МААМ-картинки

Конспект занятия по исследовательской деятельности «Воздух»

Любовь Федотова
Конспект занятия по исследовательской деятельности «Воздух»

Цель: развитие у детей исследовательских способностей и умений.

Образовательные задачи:

- продолжить знакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности на примере изучения свойств воздуха и пиктографическим письмом;

- закреплять знания детей о воздухе, его свойствах;

Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности „Воздух“» размещена в разделах

- приобретение детьми новых знаний о воздухе.

Развивающие задачи:

- развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка. Учить ставить вопрос (выделять проблему);

- развивать мышление, творческие способности, речь детей;

- учить ребёнка смело высказывать свои определения.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;

- воспитывать самостоятельность.

Материалы и оборудование: карточки с изображением тем, энциклопедии для дошкольного возраста, папка юного исследователя, листочки для записей, оборудование для проведения опытов, схемы опытов, ноутбук.

Ход занятия.

Дети сидят полукругом, в центре на столе лежит карточка «Живая и неживая природа».

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем проводить исследования, как настоящие ученые.

Но, сначала, нам с вами нужно выбрать тему исследования.

(Выбор остановили на неживой природе, далее открываю карточки с изображением неживой природы – это примерные темы исследования). Дети самостоятельно выбирают тему «Воздух».

Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами ученые, работающие в лаборатории.

Перед нами (учеными) будет стоять задача: постараться узнать как можно больше о воздухе и подготовить небольшой доклад.

Затем воспитатель напоминает, что информацию добыть можно разными способами – «методами исследования».

Проводится беседа с детьми по ознакомлению с планом исследования. Вспоминаем, раскрыв приготовленную папку с картинками – подсказками методов исследования. Напоминаем, что действовать мы должны по порядку - плану, который составили на предыдущих занятиях.

Воспитатель: Вот наш план (дети озвучивают картинки – подсказки):

1. Подумаем и вспомним, что знаем.

2. Посмотрим в книге.

3. Спросим у взрослого.

4. Позвоним родителям.

4. Посмотрим в интернете.

5. Понаблюдаем, если необходимо.

6. Проведем эксперименты.

Наши добровольцы будут выполнять самостоятельную исследовательскую работу, а мы им будем помогать. Все, что мы узнаем, будем писать на листочках пиктографическим письмом, с помощью зарисовок – схем.

Подумали и вспомнили - воздух не имеет цвета, запаха, вкуса, легкий. Ребята делают отметки на листочках и вставляют их в кармашек первого метода исследования.

Нашли в книгах – применение воздуха и как можно обнаружить воздух (книги были приготовлены заранее и заложены на нужных страницах). Сделали рисунки и положили в кармашек второго метода.

Задали вопрос взрослому (воспитателю) – узнали о том, что воздух оказывает давление во всех направлениях, при нагревании воздух расширяется. Отметки на листочках – в кармашек.

Позвонили маме Леры - ничего нового не узнали. Кармашек остался пустым.

Посмотрели в интернете – узнали о том, что воздух передает запахи и звуки (темы выбирала сама и сама их печатала в ноутбуке, а детям открыла картинки – изображения с объяснением, текст детям кратко пересказывала сама).

Воспитатель: Давайте немного поиграем (физкультминутка):

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

Плавно руки вверх подняли,

Ими быстро помахали.

Руки мы к плечам прижали,

И локтями повращали.

Сделали по пять прыжков.

И к работе будь готов!

Понаблюдали - и поэкспериментировали – наши опыты:

Воздух есть везде и его можно увидеть.

Опыт № 1. Если пустой пластиковый стакан опустить вверх дном в емкость с водой, то вода не заполнит стакан. А если наклонять стакан постепенно, то воздух начинает выходить из стакана в виде пузырьков, а вода занимает его место.

Опыт № 2. Вода налита в стаканчик, а на стенках стакана образуются пузырьки воздуха.

Опыт № 3. Рассмотреть поверхность камня через лупу – обнаружили неровности и отверстия. Опускаем камень в воду и видим – воздух пузырьками собирается вокруг камня.

Опыт № 4. Опускаем соломинку для коктейля в стакан с водой и, выдувая воздух, наблюдаем появление воздуха на поверхности воды.

Опыт № 5. Рассматриваем губку для мытья посуды. Отмечаем пористость поверхности. Опускаем губку в воду и надавливаем на нее - выталкивая воздух, наблюдаем, как воздух появляется на поверхности воды. Воздух перестает появляться – достаем губку из воды и выжимаем из нее воду, а потом опять опускаем губку в воду и наблюдаем тот же самый эффект.

Опыт № 6. Взять полиэтиленовый пакет, раскрыть его и помахать им, а потом резко закрутить края. Пакет будет раздутым, хотя в нем ничего не лежит – так мы поймали воздух, который заполняет все пространство.

Опыт № 7. Мыльные пузыри. Выдувая мыльные пузыри, мы видим воздушный шарик, немного отсвечивающий в цветах радуги.

Вывод: Воздух заполняет все свободное пространство, он легче воды, поэтому в опытах поднимается пузырьками на поверхность воды. Его можно увидеть – наблюдая за пузырьками на поверхности воды.

Воздух можно почувствовать.

Воспитатель: Как можно почувствовать воздух?

Дети: Ветер дует.

Воспитатель: Правильно, ветер - это движение воздуха.

Опыт № 8. Если подбросить салфетку, то она опускается плавно на землю. Ее опускает легкий ветерок, который образовался, когда мы подкидывали ее вверх.

Опыт № 9. Если поработать веером, то мы почувствуем более сильное дуновение ветра.

Опыт № 10. Опускаем бумажный кораблик на воду и дуем на нее. Кораблик начинает двигаться, а по воде идут волны.

Вывод: Воздух можно почувствовать – это дуновение ветерка.

Воздух имеет вес.

Опыт № 11. «Пойманный» воздух из опыта № 6 в завязанном пакете – положим на чашку весов. Эта чашка опустится вниз.

Вывод: Воздух имеет вес.

Воздух имеет силу.

Опыт № 12. Если надуть шарик и отпустить его, то он, выпуская воздух, начинает перемещаться в разных направлениях.

Опыт № 13. Если на пустую пластиковую бутылку (предварительно охлажденную) натянуть шарик, а саму бутылку поместить в миску и наливать туда горячую воду, то шарик начнет надуваться. Если достать бутылку из горячей воды и оставить охладиться, то шарик – сдувается.

Вывод: При нагревании воздух расширяется и заполняет свободное пространство. Воздух имеет силу и давит с одинаковой силой во все стороны, поэтому шарик начинает «летать» по комнате, таким образом, выпуская воздух.

Воспитатель: Давайте обобщим все, о чем мы узнали. Поиграем. Я буду называть утверждения, а вы показывать «да» (зеленый кружочек) или «нет» (красный кружочек):

Воздух окружает нас со всех сторон – да

Воздухом дышат люди и животные – да

Воздух круглой формы – нет

Ветер – это движение воздуха - да

Воздух легче воды - да

Человек может жить без воздуха – нет

В воде воздуха нет - нет

Воздух - это газ, не имеет цвета, запаха, вкуса - да

В это время наши помощники раскладывают пиктограммы и готовятся к докладу.

Далее следует небольшой доклад.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо поработали.

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы «Великий невидимка — воздух» "Великий невидимка – воздух" Совместная познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы с использованием ИКТ.

«Воздух-невидимка» Конспект исследовательской деятельности с детьми 4–5 лет Тема: «Воздух-неведимка» Цель: создание условий для развития информационной компетентности о свойствах воздуха Задачи: образовательные:.

Фотоотчет НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка»Фотоотчет НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка» Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом. Задачи: оразовательные:.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух-неведимка» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 178 «Облачко» Конспект по познавательно.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух, свойства воздуха» Тема :Воздух, свойства воздуха Цели и задачи: Расширять знания детей о воздухе. Закрепить представление о расширении тел при нагревании.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Извержение вулкана» Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности на тему: «Извержение вулкана» Для детей 3-4 года Подготовила: Шарапова.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Программное содержание: - подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; - дать представление о том, что он занимает место.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Воздух-волшебник» Конспект Непосредственной образовательной деятельности «Воздух-волшебник» Цель Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства.

Мастер-класс для педагогов МДОУ «Экологическое воспитание средствами опытно-исследовательской деятельности «Воздух-волшебник» Мастер – класс для педагогов МДОУ. Тема: «Экологическое воспитание через – опытно – исследовательскую деятельность». «Воздух волшебник».

Открытый показ познавательно-исследовательской деятельности по теме «Воздух» в средней группе Ход занятия: Дети входят в белых халатах. В. Ребята, мы свами пришли в нашу мини лабораторию. Скажите мне что нужно одеть, чтобы попасть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по исследовательской деятельности «Воздух»
Опубликовано: 15 октября 2018 в 14:26
+243Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 93.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД