Татьяна Григорова
Конспект занятия по ИЗО деятельности в старшей группе. Декоративная дымковская роспись
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗО - ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Декоративная дымковская роспись
Воспитатель Иванова Татьяна Сергеевна
Цель. Продолжаем знакомить детей с декоративно – прикладным искусством. Закрепляем рисование элементов дымковской росписи. Развиваем эстетическое восприятие.
Публикация «Конспект занятия по ИЗО деятельности в старшей группе, Декоративная дымковская роспись» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
Оборудование. Мольберты, иллюстрации, силуэты дымковских игрушек.
Предварительная работа. Чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, народные игры.
Дети входят в зал, останавливаются полукругом у выставки предметов народно – прикладного искусства.
Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим с вами нашу выставку. Обратите внимание, сколько нарядных разнообразных предметов здесь, эти предметы мы употребляем в быту. В нашей стране очень много видов народно – прикладного искусства: это роспись по металлу, вот она Жостовская роспись, это роспись по дереву – хохломская, и роспись по стеклу – гжель, по керамике. А вот с этими белоснежными красивыми игрушками мы сейчас продолжим свое знакомство, это дымковские игрушки. Садитесь на стульчики, я расскажу вам о них, откуда они появились, из чего их сделали, и почему их называют Дымковскими.
Воспитатель. «Ели спят у большака,
Спят деревья, спит река,
Скованная, льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом
Голубые дали и село большое
«Дымково» назвали
Там любили песни, пляски,
В нем рождались чудо - сказки
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины
Все игрушки непростые,
А волшебно – расписные,
Белоснежны как березки,
Кружочки, клеточки, полоски,
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о дымке слава,
Заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду
Удивительное чудо
Мы поклонимся не раз,
О древней дымковской игрушке
Я поведу сейчас рассказ»
Воспитатель. Дымковские игрушки лепили из глины, а чтобы они были крепкими да звонкими, их обжигали в печи, это называлось ОБЖИГОМ. Затем разводили в воде мел и белили игрушки, а потом расписывали яркими красками. И узор был очень прост.
«Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил,
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив»
Воспитатель. А это, ребята, игрушка «Водоноска»
«За студеною водицей
Водоноска – молодица
Как лебедушка плывет
Ведра красные несет
На коромысле не спеша
Посмотрите, как хороша
Это девица – краса.
Тугая черная коса
Щечки алые горят,
Удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Водоноска так красива»
(Звучит народная музыка)
Воспитатель: «Идет весна, идет красна,
Свистят свистульки – утки
Свистит петух проказник
Не зря весенний праздник»
Воспитатель: Дети, игрушки, которые делали долгими зимними вечерами, продавали весной на ярмарках, на народных гуляниях, где зазывалками призывали весну.
«Весна, весна – красная,
Приди, весна, с радостью,
С радостью великою,
С милостью богатою,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!»
Ребенок. «Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко,
Не пеки далеко,
Пеки за реку.
Как у нас за рекой
Калачи горячи,
Каша масляная,
Блины сахарные».
Придумывали и рассказывали считалки.
Ребенок. Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли мальчики играть.
Встали в круг и ну считать,
На водилку выбирать.
Им стал Спиря – Спиридон,
Пусть он выйдет от нас вон!
Воспитатель. Упражнялись в остроумии, рассказывали дразнилки:
«Андрей – воробей,
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек, из – под палочек.
Не клюй песок, не тупи носок,
Пригодится носок клевать колосок.
(Хоровод под народную музыку.
Мальчики играют на ложках, а девочки пляшут)
Воспитатель. «Раз, два, три, четыре,
Круг поуже, круг пошире,
На носочек и на пятку,
Веселей пляши вприсядку.
Влево – вправо повернись,
Веселее улыбнись».
Воспитатель. «Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ,
А на ярмарке товары
Продаются самовары
Продаются вилы, санки,
И конфеты и баранки.
Покупают люди сушки.
А на дивные игрушки
Долго смотрят не дыша.
До чего же хороша!»
(Игрушки (силуэты) разложены на столах)
Воспитатель. Ребята, пойдемте и мы с вами на ярмарку. Посмотрите и скажите, купят ли наши игрушки на ярмарке? Давайте выберем себе игрушку и урасим ее узорами.
(Дети сели за столы)
Воспитатель. Мы с вами сегодня побывали на народно – декоративном промысле «Дымково». Каждый выбрал себе игрушку, какую он будет расписывать. Давайте уточним, какие же элементы узора вы запомнили, и как будете расписывать игрушки?
Дети. Колечки, кружочки, полоски, клеточки, точки.
Воспитатель. У меня на мольберте две игрушки. Как бы ты, Настя, расписала юбку барышни?
Ребенок. Клеткой.
Воспитатель. Иди и разрисуй этим узором юбку.
(Показ приема рисования клетки на мольберте 2 детьми)
Воспитатель. Сейчас, ребята, работаем каждый со своей игрушкой.
(По ходу работы уточняю, задаю вопросы:
Какой узор ты выбрал?
Какую краску возьмешь?
Как расположишь свой узор?
Как набирать краску? И так далее.)
Воспитатель. А сейчас, ребята, пока наши работы сохнут, продолжим наш праздник. На народных гуляньях не только пели и плясали, но и играли. Давайте поиграем в русскую народную игру «Ворон» и «Плетень».
Ребята. Рассказывают потешки.
«Как у тетеньки – индюшки
Были мягкие подушки,
Да, приехал в гости крот
И в пуху проделал ход.
Спите, гости, на полу,
У нас подушки не в ходу».
«Шел гусак по улице,
Налетели курицы,
- Идешь издалека,
Не видал ли петуха?
Обыскали все вокруг,
Потерялся милый друг.
- Вон ваш Петька, мается,
На козе катается!»
Воспитатель. А сейчас представьте, что мы на ярмарке. Какое разнообразие многоцветье!
(Все работы расположены на столах)
Воспитатель. Но, ребята, не все работы покупают на ярмарке, а только те, где правильно использованы узоры и аккуратно выполнена работа. Давайте и мы посмотрим, чьи работы мы купили.
Приглашаем гостей полюбоваться нашими работами.
«Ой, вы гости дорогие!
У нас игрушки расписные,
Веселы и ярки,
Возьмите их в подарки.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!»