Конспект занятия по математике в средней группе «Число и цифра 5»

Светлана Байкина
Конспект занятия по математике в средней группе «Число и цифра 5»

Цель:

Формирование числа «5» и обозначение его цифрой «5». Развивать память, воображение, мышление. Учить детей сравнивать множества, выделять общий существенный признак.

Задачи:

1. Познакомить с числом и цифрой 5, научить соотносить количество предметов с цифрой. Развивать математическую речь, навык устного счета в пределах 1 до 5, умение работать самостоятельно.

2. Воспитывать умение слушать других детей, формировать положительную мотивацию к учению.

Оборудование: доска, фишки цветные.

Раздаточный материал: полоски, фишки на каждого ребенка по 15 шт., карточки с цифрой «5» на каждого ребенка.

Демонстрационный материал: картинки деревьев (береза, сосна, дуб, ель, рябина, картинки птиц (ворона, воробей, голубь, синица, снегирь, картинки рыб (щука, карась, сом, окунь, лещ). Монетки нарисованные и настоящие по «1коп», по «1руб», по «5коп», по «5руб». Карточка с цифрой «5».

Мотивация:

В-ль: (Обращаясь к детям загадочно, но и подсказывая, действуя рукой). Есть у меня работники (показывает руку с растопыренными пальцами, во всем помочь охотники. Живут не за стеною – день и ночь со мною. (Складывает в кулачок обе руки, прикладывая к груди) Сколько же (показывает руку с растопыренными пальцами) у меня работников? (5, дети не будут давать существительного, как правило). Пять… (Показывайте на него) мизинцев – работников? (Пять пальцев, а мизинец один) Пять безымянных пальцев? (5 пальцев, а безымянный один) 5 средних работников? (5 пальцев, а средний один) 5 указательных работников? (1-указательный, а 5 – пальцев) 5 больших работников? (5 пальцев, а большой 1)

Так сколько у меня работников? (5 работников) Как вы узнали, что пять работников? (Посчитали) Посчитали (показывая, начиная с мизинца, один мизинец, один безымянный, один средний, один указательный и один работник большой, а вместе пять пальцев – работников. Как же получилось 5? Один палец мизинец, да еще один палец …. и еще один большой, а вместе пять пальцев (сжимаем кулак). Так что же это за работники? (Пальцы) А у вас, сколько пальцев? (5) А вы можете посчитать так, что бы было понятно, как получилось 5? (Один пальчик – мизинчик (загибает) и т. п.)

Дети повторяют ваши действия.

В-ль: А можно сказать пять мизинчиков всего на руке? (Нет) Почему? (Потому что мизинчик один). А пять чего? (Пять пальцев). Пальцы считать умеете.Теперь работникам надо дать работу: хлопните ладошками 5 раз, а я буду после каждого хлопка камешки кидать. Сколько камешков получится в банке? Проверим. Приготовились, начали!

Вы ни чего не показываете, просто кидаете камешки в банку.

В-ль: Не торопитесь, чтобы я успела камешек бросить, и считайте. Проверим. Сколько раз вы хлопнули? (Пять).

Вы выкладываете фишки в ряд, сами считаете.

В-ль: Один, два… пять, всего пять раз хлопнули, сколько задумали, столько и сделали.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем пальчики считать

Крепкие, дружные, все такие нужные.

На другой руке пять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Пальчики быстрые,

Хоть не очень чистые!

Умывание. Завтрак. Общая игра «Шагают ребята»

Ход занятия.

В-ль: А теперь поиграем в математические игры. Посмотрите, сколько фишек на табличке? А теперь столько же раз, сколько фишек, попрыгайте и считайте.

Вот какие вы молодцы, сколько пальцев на руке – сосчитали, сколько раз хлопнули – сосчитали, сколько раз прыгнули – сосчитали! Молодцы! А вот картинки-то сосчитать… неизвестно, получится или нет! Садитесь.

Дети берут стулья и садятся за столы, поставленные буквой П, столы пустые.

В-ль: Ну вот это-то вы не посчитаете? (Сосчитаем… пять. Пять деревьев). Пять деревьев? Проверим. Одно дерево – береза (ставим точку, да еще одно дерево – дуб (точка, да еще одно дерево – сосна, да еще одно дерево – ель (точка, да еще одно дерево – рябина (точка). Одно (считаем точки, два … пять. Всего (общий жест рукой) пять деревьев. Правильно сосчитали, всего 5 деревьев. Давайте посчитаем еще. (Показывайте ряд птиц.) Сколько здесь?. (5 птиц) А кто хочет доказать, что мы сосчитали правильно? (Одна птица ворона (ставит точку, да еще одна птица воробей и т. д.). Всего? (Всего 5 птиц) Один, два, три, четыре, пять. Всего пять деревьев. Так сколько? (Общий жест). Костя у доски все сделал правильно, доказал, что птиц пять. Но ведь все не могут подойти к доске, сами поставить и проверить. Давайте кружочками обозначим на полосках. Берите полоски, кружочки, садитесь.

Дети берут и садятся на место.

В-ль: Докажите, что 5 деревьев. Когда будите класть кружки вместо дерева, говорите вслух, вместо какого дерева кладете. Какое первое у нас дерево? (Береза) Так как вы скажите? (Одно дерево – береза). Сколько кружочков положили? (Один)

Показывайте на следующее дерево и т. д.

В-ль: Сколько всего фишек положили? (5). Так сколько всего у нас деревьев? (5 деревьев). Считаем вместе.

Деревья сосчитали, молодцы! Теперь, сосчитайте птиц и докажите сколько птиц. (Задание выполняется аналогично деревьям).

А теперь каждый посчитает сколько здесь всего… (картинки рыб) для себя и докажем сам себе сколько сосчитал. Не мешайте друг другу думать, считайте про себя. (Смотрите, как дети делают) Что ты пересчитывал? (Рыб) Сколько же рыб? (5). Как ты доказал сам себе, что сосчитал правильно?

Он должен показывать на фишку, слева направо, и называть рыбу.

В-ль: (Подходите к кружкам, нарисованные мелом. Проводите горизонталь рукой, как бы дотрагиваясь до кружков и обводящий жест). Здесь пять, всего пять. (Ниже ряд) и здесь …пять. Всего пять. (Еще ниже ряд). И здесь … пять. Всего пять. Но все здесь кружки, они все похожи. А здесь (доска) пять деревьев, и здесь пять… птиц, и здесь пять рыб. Все разное – это птицы, это деревья, это рыбы. Почему же про все это (проводит по ряду деревьев ладонью, про все это (по птицам, про все это (по рыбам) можно сказать это 5 единиц, это 5 единиц и это 5 единиц? (Ответы детей.)Правильный ответ: потому что здесь одна единица, да еще одна единица…и т. д. Всего 5 единиц. А здесь, как будет?

Повторите способ.

В-ль: (Меняется интонация) О, Мишка пришел!

Мишка: О чем это вы тут говорите?

В-ль: Мишка, мы говорим о том, как образуется 5 деревьев, 5 птиц и 5 рыб!

Мишка: Птиц вижу, деревья вижу, рыб вижу, а 5 – то где?

В-ль: Кто Мишке объяснит, когда же говорят «5 чего»? (Полилог). Да, когда один, да еще один, да еще один, да еще один, да еще один (показываете на каждую точку) чем то похожи. Тогда их можно обозначить точками.

Мишка: Это я понял. А что же я буду с собой кружочки носить? Но ведь рассыплешь и не правильно сосчитаешь!

В-ль: (Азартно). Знаешь, Мишка, что придумали взрослые (чудо… Они придумали число пять обозначать цифрой пятеркой. Поставишь цифру пятерку «5» (ставите) и не потеряешь.

Уберите фишки, а рядом с картинками ставьте цифры.

В-ль: Можно не считая, увидев эту цифру сказать: что обозначает эта цифра пятерка? (Всего 5) Пять чего? (Пять единиц). Это может быть 5 книг,5 тарелок, пять карандашей, 5 копеек (показывает 5 монеток… А знаете, что еще придумали взрослые! Все 5 копеечек спрятать в одну монетку. Как это они сделали? Написали цифру 5.

Покажите крупную нарисованную монетку 5 и настоящую.

В-ль: Потом посмотрите у родителей монетки, как люди удобно придумали хранить монетки.

Положите рядом с монеткой «5коп» монетки по «1коп» или по «5руб» и по «1руб»

Хороводная игра

Мишка, в лапах карточка с цифрой»5», цифра перевернута.

Мишка: Пока вы играли, я забыл, что это такое? (Цифра 5). Я спросил у А. С., что это за картинка.Она сказала: «Это не картинка, это тебе скажет, сколько всего надо взять». Я ее так поставил, она молчит. Я ее так перевернул – она все равно молчит, не говорит.

В-ль: А вам говорит что – ни будь? (это цифра пятерка, говорит, что надо взять чего ни будь 5).

Мишка: Чего пять, не понял? (Пять единиц)

В-ль: Правильно, 5 единиц того, что тебе нужно.

Мишка: Я ни чего не понял.

В-ль: Вот вам, ребята, надо подобрать столько единиц разных предметов, чтобы можно было поставить цифру «пятерку», и тогда Мишка поймет.Давайте на картинках: наберите 5 единиц, положите, а мы цифру пятерку поставим, у кого правильно, и Мишка поймет.

Выполняется задание. На столах лежат карточки «Лото» по количеству превышающее детей. Проверка задания, раздача карточек.

Мишка: Ну, теперь я все понял. А вы молодцы такие, мне все смогли объяснить. Вы устали наверно, сходите погуляйте, а я вас подожду в группе.

Анализ:

В-ль: Ребята, что мы с вами сегодня учили? (Ответы) С множествами чего мы работали? С какой цифрой познакомились?

А теперь пришло время гулять.

Публикации по теме:

«Число 8. Цифра 8». Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе Программное содержание: I 1) Познакомить с образованием числа 8, цифрой 8. 2) Познакомить с составом числа 8 из единиц 3) Учить раскладывать.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике «Число и цифра 3» для детей младшей группы - Ребята, кем вы хотите стать, когда вырастете? - Давайте поиграем в строителей. - Чем занимаются строители? Строители работают бригадой.

Конспект образовательной организованной деятельности в средней группе «Счёт до пяти. Число и цифра 5» Цель: 1. Научить детей считать до 5, сформировать у них представление о числе и цифре 5, соотносить её с количеством; 2. Закрепить у детей.

Конспект открытого занятия по математике для дошкольников «Число и цифра 10» Конспект открытого занятия Тема: «Число и цифра 10» Цель занятия: познакомить с образованием числа 10; учить считать в пределах 10, соотносить.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Счет до четырех, число и цифра 4» Тема: СЧЕТ ДО ЧЕТЫРЕХ, ЧИСЛО И ЦИФРА 4. Цель: 1) сформировать представление о числе и цифре 4, умение считать до четырех, соотносить цифру.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Счёт до семи. Число и цифра 7»Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Счёт до семи. Число и цифра 7» Конспект занятия по ФЭМП в средней группе Тема: «Счёт до семи. Число и цифра 7» Цель: научить детей считать до 7; познакомить с числом.

Конспект занятия по математике в средней группе «Счёт до шести. Число и цифра 6» Конспект занятия по математике в средней группе. Счёт до шести. Число и цифра 6. Цель: Сформировать представление о числе и цифре 6, считать.

Конспект занятия по математике в средней группе «Счёт до шести. Число и цифра 6» Цель: Формирование представлений о числе и цифре 6, умение считать до шести, соотносить цифру 6 с количеством; Актуализация умения различать.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Число 6 и цифра 6» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

Занятие по ФЭМП в средней группе «Число 3. Цифра 3» Цель: знакомство с новым числом 3 и цифрой 3. Задачи: Образовательные: познакомить с образованием числа три на основе сравнения двух групп.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Конспект занятия по математике в средней группе «Число и цифра 5»
Опубликовано: 13 июня 2016 в 14:42
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 июля. День павлина на МААМ

Одной из самых диковинных птиц на планете посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы расширить представления детей о павлинах и увлечь...

27 июля. День смородины на МААМ

Поспела вкусная и душистая летняя ягода – смородина. Это самая родная наша ягода: нигде в мире её не растёт столько, сколько в России. Она выносливая, неприхотливая и щедрая на урожай. А ещё – смородина...


Горячие темочки