Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка»

Екатерина Панина
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка»

Программное содержание:

• Способствовать развитию познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, игровой деятельности, сформированности сенсорных эталонов: цвета, величины и формы,, тактильной чувствительности;

• Продолжать знакомить детей с филимоновскими игрушками, закрепить элементы росписи: точки, полоски, ёлочки.

• Активизировать словарный запас детей.

• Продолжать развивать интерес детей к народному декоративно-прикладному искусству.

• Развивать эстетическое восприятие.

• Воспитывать самостоятельность, аккуратность, творчество.

Материалы:

листы бумаги, с нарисованным контуром цыплят, образцы филимоновских росписей, цветные карандаши, ластик.

Предварительная работа:

• рассматривание филимоновских игрушек,

• беседа о народных промыслах,

• рассматривание альбома «Филимоновские игрушки-свистульки»,

• чтение стихов, загадки о филимоновских игрушках-свистульках,

• роспись шаблонов игрушек филимоновской росписью.

Ход занятия:

Перед началом занятия вешаю на доску бумагу с изображением филимоновской игрушки, без узора.

В:- Дети, скажите, что вы видите на доске? Узнаете ли, что здесь изображено?

Д: - Петушок, цыпленок, филимоновская игрушка без узора.

В: - Дети, я знаю, что вы уже рисовали филимоновские узоры. Но давайте вспомним, что же вы о них знаете. Знаете ли вы когда появилась филимоновская игрушка? Точной даты ее происхождения нам не говорят, единственное, что нам известно о времени появления такого чуда, это целых 700 лет назад. Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а дети девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки».

В: - Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову.

Во время рассказа вешаю на доску цветные изображения игрушек и показываю указкой на то, о чем говорю. После обсуждения и повторения про филимоновскую игрушку я вывешиваю на доску несколько картинок с различными узорами.

В: - Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки в малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный орнамент, который выражает искренние языческие мотивы, людей, живущих в гармонии с природой. Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: солнышки, растительный орнамент, "детский" стиль, старинные деревенские сюжеты - это элементы, которые характеризуют древнюю филимоновскую игрушку и по сей день. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент включает в себя разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки.

В: - Ну что ребята, вспомнили? А теперь я прочитаю вам стихотворение про филимоновскую игрушку:

Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая, без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –

Мастерицею бабка была.

Ты ко мне перешла по наследству

От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.

Ты – от предков далеких времен.

Эти глиняные изваянья –

Колокольной Руси перезвон.

Н. Денисов.

В: - Красивое стихотворение? Как вы считаете, это стихотворение подходит под описание филимоновской игрушки?

В: - А теперь, давайте встанем и немного подвигаемся.

Физминутка:

Кто, скажите, сможет, дети,

Повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму.

Вправо-влево разведу

И, как птица полечу.

Головою поверчу.

А потом присяду, встану.

И нисколько не устану.

Я попрыгаю немного.

И пешком пойду в дорогу.

Если надо, побегу.

Все на свете я смогу!

В: -А теперь, садитесь на места и взгляните, что у меня есть. Выберете себе ту, которая вам больше понравилась.

На столе лежит несколько стопок с разными контурами (русские бабы, кавалеры, животные) и дети выбирают.

В: - А теперь, перед вами есть множество узоров, выбирайте и оформляйте свою фигуру.

После того, как дети все нарисовали, выкладываю все рисунки на последнюю парту и вместе с детьми рассматриваем, что получилось.

В: - Ребята, вы все молодцы, красиво нарисовали!

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка»
Публикации по теме:

Лепка из глины. Филимоновская игрушка Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Скульптор И. Я. Ганцбург говорил о значении лепки следующее:.

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Дымковская игрушка»Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Дымковская игрушка» Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе. Дымковская игрушка. Тема: «Нарисую я лошадку». Цель: Знакомить детей с.

Конспект НОД по изобразительной деятельности во второй младшей группе «Дымковская игрушка»Конспект НОД по изобразительной деятельности во второй младшей группе «Дымковская игрушка» Конспект НОД по изобразительной деятельности во 2 младшей группе. Тема: «Дымковская игрушка» Воспитатель: Ребята, сегодня когда я шла к.

Конспект занятия «Спички детям — не игрушка» Тема «Спички детям – не игрушка» Цель. Создание социальной ситуации для расширения знаний детей о пожарной безопасности. Задачи: Обучающая.

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшей группы на тему «Золотая хохлома» Конспект занятия по изобразительной детельности для детей старшей группы на тему " Золотая хохлома" Группа №6 «Теремок» старшая (возраст.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Рисование «Моя любимая игрушка» Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Моя любимая игрушка». Цель: 1. Выявить уровень развития.

Лэпбук «Филимоновская игрушка» (в рамках проекта «Страна народных мастеров»)Лэпбук «Филимоновская игрушка» (в рамках проекта «Страна народных мастеров») Предлагаю вашему вниманию, дорогие коллеги, следующий лэпбук сделанный нами в рамках идущего в нашей группе долгосрочного проекта «Страна.

НОД по изобразительной деятельности на тему «Пасхальное яйцо» Конспект занятия в старшей группе по изобразительной деятельности на тему: "Пасхальное яйцо". Актуальность темы: В настоящее время дети,.

Ознакомление с предметами ДПИ: дымковская и филимоновская игрушка. Старшая группа Программное содержание: 1) Образовательная задача. - продолжать знакомить с дымковской и филимоновской игрушками; их содержанием и приемами.

Проект по изобразительной деятельности на тему: «Дикие животные» Проект по изобразительной деятельности на тему: «Дикие животные» (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творче-ских способностей.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка»
Опубликовано: 14 марта 2016 в 22:41
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Знакомство с ПДД в младшей группе» (вторая группа раннего возраста)
Фотоотчет «Знакомство с ПДД в младшей группе» ( вторая группа раннего возраста) Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим...
Конспект по художественно-эстетическому развитию «Щенок». Используемые технологии:...
Цель: Формирование умения детей рисовать в технике «сухая кисть» методом тычка, осваивая цветовую палитру: дополнительных цветов ( оранжевый) и оттенков (...
Загадки о посуде
Варю я пищу вашу К обеду - суп и кашу. ( Кастрюля) "Ш-ш-ш, - шипит картошка, - Подлейте маслица немножко". Вот это жар, вот это да! Раскалена (...
Уголок ИЗО в группе: помогаем детям раскрыть творческий потенциал
Здравствуйте, дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию вариант оформления уголка изобразительной деятельности Тематические зоны в группе — обязательное...
Фотоотчёт «Посткроссинг. Привет из Рязани»
По крутому яру заросли кипрея, Глину подмывает гибкая Ока, И за ровным лугом вдаль и чуть левее, Нам Рязань открылась, но не вся пока. ( Сергей...