Конспект занятия по музейной педагогике «Путешествие в прошлое» (средний дошкольный возраст)

Ольга Медведева
Конспект занятия по музейной педагогике «Путешествие в прошлое» (средний дошкольный возраст)

Цель: Развитие представлений детей об устройстве русской избы.

Задачи:

• обобщать знания детей о предметах быта русского народа;

• закреплять знания детей о культуре русской одежды;

• продолжать приобщать детей к музыкальному фольклору;

• развивать память, мышление, речь;

• воспитывать стремление больше узнавать о жизни наших предков.

Словарная работа: люлька, зыбка, лавка, сундук.

Ход занятия

Воспитатель: Я сейчас вам расскажу, что со мной случилось:

Вот сегодня поутру на работу я иду,

По узенькой дорожке.

Опустила вниз глаза, увидала ложку!

Подняла ее скорей, от снега отряхнула.

Ах, какая красота, до чего же хороша

Ложечка точеная вся цветная, расписная

Ручка золоченая.

Только кто же потерял? Ни кого не видно.

Я взяла ее с собой, может кто-то в садик шел

Обронил случайно?

В детский садик я приду, у ребяток я спрошу:

Не вы ли ложечку потеряли?

Дети: Нет

Воспитатель: А чья же она тогда? Хозяин этой ложечки, наверное, очень расстраивается, она ведь вон какая красивая, разноцветная, расписная.

Как же нам ее вернуть? (Ответы детей)

А я придумала! Я знаю волшебные слова, произнеся которые мы отправимся туда, где живет хозяин этой ложки. Но для этого нужно зажмурить крепко глаза, даже закрыть их руками и ни в коем случае не подглядывать, а то волшебство не получится. Вы закрывайте глаза. А я произнесу волшебные слова: (воспитатель произносит слова и надевает русский народный сарафан)

Тили бом, тили бом закружилось все кругом

Глазки крепко мы закроем, досчитаем до пяти

И попробуем для ложки мы хозяина найти.

Раз, два, три, четыре, пять глазки можно открывать.

Интересно, интересно, где мы очутились?

И что с одеждою моей? Что же с ней случилось?

Ребята, что на мне одето?

Дети: Сарафан.

Воспитатель: А сейчас, в наше время носят такие сарафаны?

Дети: Нет.

Воспитатель: А когда их носили?

Дети: Давно.

Воспитатель: Верно, давным-давно, в прошлом. Значит, мы с вами попали в прошлое, и хозяин нашей ложечки тоже где-то здесь. Давайте посмотрим, может быть, он за этой дверью?

(дверь в русскую избу, на двери вырезанные из бумаги куклы девочка и мальчик и предметы русского-народного костюма)

Воспитатель: Закрыто. Что же делать? Я поняла, что бы открыть дверь нам нужно выполнить задание. Мы поможем Машеньке и Ванечке: оденем их, а они помогут нам – откроют дверь.

Д/и «Одень Машеньку и Ванечку»

Воспитатель: Мы одели Машеньку? Мы одели Ванечку?

Дети: Да.

Воспитатель: Вам ребята помогли, быстро вас одели

А теперь скорей и вы нам откройте двери.

(заходят в русскую избу)

Воспитатель: Куда, ребята мы попали?

Дети: В русскую избу.

Воспитатель: В избу мы сейчас зайдем и хозяина найдем. Никого не видно может быть он спрятался здесь? (подходит к печке) Что это?

Дети: Печь.

Воспитатель: Для чего она нужна?

Дети: Готовить кушать.

Воспитатель: А в наше время, на чем готовят?

Дети: На плите.

Воспитатель: А еще для чего нужна печь?

Дети: Греться.

Воспитатель: Верно. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку. А от жарко натопленной печи в доме становилось тепло и уютно даже в самую холодную зиму.

Ну-ка, посмотрим: на печке никого нет, даже в печке нет.

А может быть хозяин дома здесь?

(Подходит к сундуку)

Воспитатель: Что это, ребята?

Дети: Сундук.

Воспитатель: Сундук для чего нужен?

Дети: Хранить вещи.

Воспитатель: А в наше время, где хранят вещи?

Дети: В шкафу, комоде…

(открывает сундук)

Воспитатель: И тут никого нет! Ух, устала! Где бы посидеть, отдохнуть?

Дети: На лавке.

Воспитатель: А в наше время, на чем сидят?

Дети: на стуле, табурете…

Воспитатель: Верно. Давайте посидим, отдохнем (садятся на лавки)

Где же, где же наш хозяин?

Мы уж все тут обошли.

Мы и в печке посмотрели

И в сундук заглянули.

Ой, чьи же, чьи же там шаги

Слышаться на лесенке?

Кто-то, кто-то там идет

Распевая песенки. (входит Жихарка)

Жихарка: Кто это у меня в гостях?

Воспитатель: А ты кто?

Жихарка: Я хозяин этого дома – Жихарка. А вы кто?

Воспитатель: А мы ребята из детского сада. Мы нашли ложечку, а теперь ищем хозяина. Не твоя ли это ложечка?

Жихарка: Моя, моя! Я ее, наверное, уронил, когда лиса меня в свою нору в лесу тащила. Но я ее обхитрил: в печку засунул и убежал.

Воспитатель: Какой ты Жихарка хоть маленький, да удаленький!

Жихарка: За то, что вы мне вернули мою любимую ложечку, я хочу вас отблагодарить, только, как не знаю.

Воспитатель: А ты с нами поиграй!

Жихарка: Но вас так много я даже не знаю, в какую игру можно поиграть всем вместе.

Воспитатель: А мы тебя научим.

Хороводная игра «Ходит Васька серенький»

(слышится плач)

Жихарка: Мы смеялись и шутили

И матрешку разбудили!

Воспитатель: А где она?

Жихарка: В люльке лежит.

Воспитатель: Ребята, что такое люлька?

Дети: Кроватка.

Воспитатель: Верно. Это кроватка, зыбка – подвесная колыбель качать младенца. А в наше время, где дети спят?

Дети: На кровати, диване…

Воспитатель: Верно. Ой, опять плачет.

Жихарка: Что же делать, как же быть?

Как матрешку усыпить?

Воспитатель: Не беспокойся, мы тебе поможем. Поможем, ребята?

Дети: Да.

Воспитатель: Как можно усыпить?

Дети: Покачать, спеть колыбельную.

Воспитатель: Кто знает колыбельную?

(дети по желанию подходят, качают люльку и поют колыбельную)

Воспитатель: Я тоже знаю колыбельную:

Лю-ли, лю-ли, лю-люшки

Прилетели гулюшки

Стали гули ворковать

И матрешку усыплять

Баю-бай, баю-бай

Спи матрешка, засыпай

Воспитатель: Вроде бы уснула. Давайте, чтобы опять ее не разбудить тихонько выйдем. Ну что, ложечку хозяину вернули, можно теперь возвращаться обратно в детский сад. Зажмуривайте глаза, закрывайте их руками, а я произнесу волшебные слова.

(воспитатель произносит слова и снимает сарафан)

Тили бом, тили бом закружилось все кругом

Глазки крепко мы закроем, досчитаем до пяти

И обратно в детский сад мы отправимся опять.

Раз, два, три, четыре, пять глазки можно открывать.

Вот опять мы возвратились

В наш любимый детский сад

Ведь недаром говорится:

Дома лучше, чем в гостях.

Ой, ребята, посмотрите, кто вместе с нами вернулся в детский сад.

Дети: Жихарка.

Воспитатель: Ты, наверное, тоже зажмурил глаза, когда я произносила волшебные слова, и поэтому очутился здесь вместе с нами.

Жихарка, а почему ты такой грустный?

Жихарка: Где же я буду жить? Я люблю спать на печке, сидеть на лавке. А у вас тут ничего этого нет.

Воспитатель: Не расстраивайся, Жихарка мы тебе поможем. Поможем, ребята?

Дети: Да.

(На столе два макета: квартира и изба. Предметы мебели - на столе посередине)

Воспитатель: У нас есть здесь два жилища: одно как раз изба, а другое – квартира, но, к сожалению, вся мебель и предметы обихода перепутались. Но наши ребята уже были у тебя в избе и знают, какие у тебя там есть предметы. Сейчас они обустроят тебе жилище.

Первая команда будет обустраивать избу, а вторая – квартиру. А мы посмотрим, кто быстрее. Раз. Два, три – начни!

Воспитатель: Ну, что Жихарка нравится тебе изба? Будешь там жить?

Жихарка: Да! За то что вы мне помогли, я хочу подарить вам ложечки как у меня: точеные, ручки золоченые. (ложечки из соленого теста расписанные под хохлому)

Воспитатель: Спасибо, Жихарка! Ой, а как же ты поместишься в таком маленьком домике?

Жихарка: Я же из сказки, а там любые чудеса могут быть. Я могу превратиться в маленького.

Воспитатель: Ну, тогда, ребята, закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова и Жихарка станет маленьким:(Воспитатель произносит слова, Жихарка уходит, а в макете избы появляется маленькая фигурка человечка)

Жихарка, покружись,

В маленького превратись

Раз, два, три, четыре, пять

Глазки можно открывать.

Воспитатель: Посмотрите, ребята Жихарке понравился новый дом, он уже забрался на печку и греется.

А вам, ребята понравилось наше путешествие?

(ответы детей)

Воспитатель: Вы такие молодцы! И ложечку вернули, и матрешку усыпили, и избу для Жихарки обустроили.

Публикации по теме:

Интерактивная игра «Ознакомление с бытом русского народа» Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию.

Ознакомление дошкольников с русским народным костюмом. Планирование работы Младшая группаЦель:воспитание положительного эмоционального отношения к познанию истории и культуры русского народа. Задачи*Дать представление.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Конспект занятия по музейной педагогике «Путешествие в прошлое» (средний дошкольный возраст)
Опубликовано: 30 апреля 2014 в 11:46
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра «Покажи предмет» для детей младшего возраста
Цель игры: учить детей выделять форму конкретного предмета окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами, закреплять названия фигур....
Фотоотчёт об аппликации с элементами рисования во второй младшей группе...
Снова за окном зима, Снег кружится за порогом, Покрывая все дома, Заметая все дороги. Падают снежинки, за окном поют ветра, Падают снежинки от заката...
Оформление приемной группы «Деревья в снегу»
На деревья, на аллеи Снег летит муки белее, Легкий-легкий, чистый-чистый, Мягкий, хрупкий и пушистый. Зима – это самое любимое время года для многих...
Украшение камина к новому году
В детском саду Новый год – событие особенное и сказочное. Дети еще верят в существование Деда Мороза и сказочных персонажей, ждут подарков и чудес....
Конспект познавательной деятельности «Если хочешь быть здоровым» для детей...
Тема: «Если хочешь быть здоровым» Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группе. Составила:...