Полтавцева Ольга
Конспект занятия по художественной литературе для подготовительной группы «Волшебная иголочка»
Образовательные области: интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.
Тема занятия: «Бережливая вещь два века живёт.»
Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
Цель занятия: осознание того, что вещи нужно беречь, посредством чтения произведения Валентины Осеевой «Волшебная иголочка», через беседу, дидактическую игру на ИКТ-оборудовании «Лесное приключение» и продуктивные виды деятельности «Ковёр-самолёт»
Задачи занятия:
Обучающие:
Публикация «Конспект занятия по художественной литературе для подготовительной группы „Волшебная иголочка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
• осмысливать поступки героев, давать им оценку, выражать своё отношение к героям сказки;
• понимать, учиться правильно отвечать на вопросы педагога;
• назвать героев сказки В. Осеевой «Волшебная иголочка», дать характеристику персонажам и уточнить мотивы их поступков.
Развивающие:
• внимательно слушать сказку, учиться эмоционально откликаться на содержание литературного произведения;
• участвовать в беседе по сказке В. Осеевой «Волшебная иголочка»; отвечать на вопросы воспитателя полным предложением;
• узнать значение слов: «рукодельница», «шелкопряд».
Воспитательные:
• сделать вывод о том, нужно бережно относится к вещам.
• внимательно слушать собеседника и не перебивать другого;
• аккуратно относиться к оборудованию; соблюдать правила техники безопасности;
Дополнительные задачи:
Игровая задача (для ребёнка): выполнить верно все задания ИКТ-игры «Лесное приключение»
Дидактическая задача (при проведении игры для педагога): закреплять умение детей строить уменьшительно-ласкательные формы слов,
Задачи на продуктивную деятельность:
- изобразительная: расположить бумажные полоски в пространстве относительно друг друга;
- техническая: закрепить практические умения и навыки плетения из бумаги
Словарная работа: «рукодельница», «шелкопряд»
Планируемый результат занятия:
Воспитанники:
назвали героев рассказа Валентины Осеевы «Волшебная иголочка», дали характеристику персонажам и уточнили мотивы их поступков;
участвовали в беседе по произведению Валентины Осеевой «Волшебная иголочка»; отвечали на вопросы воспитателя полным предложением;
узнали значение слов: рукодельница, щелкопряд;
внимательно слушали собеседника и не перебивали другого, помогали друг другу в игре; аккуратно относились к оборудованию; соблюдали правила техники безопасности;
осознали что, нужно бережно обращаться с вещами
• подбор методического материала согласно этапам интегрированного занятия по речевому развитию;
• подготовка педагога к выразительному исполнению отрывка из произведения;
• подбор ИКТ-оборудования в соответствии с возрастом детей и содержанием литературного произведения;
• разработка и организация ИКТ-дидактической игры в соответствии с содержанием литературного произведения, целями и задачами;
• разработка беседы с детьми (волонтерами) по содержанию литературного произведения;
• подготовка материалов для включения элементов продуктивной деятельности.
Материалы и оборудование: хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 5-6 лет. - 2-е изд. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 320 с., картон, клей, цветная бумага; документ-камера, интерактивная доска, интерактивные кубы
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога
1. Организационно – мотивационный этап Организовать взаимодействие с детьми.
Мотивировать детей на предстоящую деятельность. (Коммуникативное приветствие)
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет интересное чтение, увлекательная игра и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! Мы с вас вновь собрались в нашем книжном домике (художественное слово)
Книга – верный,
Книга – первый,
Книга – лучший друг ребят.
Нам никак нельзя без книжки,
Нам никак нельзя без книжки!
Все ребята говорят.
2 Основной этап
2.1 Этап постановки проблемы Погрузить воспитанников в проблемную ситуацию.
Вводная беседа:
- Скажите, для чего нужно читать книги? (Ответы)
Рассказ о писателе
- Посмотрите на портрет писательницы Валентины Александровны Осеевой. Она любила детей и писала для них интересные потрясающие, произведения- о добре и зле, о морали, что такое хорошо и что такое плохо. Её произведения можно читать не только детям, но и взрослым.
Высказывание своего развернутого и аргументированного отношения к произведению
В детстве, когда я приезжала к бабушке в деревню, она перед сном прочитала мне одно произведение, благодаря которому, я поняла, что говорить правду проще, чем лгать. Сегодня мы познакомимся с произведением «Волшебная иголочка»
Аннотация книги: (педагог демонстрирует обложку книги, документ-камера)
В этом произведении у девочки Маши есть волшебная иголочка, всё что она сошьёт имеет волшебные свойства. Но однажды девочка потеряла свою иголку и теперь ей придётся отправиться в приключение, чтобы вернуть её обратно.
Постановка проблемы
-Ребята, вы знаете почему свои вещи нужно беречь? Что бы это узнать, мы прочитаем произведение Валентины Осеевой и узнаем ответ на этот вопрос.
2.2 Этап ознакомления с материалом Создать условия для восприятия и осмысления содержания произведения:
помочь детям охарактеризовать главных персонажей, выявить и сравнить мотивы их поступков.
Раскрыть значение слов отруби, куропатка, косцы, жнецы Подготовка к чтению
Словарная работа
В произведении нам встретиться неизвестные слово: «шелкопряд», Вы знаете, что оно обозначает? Шелкопряд – это бабочка, которая умеет производить шёлк. Также вам встретиться слово «рукодельница». Вы знаете, что оно значит?
Рукодельница – девушка, искусно занимающиеся рукоделием.
Рукоделие — создание оригинальных и полезных вещей своими руками.
Послушайте фрагменты произведения:
1) Жила-была Машенька-рукодельница, и была у неё волшебная иголочка.
2) Вот повстречался ей Шелкопряд, идёт — шёлк прядёт, весь шёлковой ниткой обмотался.
Перед чтением проверить правильность посадки. Спины и ноги держите ровными. Слушайте внимательно и представляйте.
(выборочное чтение)
Жила-была Машенька-рукодельница, и была у неё волшебная иголочка. Сошьет Маша платье — само себя платье стирает и гладит. Разошьёт скатерть пряниками да конфетками, постелет на стол, глядь — и впрямь сладости появляются на столе. Любила Маша свою иголочку, берегла её пуще глаза и всё-таки не уберегла. Пошла как-то в лес по ягоды и потеряла. Искала, искала, всю травку обшарила — нет как нет иголочки. Села Машенька под дерево и давай плакать.
Пожалел девочку Ёжик, вылез из норки и дал ей свою иголку:
— Возьми, Машенька, может, она тебе пригодится! Поблагодарила его Маша, взяла иголочку, а сама подумала: «Не такая моя была».
И снова давай плакать.
Увидела её слезы высокая старая Сосна — бросила ей свою иголку:
— Возьми, Машенька, может, она тебе пригодится!
Взяла Машенька, поклонилась Сосне низко и пошла по лесу. Идёт, слезы утирает, а сама думает: «Не такая эта иголочка, моя лучше была».
Вот повстречался ей Шелкопряд, идёт — шёлк прядёт, весь шёлковой ниткой обмотался.
— Возьми, Машенька, мой шёлковый моточек, может, он тебе пригодится.
Поблагодарила его девочка и стала спрашивать:
— Шелкопряд, Шелкопряд, ты давно в лесу живёшь, давно шёлк прядёшь, золотые нитки делаешь из шёлка, не знаешь ли, где моя иголка?
Задумался Шелкопряд, покачал головой…
— Иголка твоя, Машенька, у Бабы-Яги — костяной ноги. В избушке на курьих ножках. Только нет туда ни пути, ни дорожки. Мудрено достать её оттуда…
2.3 Этап практического решения проблемы Решение проблемной ситуации, пересказать сказку через дидактическую игру
(Беседа по прочитанному)
- О ком мы с вами прочитали?
- Какая Машенька? (рукодельница)
- Чем занималась Маша? (вышивала, шила)
- Какая вещь была у Машеньки? (Волшебная иголочка)
- Почему иголочка волшебная? (все, что ей сошьешь, оживает)
- Что случилось с иголочкой? (Машенька её потеряла)
- Как Машенька потеряла? иголочку? (пошла за ягодами и уронила)
- Кто попытался помочь девочке? (ёж, сосна, шелкопряд)
- Как они помогли? (отдали свои иголки и шёлковый мешочек)
- Почему они решили ей помочь?
(им стало её жалко)
- Как Машенька отнеслась к их помощи? (приняла, но думала, что эти иголочки не такие как у неё)
- Что рассказал шелкопряд Машеньке? Давайте прочитаем ещё раз
(Повторное чтение)
- Что рассказал шелкопряд Машеньке? (что её иголочка у Бабы Яги)
- Шелкопряд сказал, что иголочку мудрено достать, что он имел в виду? (достать её будет сложно, нет туда дорог)
- Ребята, мы с вами прочитали сказку или рассказ? И почему?
- О чём мы задумались, прочитав эту сказку? (если потеряешь вещь, вернуть её будет сложно)
«Кто сидеть устал - вставайте
И со мною поиграйте!»
(физ. минутка)
Все ребята дружно встали (Выпрямится.)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте).
На носочках потянулись, (Руки поднять вверх.)
А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели (Присесть.)
И тихонько разом сели. (Выпрямится и сесть.)
-Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение. Оно называется «Закончи предложение».
-Я буду произносить начало предложения, а вы его заканчивать. Договоритесь между собой, кто будет выполнять упражнение первым.
Жила-была Машенька-рукодельница, и была у неё (что) (волшебная иголочка.).
Любила Маша свою иголочку, берегла её пуще глаза и всё-таки (что сделала) (не уберегла).
Села Машенька под дерево и давай плакать.
Пожалел девочку Ёжик, вылез из норки и дал ей свою (что) (иголку).
Поблагодарила его девочка и стала спрашивать:
— Шелкопряд, Шелкопряд, ты давно в лесу живёшь, давно шёлк прядёшь, золотые нитки делаешь из шёлка, не знаешь ли, где моя (что) иголка? — Иголка твоя, Машенька, у (кого) Бабы-Яги — костяной ноги.
(Подготовка к игре)
Вы большие молодцы! Я вижу вы готовы начать игру «Лесное приключение». Поможем Маше пройти испытания и вернуть свою иголочку. Напомните мне правила пользования интерактивной доской. Вам необходимо выполнить правильно все задания, чтобы получить жетон. Выигрывает тот, у кого больше жетонов. Передвигаем изображения только стилусом.
Вам понятны правила игры? тогда мы начинаем.
ИКТ-игра:
1 упражнение: На пути Маша увидела много вещей. Как можно произнести эти слова ласковее?
- (Имя) получает жетон, потому что назвала больше уменьшительно-ласкательных слов.
2 упражнение: в пути Маша завела себе новых друзей. Расставьте изображения в том порядке, в котором они встретились с Машенькой.
- (Имя) получает жетон, потому что быстрее справилась с заданием.
3 упражнение: Вам нужно распределить предметы по их свойствам (острое, гладкое).
- (Имя) получает жетон, потому что справилась с заданием…
4 упражнение: нейроигра. Высокие деревья перегородили девочке путь. Вам необходимо правильно произнести слово и одновременно показать соответствующий жест.
- (Имя) получает жетон, потому что не допустил не одной ошибки.
5 упражнение: Ваша задача запомнить ряд изображений, а затем восстановить его по памяти.
- (Имя) получает жетон, потому что допустила меньше ошибок.
- Ребята посчитайте свои жетоны. В игре лесное приключение победила (имя, но ты (имя) не расстраивайся в следующий раз ты обязательно победишь.
Решение проблемы
- Как Машенька потеряла иголочку?
- Что сделала Маша узнав о пропаже?
- Что могла сделать девочка чтобы не потерять иголочку?
Опыт детей
- А вы когда-нибудь теряли свои вещи? Какие?
- Что вы делали, обнаружив пропажу?
- Что-нужно делать, чтобы не терять свои вещи?
-Что вы делали, когда находили чужую потерянную вещь?
Гимнастика для глаз
Вот стоит осенний лес!
В нём много сказок и чудес (круговые движения)
Слева-сосны, справа-дуб
Дятел сверху тук да тук
Глазки ты закрой, открой
И скорее бегом домой!
(Глазами вверх-вниз)
Продуктивная деятельность
- Представьте, что у вас есть волшебная иголочка. Что бы вы с помощью её сшили?
- А сегодня мы с вами доделаем ковёр самолёт, которые не успела сшить Машенька
- Предлагаю вам пройти в творческую мастерскую.
Мы шагаем друг за другом в творческую мастерскую. Займите места, напомню вам правила работы, все задания выполняем аккуратно, внимательно слушая инструкцию. Работаем на столе.
- ваша задача переплести бумажные полоски, пропуская один квадрат другого цвета до конца. Берём одну полоску (цвета) и пропускаем её под полоской другого цвета, а затем наверх.
- (имя) какого цвета твой ковёр? (имя, а у тебя?
- Ребята вы молодцы, отлично справились с заданием и сделали красивые ковры.
- Теперь я вам предлагаю подарить свои ковры друг-другу и сказать что-нибудь приятное.
- Наведите порядок на рабочих местах.
- Я прошу вас занять свои места у интерактивной доски
3 Заключительный этап Подведение итогов, обобщение полученного материала Рефлексия
- наше занятие подходит к концу. И мы вновь оказались в книжном домике. Что нас здесь ждёт? (интерактивные кубы)
- Давайте узнаем с помощью кубов результаты:
-Кто хочет узнать продолжение сказки «Волшебная иголочка» – то поверните куб фиолетовой стороной, а если вы хотите узнать новое, увлекательное произведение Валентины Осеевой - то поверните оранжевой стороной
- Молодцы, вы все внимательные слушатели.
Итог занятия
-Ребята, есть замечательная пословица: «Цену вещи узнаешь, как потеряешь»»
-Как вы понимаете эту пословицу?
Она означает, что нужно дорожить тем, что у тебя имеется. Но человек, к сожалению, не замечает этого, он узнает о важности и ценности тогда, когда вещь будет потеряна. Ну а на следующим занятии, продолжим чтение сказки «волшебная иголочка».