Александра Иосифова
Конспект занятия по лексической теме «Мой дом» в якутской первой младшей группе
Конспект занятия по лексической теме "Мой дом" в якутской первой младшей группе
Цель: дать первичные представления о доме.
Задачи: Пополнять словарный запас по лексической теме "Мой дом"; Активизировать речь детей;
Развивать умение слушать и повторять слова за воспитателем;
Развивать умение отвечать на вопросы; Воспитывать дружелюбие.
Словарь: Игра «Повторюшки».
Мой дом- Мин дьиэм.
Дом- Дьиэ,
Стена- Истиэнэ,
Крыша- Кырыыьа,
Публикация «Конспект занятия по лексической теме „Мой дом“ в якутской первой младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Саха. Якутия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Труба- турба,
Печь- Оьох,
Дверь- Аан,
Окно- Туннук,
Пол- Муоста,
Потолок- Еьуе.
Словосочетания:
Большой дом- улахан дьиэ,
Маленький дом- кыра дьиэ,
Новый дом- Сана дьиэ,
Старый дом- Эргэ дьиэ,
Многоэтажный дом- Этээстээх дьиэ,
Деревянный дом- Мас дьиэ,
Каменный дом- Таас дьиэ,
Светлый дом- Сырдык дьиэ,
Темный дом- Харана дьиэ.
Тёплый дом- Сылаас дьиэ,
Холодный дом- Тымныы дьиэ,
Просторный дом- Киэн дьиэ,
Тесный дом- Кыара5ас дьиэ,
Чистый дом- Ыраас дьиэ,
Грязный дом - Кирдээх дьиэ.
Предложения:
Мой дом светлый - Мин дьиэм сырдык. Мой дом чистый - Мин дьиэм ыраас.
Мой дом тёплый - Мин дьиэм сылаас. Мой дом просторный - Мин дьиэм киэн. Мой дом каменный - Мин дьиэм таас. Мой дом новый - Мин дьиэм сана.
В моём доме есть печка - Мин дьиэм оьохтоох.
На крыше моего дома есть труба - Мин дьиэм турбалаах.
В моём доме есть окна. Мин дьиэм туннуктээх.
В моём доме есть двери. -Мин дьиэм ааннаах.
Физкультминутка «Дом».
Вот дом. - Бу дьиэ.
(Дети стоят полукругом, поднимают руки в стороны и опускают).
Вот крыша дома - высоко. - Бу кырыыьа- уеьэ-уеьэ.
(Дети поднимаются на носочки, смыкают кончики пальцев рук над головой)
Вот труба дымит. - Турба буруолаах.
(Дети держат руки на поясе, ноги на ширине плеч, делают туловищем наклоны в стороны).
Вот дверь открывается- закрывается. - Бу аан аьыллар- сабыллар.
(Имитируют правой рукой, как открывать -закрывать двери).
Вот через окна машем ручкой. - Бу туннугунэн сапсыйабыт.
(Дети машут ручкой).
Вот до потолка не достать. - Бу еьуе5э тиийбэппит.
(Дети прыгают на месте).
Вот пол - ровный. - Бу муоста - кене.
(Дети маршируют на месте).
Вдох - выдох.
Дидактическая игра «Назови часть дома»
Воспитатель показывает картинку, на которой изображён дом. Просит назвать часть дома. Дети называют части дома.
Что это? - Бу тугуй?
Это дом. -Бу дьиэ.
Чей это дом?- Бу ким дьиэтэй?
Это мой дом. -Бу мин дьиэм.
Твой дом какой, большой или маленький? -Дьиэн хайда5ый, улахан дуу, кыра дуу?
Твой дом низкий или высокий? - Дьиэн урдук дуу, намыьах дуу?
Что это? - Бу тугуй?
Это труба. - Бу турба.
Что выходит из трубы? -Турбанан туох тахсарый?
Дым. - Буруо.
Почему труба дымит? - Турбанан то5о буруолууруй?
Потому что растопили печку. - То5о диэтэр оьох оттубуттар.
Что это?- Бу тугуй?
Это окно - Бу туннук.
Сколько окон в доме, одно или много? - Дьиэ хас туннуктээ5ий, биир дуу, элбэх дуу?
Много. -Дьиэ элбэх туннуктээх.
Окна открываются- закрываются? - Дьиэ туннугэ арыллар - сабыллар дуо?
Что это?- Бу тугуй?
Это дверь. - Бу аан.
Сколько дверей в доме? - Дьиэ хас ааннаа5ый?
Одна дверь. -Дьиэ биир ааннаах.
Двери открываются- закрываются?
Аан арыллар- сабыллар дуо?
Что это?- Бу тугуй?
Это стены. - Бу истиэнэ.
Стены какие, деревянные или каменные? - Дьиэ истиэнэтэ мас дуу, таас дуу?
Что это?- Бу тугуй?
Это пол. - Бу муоста.
Пол какой, чистый или грязный? -Муоста ыраас дуу, кирдээх дуу?
Пол чистый - Муоста ыраас.
Что это? - Бу тугуй?
Это потолок. - Бу еьуе.
Потолок какой, светлый или тёмный? - Дьиэ еьуетэ хайда5ый, сырдык дуу, харана дуу?
Кто в доме живёт, люди или звери? - Дьиэ5э ким олороруй, киьи дуу, кыыл дуу?
В доме живут люди. - Дьиэ5э киьи олорор.
Дидактическая игра «Кто где живёт?»
В игре используются макси - пазлы «Кто где живёт?».
Дети находят соответствия.
Собака живёт в конуре - Ыт уйалаах.
Птичка живёт в гнезде- Чыычаах мас лабаатыгар уйалаах.
Лягушка живёт в болоте- Ба5а бадараанна уйалаах.
Белка живёт в дупле- Тиин мас кендейугэр уйалаах.
Мышка живёт в норке- Кутуйах хороонноох.
Медведь живёт в берлоге -Эьэ ар5ахтаах.
Рыбка живёт в воде- Балык ууга олорор.
Игровая ситуация «К нам пришли гости»
Воспитатель оборудует игровой домик и вовлекает детей в игру. Воспитатель обыгрывает ситуацию «К нам пришли гости».
Сюжет игры: Дети встречают гостя (воспитатель берет игрушку - кота). Кот стучится в дверь, дети открывают дверь на стук, накрывают на стол, зовут гостя за стол, ухаживают за гостем, провожают гостя.
Диалоги:
-Тук - тук, можно зайти к вам в гости?
-Тук - тук, кириэххэ син дуо?
-Кто? - Ким кэллэ?
- Я - кот. - Мин куоскабын.
-Заходите, двери открыты. - Киир, аан аьа5ас.
- Здравствуйте! - Дорообо!
- Чай пить будете?- Чэй иьэ5ин дуо?
- Да, спасибо! - Иьэбин, махтал!
- Кашу будете есть? - Хааьы сиигин дуо?
- Да, спасибо! - Сиибин, махтал!
- Мне пора уйти. До свидания! - Мин барарым кэллэ, керсуеххэ диэри!
-До свидания! Приходите к нам ещё. - Керсуеххэ диэри! Биьиэхэ ессе кэлээр!
Спасибо за внимание!