Альфия Юсупова
Конспект занятия по краеведению «Народы, проживающие на территории города Саранска» (с детьми старшей группы)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по краеведению
«Народы, проживающие на территории города Саранска»
(с детьми старшей группы)
Программное содержание:
Закрепить знания детей о народах, живущих в родном городе, об их культуре (народные песни, танцы, пословицы, сказки, игры, народный костюм);
Публикация «Конспект занятия по краеведению „Народы, проживающие на территории города Саранска“ (с детьми старшей группы)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Развивать связную речь, воображение, мышление, память, внимание, эстетическое восприятие;
Воспитывать интерес и уважение к культуре других народов;
Вызвать чувство гордости за свой народ.
Методические приемы: беседа, народная игра «Тимербай», дидактическая игра «Найди иллюстрации к мордовским и русским сказкам», мордовская хороводная игра, рассматривание кукол в национальных костюмах, прослушивание русской народной песни.
Материал: куклы в национальных костюмах (русском, татарском, мордовском, иллюстрации к русским и мордовским играм, аудиозапись русской народной песни.
Ход занятия.
Татарская народная игра «Тимербай»
Дети, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались.
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали.
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живём?
Воспитатель: Как называется наша Республика?
Воспитатель: Назовите столицу нашей республики?
Воспитатель: Люди, каких национальностей проживают в нашем городе? /Мордва, русские, татары и т. д. /
Воспитатель: Правильно, в нашем городе дружно живут русские, мордва, татары и представители многих других народов. Их многое объединяет, они рядом живут и трудятся, создают семья, ходят в детский сад и школу. А как можно узнать, какой национальности тот или иной человек?
Воспитатель: Верно, у каждого народа есть своя культура, народные песни, танцы, сказки, игры. Они дошли до нас из глубокой старины. Без прошлого нет будущего, поэтому любой народ бережёт свои традиции, обычаи и, конечно же, свой родной язык. На каком языке говорят татары (русские, мордва и т. д. ?
Воспитатель: Сейчас люди одеваются в современные одежды, а раньше все ходили в национальных костюмах. У нас в Мордовии в народной одежде ходят только в нескольких сёлах. Но люди берегут эти традиции и свято хранят костюмы бабушек в старых сундуках, чтобы показать их своим детям, внукам. Где ещё можно увидеть национальные костюмы? /В краеведческих музеях/.
Воспитатель: Ребята перед вами три куклы в разных национальных костюмах. Определите и опишите национальный костюм первой (второй, третьей) куклы.
Дети рассказывают об особенностях русского, татарского, мордовского костюмов, их элементах.
Воспитатель: Молодцы. Ещё у каждого народа есть свои песни, танцы, в которых они прославляют красоту своего родного края. Послушайте, как в русских песнях славят берёзку за её красоту, называют ласково - берёзонька.
Во поле берёзонька стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла и т. д.
Воспитатель: А теперь встанем в круг и будем водить мордовский хоровод.
Хоровод «Яблонька»
Воспитатель: Всех ребятишек с детства учили любить Родину, дружить, трудиться, воспитывали уважение к родителям, всем людям. Какие мордовские пословицы призывали кэтому? /В родном краю как в раю; Человек без родины, что птица без песен и др. /
Воспитатель: Какие татарские пословицы вы знаете? /Хочешь яблоко – ухаживай за яблоней; Одним ударом дерева не срубишь и др. /
Воспитатель: Вспомните русские пословицы. /Человек без друзей, что дерево без корней; Старый друг – лучше новых двух» и др. /
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Найди иллюстрации к мордовским и русским народным сказкам».
Дети делятся на две группы. Первая группа ищет иллюстрации к русским сказкам, вторая – к мордовским.
Воспитатель: А какие татарские народные сказки вы знаете? / «Гульназек», «Умная девушка», Три совета отца», «Три сестры» и др. /
Воспитатель: А вы любите играть в подвижные игры? Какие русские (мордовские, татарские) игры вы знаете?
Воспитатель: Молодцы. Ребята, о чём мы говорили сегодня на занятии?
Воспитатель: Вы знаете, в нашей группе есть и мордва, и русские, и татары. Вам хорошо вместе? А что вы делаете вместе в детском саду?
Воспитатель: Вот видите, все люди равны независимо от того, на каком языке говорят.