Конспект занятия по художественному труду в старшей группе «Русский самовар»

Елена Морнева
Конспект занятия по художественному труду в старшей группе «Русский самовар»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №119 г. Липецка

Морнева Елена Витальевна

Цель: знакомство детей с традицией чаепития на Руси, историей появления самовара.

Задачи: - знакомить детей с русской народной культурой, расширять общий кругозор;

- развивать художественный вкус, самостоятельность в выборе рисунка при оформлении самовара;

- воспитывать у детей интерес к историческому наследию своего народа, культуре и традициям;

Оборудование: самовар, альбомные листы формата А4, пластилин, мультимедийная презентация

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель: - Здравствуйте ребята. Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Для этого встанем в круг. Возьмем за руку своего соседа слева, скажем ему приветственное слово и подарим улыбку. Давайте первая начну я…

(дети по кругу приветствуют друг друга)

Воспитатель: - Ребята, скажите, вы почувствовали, как пошло тепло по вашим ладошкам? (ответы детей)

- Это значит, что, улыбнувшись, каждый из вас подарил товарищу частичку тепла своей души.

2. Сюрпризный момент

Воспитатель: - Ребята, вы любите загадки?

- Тогда приглашаю вас пройти вместе со мной в наш мини-музей «Бабушкин сундук». Я сегодня приготовила для вас одну загадку. Ее отгадка прячется в этой яркой коробке. Слушайте внимательно мою загадку. Посмотрим, сможете ли вы ее отгадать…

Кто такой стоит пузатый?

И блестящие бока.

Торчит носик крючковатый,

В нем вода из родника

Окружили его чашки,

Сахар, пирожки и мед,

Он как командир в фуражке

Чаю всем гостям нальет

(Самовар)

3. Беседа о самоваре

Воспитатель: - Как вы думаете, что означает слово «самовар»? (Ответы детей)

- Что же может варить самовар? (ответы детей)

Воспитатель: - Самовар – это предмет народного быта. В нем кипятят воду, чтобы приготовить ароматный чай. Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных – чаепитие. Издавна чай был очень популярным напитком на Руси. Недаром русские считают себя едва ли не самыми большими ценителями чая во всем мире. В старинной русской избе под шумок самовара велся согревающий душу и сердце разговор (картинка слайда)

Воспитатель: - А кто же придумал самовар? (ответы детей)

И из большой любви к чаю наши талантливые предки - мастера из города Тула изобрели самовар. Первой самоварная фабрика А. Шмакова стала изготавливать самовары 225 лет назад. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала.

Воспитатель: - Вы когда-нибудь видели самовар? И где? (ответы детей)

- Действительно, в настоящее время у многих дома, на даче есть самовары. Только в последние годы самовары делают в-основном электрические.

Воспитатель: - А как вы думаете, с помощью чего в старину нагревалась вода в самоваре? Ведь тогда еще не придумали электричество. (предположения детей)

- Оказывается, внутри самовара есть металлическая трубка. В нее насыпали щепочки, шишки и растапливали. Таким образом и нагревалась вода вокруг этой трубки (картинка на слайде)

4. Физкультминутка «Самовар»

Самовар похож на чайник, руки на поясе, повороты в стороны

Очень важный он начальник. поднимают плечи, руки в стороны

Вот фарфоровые чашки- приседают, руки на поясе

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, кружатся вокруг себя

Только стукни – разобьются. стучат кулачками друг об друга

Вот серебряные ложки – тянут руки над головой

Голова на тонкой ножке. наклоняют голову в стороны

Вот пластмассовый поднос, делают руками большой круг

Он посуду нам принес.

5. Рассматривание самовара

Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим на наш самовар. Какой он формы? (ответы детей)

- Самовары изготавливали самой разнообразной формы. (картинка слайда) Их делали и круглыми, и цилиндрическими, и конусообразными, и даже квадратными.

- А как вы думаете, из какого материала изготавливали самовары? (предположения детей)

- В качестве материала мастера использовали медь, серебро, железо и даже фарфор.

Воспитатель: - Из каких частей состоит самовар? (ответы детей)

- Мастера украшали свои самовары искусно. Ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов. Поверхность самовара тоже могли расписать красивым узором (картинка слайда)

На поверхности иногда делали надпись, например, такую пословицу: «Самовар кипит, уходить не велит»

- Ребята, как вы понимаете смысл этих слов? (предположения детей)

6. Дидактическая игра «Собери самовар»

Дети делятся на три команды. Каждая команда собирает свою картинку самовара из небольших частей.

7. Беседа о самоваре (продолжение)

Воспитатель: - Долгое время самовары оставались вещью дорогой. Ставили их в гостиной на специальный красиво украшенный самоварный столик. Наши предки относились к самовару бережно, передавали его по наследству от родителей к детям. В богатых семьях было по два самовара: один повседневный, другой – праздничный. Гостей угощали чаем только из праздничного самовара. (картинка слайда)

Воспитатель: - Ребята, сейчас я приглашаю вас в мастерскую по изготовлению самоваров. Мы с вами будем украшать самовары. Но для начала выполним пальчиковую гимнастику. (картинка слайда)

8. Пальчиковая гимнастика (на основе потешки)

Кот на печку пошел,

Горшек каши нашел.

На печи калачи,

Как огонь, горячи,

Пряники пекутся,

Коту в лапки не даются.

9. Изготовление узора для самовара (пластилинография)

Воспитатель: - Теперь можем приступить к украшению самоваров. У вас на столе лежат заготовки в виде самоваров, разноцветный пластилин. Из пластилина будем катать известные вам формы – тонкие жгутики, шарики и превращать в узор на самоварах. В помощь предлагаю вам различные схемы узоров. Может быть, каждый из вас придумает свой узор. Он будет единственным и неповторимым.

Дети самостоятельно выполняют работу, придумывают свой узор

10. Рефлексия

Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим, на ваши работы.

- Как красиво у вас получилось!

- Вы запомнили, с каким предметом народного быта вы сегодня познакомились?

- А кто из вас запомнил, где производят самые известные самовары?

- Скажите, вам понравилось работать в мастерской самоваров?

- Испытывали ли вы трудности в работе?

- Подойдем к нашему мини-музею и сделаем выставку расписных самоваров.

Публикации по теме:

Музыкальное занятие с использованием ИКТ «Сверху пар, снизу пар — шипит наш русский самовар» (подготовительная группа) Цель: Расширение и систематизирование знаний детей о традиционной культуре русского народа. Дидактические задачи: Образовательные: закреплять.

Конспект открытого занятия по хозяйственно-бытовому труду «Научим Федору трудиться» в старшей группеКонспект открытого занятия по хозяйственно-бытовому труду «Научим Федору трудиться» в старшей группе Воспитатель Пешкина Светлана Александровна. Конспект по хозяйственно-бытовому труду в старшей группе «Научим Федору трудиться» Цель:.

Конспект занятия по художественному творчеству в старшей группе «Моя мама лучше всех»Конспект занятия по художественному творчеству в старшей группе «Моя мама лучше всех» Конспект по художественному творчеству в старшей группе Тема: «Моя мама лучше всех». Елена Владимирова. Цель: Желание детей нарисовать портрет.

Конспект занятия по ручному труду в старшей-подготовительной группе «Портрет Осени»Конспект занятия по ручному труду в старшей-подготовительной группе «Портрет Осени» Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (ручной труд) в старшей подготовительной группе «Портрет Осени» Возраст: дети 5-6.

Конспект занятия по художественному труду «Ваза для осеннего букета»Конспект занятия по художественному труду «Ваза для осеннего букета» Ваза для осеннего букета. Конспект занятия по художественному труду. Цели • Учить детей основам дизайнерского искусства: учить украшать.

Конспект занятия «Русский самовар и чаепитие на Руси» с детьми дошкольного возрастаКонспект занятия «Русский самовар и чаепитие на Руси» с детьми дошкольного возраста Цель: создание условий для приобщения детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси. Образовательные задачи:.

Конспект занятия по художественному творчеству в старшей группе «Открытка ко Дню защитника Отечества»Конспект занятия по художественному творчеству в старшей группе «Открытка ко Дню защитника Отечества» Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество» (конструирование, аппликация, рисование,«Познание»,«Коммуникация»,«Социализация».

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект занятия по художественному труду в старшей группе «Русский самовар»
Опубликовано: 5 ноября 2020 в 21:56
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 апреля. День космонавтики

Юбилейной дате в истории космонавтики посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой игр и занятий, чтобы увлечь детей космической темой и расширить их представления о космосе.

12 апреля. День звёздного неба на МААМ

Звёздное небо в ясную погоду – это самая грандиозная и завораживающая картина, которую только можно придумать. Мы ещё так мало знаем об этих далёких мирах! Но этих знаний хватит, чтобы сформировать у...

Конспект занятия по лего-конструированию «Гуси-лебеди»
Тема: Конструирование по сказке «Гуси-лебеди" Цель: закрепление конструктивных приемов построения сказочных персонажей и навыков моделирования по схемам....
День звёздного неба на МAAM. Оформление музыкального зала в ДОУ
12 апреля 2021 года исполняется ровно 60 лет первому полёту человека в космос. Первым покорителем космоса стал советский лётчик - космонавт Юрий Гагарин....
Занятие по изодеятельности в старшей группе на тему «Человек в открытом космосе»
12 апреля в России отмечают День космонавтики в ознаменовании первого космического полета, совершенного Юрием Гагариным в далеком 1961 году. 2021год -...