Полтавцева Ольга
Конспект НОД по художественной литературе для старшей группы «Ёж»
(фрагмент)
Образовательные области: интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Тема занятия: «Мал, да удал»
Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
Цель занятия: осознание того, что каждый способен преодолевать трудности, посредством чтения произведения Алексея Толстого «Ёж», выполнения анализа произведения.
Задачи занятия:
Обучающие:
• осмысливать поступки героев, давать им оценку, выражать своё отношение к героям сказки;
Публикация «Конспект НОД по художественной литературе для старшей группы „Ёж“» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Еж, ёжики. Сказки, стихи, детская литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
• понимать причины поступков, учиться правильно, отвечать на вопросы педагога;
• назвать героев сказки А. Толстого «Ёж», дать характеристику персонажам и уточнить мотивы их поступков
Развивающие:
• внимательно слушать сказку, учиться эмоционально, откликаться на содержание литературного произведения;
• отвечать на вопросы воспитателя полным предложением; участвовать в беседе по сказке А. Толстого «Ёж»
• узнать значение слов: фыркнул, норовит, растопырил;
Воспитательные:
• сделать вывод о том, что любую трудность можно преодолеть,
• аккуратно относиться к оборудованию;
• соблюдать правила техники безопасности.
• Внимательно слушать собеседника и не перебивать
Дополнительные задачи:
Игровая задача (для ребёнка): выполнить верно все задания ИКТ-игры «Весёлый ёжик», набрать наибольшее количество фишек в игре.
Дидактическая задача (при проведении игры для педагога): закрепление образования названий детёнышей животных
Задачи на продуктивную деятельность:
-изобразительная: расположить детали относительно плоскости
- техническая: закрепить практические умения и навыки складывания бумаги
Словарная работа: «фыркнул», «норовит», «растопырил»
Планируемый результат занятия: дети знакомы со сказкой А. Толстого «Ёж», обладают достаточным уровнем внимания для слушания сказки и достаточным уровнем мышления для участия в беседе; дети сделали выводы о том, что любую трудность можно преодолеть; дети знают о таких качествах, как вежливость, воспитанность; ребята доброжелательны по отношению друг к другу; узнали значения слов «фыркнул», «норовит», «растопырил»; соблюдали правила техники безопасности.
Подготовительная работа:
• Подбор методического материала согласно этапам интегрированного занятия по речевому развитию;
• Подготовка педагога к выразительному исполнению отрывка из произведения;
• Рассматривание с детьми портрета автора
• Подбор ИКТ-оборудования в соответствии с возрастом детей и содержанием литературного произведения;
• Разработка и организация ИКТ-дидактической игры в соответствии с содержанием литературного произведения, целями и задачами
• Разработка беседы с детьми (волонтерами) по содержанию литературного произведения.
• Подготовка материалов для включения элементов продуктивной деятельности.
Материалы и оборудование: текст сказки А. Толстого «Ёж», иллюстрация, интерактивная доска, ноутбук, медаль за победу в игре
1. Организационно – мотивационный этап Организация внимания, направление внимания детей на тему занятия
-Здравствуйте, ребята. Какое у вас сегодня настроение? Давайте передадим наше хорошее настроение и доброту друг дружке через теплые ладошки. Прикоснитесь своими ладонями к ладоням соседа слева.
(Дети прикасаются ладошками друг с другом)
Молодцы, ребята, присаживайтесь на места. А сейчас послушайте и отгадайте загадку для того, чтобы узнать, о чем мы с вами сегодня поговорим.
«В клубок свернётся, а взять не даётся.» (Ёж)»,
-Правильно, послушайте ещё одну загадку.
«Я - малыш, но мои рожки уже выросли немножко. Свою маму я ищу Молочка попить хочу. (Телёнок)»
- Мне очень нравятся ваши предположения, это действительно ёж и теленок. Какое произведение с этими персонажами мы с вами читали? (Ёж)
2. Основной этап
2.1. Этап постановки проблемы Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме
(слово об авторе)
-Эту сказку написал известный писатель А. Толстой. Посмотрите на слайд это А. Толстой. Он любил детей и писал произведения для них.
(Аннотация)
-В сказке «Ёж» рассказывается том, как телёнок захотел съесть ежа, лизнул его и укололся, а ёж смог спастись и прославился богатырем.
- Эту сказку в детстве мне читала бабушка, мне она понравилась тем, что ёж смог защититься от телёнка.
(Проблема, не знают содержание сказки)
- А вы знаете, как ёж защитился от телёнка? Для того, чтобы это узнать, прочитаем продолжение произведения. Держите спины ровными, ноги вместе. Приготовьтесь внимательно слушать.
2.2. Этап ознакомления с материалом Снятие мышечного напряжения, ознакомление с содержанием произведения Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:
– Попробуй.
Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа. – Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.
Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать. А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:
– Я огромного зверя победил, должно быть, льва!
И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.
– У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.
(Словарная работа)
Ребята, во время чтения вам встретилось слово «фыркнул», «норовит», «растопырил», слово «фыркнул» означает с шумом выпустил воздух из ноздрей, слово «норовит» означает желание что-то сделать, «растопырил» означает расставил.
- Что сделал телёнок при встрече с ежом? (запрыгал, захотел боднуть)
- Как ёж защитился от телёнка? (свернулся клубком, выставив иголки, это защитная реакция ежей)
- Куда телёнок убежал после встречи с ежом?
- Рассказал ли телёнок правду? (Что рассказал телёнок корове-матери, была ли это правда)
- Что рассказал еж ежихе? (покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе, что победил льва).
(Повторное чтение)
Послушайте, что об этом пишет автор «А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:
– Я огромного зверя победил, должно быть, льва!»
- Как звери прозвали ежа и почему?
- Мы с вами прочитали рассказ или сказку? И почему? Словесный метод
2.3. Этап практического решения проблемы Решение проблемной ситуации, пересказать сказку через дидактическую игру
«Кто сидеть устал- вставайте
И со мною поиграйте!»
(физ. минутка)
Все ребята дружно встали (Выпрямится.)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте).
На носочках потянулись, (Руки поднять вверх.)
А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели (Присесть.)
И тихонько разом сели. (Выпрямится и сесть.)
-Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение. Оно называется «Закончи предложение».
-Я буду произносить начало предложения, а вы его заканчивать. Договоритесь между собой, кто будет выполнять упражнение первым.
—Ёж не знал, что телёнок (что) (ежей не ест) испугался, клубком свернулся, фыркнул — Попробуй.
Задрав хвост, запрыгал глупый телёнок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и (что сделал) … (лизнул ежа).
— Ой, ой, ой! — заревел телёнок и сбежал к (кому) корове-матери, жалуется.
А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:
– Я огромного зверя победил, должно быть, (кого) льва
-Ребята представьте, что мы с вами оказались в том же сам лесу, в котором встретились ёж и телёнок. Я предлагаю вам проверить насколько хорошо вы запомнили содержание сказки. Вам необходимо выполнить правильно все задания, чтобы получить жетон. Выигрывает тот, у кого больше жетонов.
(Дидактическая игра на ИКТ)
-Вспомним правила пользования интерактивной доской (пользоваться стилусом, нельзя опираться на доску, нельзя пользоваться доской мокрыми руками и т. д)
1 упражнение: Посмотрите сколько животных здесь собралось. Ваша задача правильно назвать животное и его детёныша.
- Поднимете руку, что бы ответить
2 упражнение: Посмотрите сюжет сказки изменился, нужно расставить иллюстрации в правильном порядке. Используйте считалку, чтобы определить кто будет выполнять задание первым.
3 упражнение: сказки про ежей перемешались. Вам нужно выбрать те иллюстрации, которые соответствуют сказке, которую мы с вами сегодня прочитали.
-Вы справились с игрой, а теперь посчитаем фишки и узнаем кто же победил. Считаем (имя) вместе со мной. Больше фишек у (имя) ты победила и получаешь медаль, но ты (имя) не расстраивайся, ты обязательно победишь в следующий раз! Похлопайте себе за старание!
Наши глаза устали от работы с доской. Повторяйте движения за мной.
На горе мы видим дом.
Много зелени кругом:
(Дети поднимают глаза вверх. Выполняют круговые движения глазами.)
Вот деревья, вот кусты,
(Смотрят влево-вправо)
Вот - душистые цветы.
(Смотрят вперед.)
Присаживайтесь на стулья. Держите спину ровно, ноги вместе.
(ПВД)
- Ребята, а вы бы хотели, чтобы ёж оказался у нас в группе? Как мы можем это сделать?
Я предлагаю вам вместе со мной сделать из бумаги ежа. Помните, что нужно быть аккуратными и помогать друг другу. Я покажу вам, что нужно сделать, внимательно слушайте и повторяйте за мной. Вам нужно взять квадрат из бумаги и согнуть его край в линию шириной около 1 см. Затем нужно перевернуть квадрат другой стороной и согнуть линию в противоположную сторону. Продолжаем пока не получится «гармошка». Затем аккуратно приклеиваем тело ежа к голове на листе. Отлично вот какие замечательные ежи у нас получились!
3. Заключительный этап Подведение итогов, обобщение полученного материала. -Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Сегодня вы узнали, как ёж смог защитится от телёнка и сами изготовили прекрасных ежей.
(Закончи предложение)
- Мы с вами сегодня прочитали сказку(Ёж)
- Эту сказку написал … (А. Толстой)
- Кто понравился вам больше всего ёж или теленок? Почему?
- Что мы поняли, прочитав эту сказку? (Мы поняли то, что любую трудность можно преодолеть)
-О чем мы задумались, прочитав эту сказку? (Каким бы слабым не казался человек, он может дать отпор)
-Молодцы, ребята, вы очень хорошо поняли сказку, хочу, чтобы вы запомнили не нужно бояться трудностей, со всем можно справится.