури-(ЦА, Модни-(ЦА, Умни_(ЦА, Учении_(ЦА)

7. Закрепление навыков звукового анализа

Логопед: «Выложите с помощью звуковых сигналов слог «Ца»

Дайте характеристику слогу «Ца»

(Слог Ца состоит из двух звуков ц,а)

8. Развитие фонематических процессов

Игра-задание «Выбери картинки со звуком ц

Логопед: «Ты внимательно смотри и картинку с «ц «бери». А, назвав ее, садись и терпенья наберись. Я выбираю шприц.»

Ответы детей:…

9. Определение звука «Ц» в словах (картинках у детей)

Составление по слогам слова «Синица»

Логопед: «Слог в слове синий называй и в уме запоминай,

слог второй в слове куница, называй и запоминай, а

последний в слове «курица».

Соединяем их вместе, получилось слово «синица»

Синичка предлагает поиграть, в ваших картинках звук

«ц»поискать…

Логопед напоминает детям,что клюв и голова синички – начало слова, туловище=середина, хвостик- конец слова

Логопед: В слове шприц звук «Ц» находится в конце слова,а

у вас?

Ответы детей

10. Координация речи с движением «Синица»

Логопед: «Вокруг повернись и в синицу превратись!»

Скачет шустрая синица( "скачут")

Ей на месте не сидится (" грозят пальчиком")

Прыг-скок, прыг -скок!

Завертелась,как волчок! (" Кружатся",

И присела на минутку ("Присели")

Почесала клювом грудку (" гладят рукой груд. клетку")

И с дорожки на плетень, тири-тири-тири тень!

("взмахнуть перекрещенными кистями рук")

("Сесть")

11. Деление слов на слоги

. Игра с прищепками.

Я делю слова на слоги –

Очень требования строги!

Что ни гласная, то слог-

Вот такой,друзья итог….

Логопед: «Ты картинку украшай, СКОЛЬКО СЛОГОВ, ТЫ ПРИЩЕПОК И ЦЕПЛЯЙ. В слове шприц один слог.»

(педагог прицепил внизу картинки прищепку).

Ответы детей (2ответа).

12. Закрепить звуковой анализ слов с детьми

Логопед: Наше задание совсем не простое выложи звуковой анализ слова из конструктора

Логопед: «Ребята, у меня загадка, у кого отгадка, отвечай не зевай звуковой анализ своего слова давай!

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете. (Цифры)

У детей к нему огромный интерес

Сюда всегда открыты двери,

Здесь выступают даже звери. (Цирк)

По природе глупа,

И трусливая она,

Ходит в шубе плотной,

Мекая задорно! (Овца)

Индивидуальные ответы детей( 1-2 ребенка делают

звуковой анализ слов своих на картинках).

13. Отгадывание ребуса (Цветок)

Логопед: «Дети, перед вами ребус-загадка, отгадайте зашифрованное слово в ребусе?

Ответ детей: «Цветок!»

14. Подбор родственных слов из текста.

Игра «Вырасти цветок!» Дети вспоминают слова, родственные к слову цветок из текста, выкладывая на ковролине

лепесток-слово)

- Чтение текста. (2 раза читать)

Дождались мы светлого мая. На лугу расцвели разноцветные цветы. Цветовод пошел на луг и перенес цветочки в цветник.

- Выделение из текста родственных слов и слов-действий

(цветы, цветочек,цветут,отцветают, цветовод,расцвели, цветник, зацвели, цветение, отцвели, цветок отцветает)

Логопед: Каждый лепесток-родственное слово

Слово родственное называй- лепесток прикрепляй!

15. Составление предложения из слов из текста.

Педагог: «Вам сейчас прочту слова- составьте предложение из этих слов»

Логопед: «Цветовод, в, перенес, цветник, цветочки.»

Ответ детей

16. Графическая схема предложения

Логопед раздает детям карточки с заданием.

Педагог: «Внимательно прочтите предложение и схему к нему начертите»(под предложением)

Предложение, например:- У Димы цепь.

17. Знакомство с буквой «Ц».

Рисуем в воздухе пальчиками.

Ребята, а на что похожа буква ц?

Посмотрите (показываю букву):Посмотрите на букву Ц

С коготочком на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

Написание буквы в воздухе Ц.

- Давайте, посмотрим, из каких элементов построен домик звука (из 4 линий).

- Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Ц в воздухе. Поднимаю вверх левую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву. Дети за мной повторяют.

- Проводим одну линию сверху вниз. Отступаем. Параллельно ей проводим ещё одну линию. Затем, от первой линии, ведем линию ко второй, останавливаемся и пишем косую линию вниз.

Логопед: «Выкладываем из палочек букву «Ц»!

18. Выкладывание из палочек слова «цапли»

Логопед: «Продолжаем играть, слово дальше выкладывать продолжать! Отгадайте загадку и мы узнаем,какое это слово?”

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

А во множественном числе---

Ответ детей:-Цапли!

Педагог: «Палочки свои возьми и это слово на столе выложи!»

.

IV.Подведение итогов.

Логопед: «Что нового вы делали на занятии?»

Ответы детей:….

Иллюстрация и слова к упражнению «Синица»

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква «Д». Звук [Д] и [Д’]» Конспект по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Буква Д. Звук [Д] и [Д'] Цель: Закреплять знания детей о букве Д.

Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе «Звук [ш] и буква ш» Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе. Тема «Звук{ш} и буква ш». Воспитатель высшей категории.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква [ц]» Конспект занятия в подготовительной по обучению грамоте «Звук и буква Ц» Звук и буква Ц. Подготовила учитель-логопед:Веселова Т. В. Цели:.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Ш], буква Ш» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Ш], буква Ш» Тема: «Транспорт» Программное содержание: Цель:.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Познакомить с буквой Ф Задачи: -развитие навыков звуко- буквенного анализа; -развитие фонематического слуха; -развитие навыков звукового.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Г] и буква Г» Цель: Познакомить с буквой Г Задачи: -совершенствование навыков звуко-буквенннго и звукового анализа слов,навыков чтения; -развитие фонематического.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Д] и буква Д» Звуки «Д» «Дь» и буква «Д» Цель: познакомить детей с буквой и звуком Д. Задачи: учить различать букву и звук, обучать звуковому анализу.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква Г» Задачи: -формировать способность различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности -познакомить.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква [З]» Тема: Звук и буква З Задачи: -закреплять умение сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу -познакомить с разными.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [К] и буква К» в подготовительной группе ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: Образовательные: 1. Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце). 2. Продолжать знакомство ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук [Ц] и буква Ц»
Опубликовано: 14 мая 2018 в 23:00
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД