Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента «Большая и малая Родина»

Олеся Ярушина
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента «Большая и малая Родина»

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК» С. БОЛЬШЕУСТЬИКИНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МЕЧЕТЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ДЕТСКИЙ САД "ВАСИЛЕК" С. НИЖНЕЕ БОБИНО

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента

Тема : «Большая и малая Родина»

Возрастная группа: старшая разновозрастная

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.

Воспитатель:Ярушина Олеся Николаевна

с. Нижнее Бобино

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

- Продолжить формировать у детей представление о России, как о родной стране;

- Формировать уважительное отношение к государственным символам;

- Знакомить детей с понятием о Родине малой и большой;

- Воспитывать у детей любовь к родине,

- Формировать гражданско- патриотические чувства.

- Учить отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения;

- Расширять словарный запас за счет имен существительных (родители, мама, папа, сестра, брат, дом, страна, деревня, Родина) и имен прилагательных (Родная, родной, большая, малая)

- Развивать внимание и память – узнавать на картинках флаги и гербы.

- Развивать выдержку, умение соблюдать правила игры;

- Развивать память, сообразительность, находчивость.

Словарная работа: родная сторона, Родина, Россия, большая Родина, малая Родина, Башкортостан, Уфа.

Материалы:

- изображение президента РФ, гербов и флагов;

- наглядно-дидактические пособия;

- фотографии с видами села, городов и страны;

Предварительная работа:

- беседы о российской символике;

- чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине;

- рассматривание фотографий деревень;

- рассматривание иллюстраций и выполнение работ по раскрашиванию Флага и герба Башкортостана.

Методы и приемы: игровые, словесные, наглядные, вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, самооценка.

Ход занятия.

Звучит песня «У моей России»

Воспитатель: Здравствуйте мои дорогие ребята! Вам понравилась песня, которую вы послушали? А о чем в ней пелось? (О России, о маме)

Воспитатель: А что такое Россия? (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня, мы с вами поговорим о нашей стране, о нашем родном крае в котором живем.

Воспитатель читает стихотворение

«Россия Родина моя

Россия, Родина моя!

Храни себя!

Свои просторы голубые

До боли милые, родные.

Россия – Родина моя, твоя,

И наших близких

За все спасибо говорим!

И кланяемся низко!

- А что означает слово «Родина»

- «Родная сторона» - это то место, где нам все дорого, близко, где мы родились, где все для нас родное. Такое место по – другому называется Родина! Наша Родина – Россия!

- Ребята, как называется столица нашей Родины? (Москва)

- Как зовут президента нашей страны?

- Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Какие? (Герб, флаг, гимн).

- Кто мне назовет цвета Российского флага? (Белый, синий, красный).

Ребята, эти цвета выбраны неслучайно. Они издавна считались на Руси самыми красивыми. Часто,читая русские сказки мы встречаемся с этими цветами: синее море, красна девица, весна- красна, белый цвет. Что означает каждый цвет флага.

Белый цвет означает мир, благородство, чистоту.

Синий цвет – небо и верность.

Красный цвет – огонь, отвага, героизм.

Стихотворение:

Белый цвет – березка,

Синий неба цвет,

Красная полоска-

Солнечный рассвет.

Стихотворение:

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый.

Он - России дух свободный.

- А что такое гимн? (Гимн – это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя.)

- Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России.

Звучит «Государственный гимн Российской Федерации» муз. А. В. Александрова, сл. С. В. Михалкова

Воспитатель: А какая музыка у гимна? (Музыка была торжественная, величавая, гордая.)

- Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. В России не одна тысяча городов, их очень много. Все это наша с вами Большая Родина!

Пословицы послушайте:

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Жить – Родине служить.

Родная земля и в горсти мила.

- А еще в народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Как вы думаете, что это значит? (ответы детей)

- Есть место в нашей стране, где мы родились и растем, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом – это наше село, это наша Малая Родина.

- У каждого из нас есть малая Родина. Как называется село в котором вы живете? (Нижнее Бобино)

- Место, где находится наше село называется Республика Башкортостан.

Многие поэты Башкортостана, художники, писатели, посвятили Малой Родине свои стихи, картины. Вот и я хочу сегодня поговорить с вами о родном крае, о нашей Родине – о Республике Башкортостан. Наша республика большая и красивая. У нее есть свой государственный флаг и герб. И свой гимн, который написал башкирский композитор Фарит Идрисов.

- Дети, давайте с вами встанем и послушаем гимн Республики Башкортостан (звучит гимн). Садитесь ребята.

- А теперь давайте с вами посмотрим на флаг Республики Башкортостан. Скажите мне на какие цвета разделен флаг Башкортостана? (синий, белый и зеленый)

Воспитатель: Правильно. Каждый цвет имеет свое значение.

Синий цвет означает ясность и добродетель.

Белый цвет – мир, дружелюбие и открытость.

Зеленый – свободу, жизненный расцвет и возрождение.

Центральный символ флага – золотое кольцо, которое находится в середине белой полосы. Внутри кольца есть соцветие курая с семью лепестками. Соцветие курая символизирует единство и дружбу народов Республики, а семь лепестков соответствует числу родов, исторически проживающих на территории Башкортостана и положивших начало единению.

На государственном гербе Республики Башкортостан изображен памятник Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом.

Воспитатель: Вы наверно уже чуть – чуть устали? Давайте с вами немного отдохнем. Выходите все ко мне.

Физминутка

«Территория нашей республики очень большая (руки в стороны).

По многоводным рекам плывут красивые корабли (изображать волны).

В лесах растут высокие деревья (руки вверх).

В чаще леса живут косолатые медведи (Изображаем медведей, серые зайцы, рыжие лисицы).

На полях порхают разноцветные бабочки (взмахи руками, прыгают зеленые кузнечики)».

- Молодцы ребята, садитесь на свои места. Давайте с вами продолжим нашу беседу о Республике Башкортостан.

- Ребята, кто сможет сказать, как называется столица Республики Башкортостан? (Уфа).

- Город Уфа, очень большой и красивый город. Много легенд связано с названием этого города. Изучением этого вопроса занимался известный уфимский тюрколог Николай Дмитриев, который считал, что название восходит к древнетюркскому «уба» (холм, курган, гористая местность) Есть также мнение о происхождении названия города от другого древнетюркского слова – «уфак» (малый, небольшой) или от названия башкирского рода «упей». По финно-угорской версии, слово «уфа» имеет значение «вода», а также «медвежья лапа». Единого мнения о происхождении названия города нет. Ребята, а какие города Республики Башкортостан вы знаете еще? (Стерлитамак, Салават, Нефтекамск Ишимбай и другие)

Важнейшие отрасли промышленности Башкирии

• нефтедобыча и нефтепереработка;

• химия и нефтехимия;

• электроэнергетика;

• деревообрабатывающая промышленность;

• промышленность строительных материалов;

• машиностроение и металлообработка;

• металлургия.

Воспитатель: - Каждый город Башкортостана чем-то славится, но в нашей республике, кроме городов есть еще и села, в которых выращивают богатый урожай. Башкортостан – это земледельческий край. На его полях выращивают много разных культур. Какие культуры выращивают у нас?

Воспитатель: Правильно, а основное богатство нашей республики – это хлеб. Труженики полей выращивают рожь и пшеницу.

- Республика Башкортостан многонациональная республика.В Башкортостане проживают люди разных национальностей : татары, башкиры, русские, чуваши и многие другие. Все они живут в мире и согласии. Вместе трудятся, отдыхают, стоят дома, города, приумножают богатства родного края и заботятся о нем. Пусть в наших садах, лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и озерах будет много рыбы. Все это – наше с вами богатство. Любить свою Родину, природу – это, значит, и беречь ее, и заботиться о ней, и дружить с ней!

Воспитатель: Ребята, а вы любите свою Родину?

Дети: Да.

- Давайте посмотрим, какие памятные места есть в нашем селе?

Просмотр слайдов с видами села.

Итог занятия:

- Ребята, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

- Почему вы любите свою малую родину? (ответы детей)

- Почему в народе говорится: «На чужой сторонушке рад своей воронушке»? (ответы детей)

- Что нужно делать, чтобы наша Родина с годами становилась все краше? (ответы детей)

- Дорогие ребята! Любите свою родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее людях и истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции!

Список используемой литературы

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издание 2 – е, исправленное и дополненное. Москва «Москва – Синтез», 2011.

2. Агишева Р. Л., Губайдуллина Ф. Х.Я познаю Башкортостан: Учебная хрестоматия. Уфа, 2006.

3. Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М.: Издательство «Ювента». – 2003.

4. Маркова Н. А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства. // Управление ДОУ. 2008. №4. С. - 85.

5.Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т. И. Оверчук. М., 2004.

6.Рассказы по истории Башкортостана: Учебное пособие по курсу «История Башкортостана» / Под ред. И. Г. Акманова. –Уфа: Китап, 2001.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра с учетом регионального компонента часть первая старшая группаДидактическая игра с учетом регионального компонента часть первая старшая группа .

Дидактические игры с учетом регионального компонента часть вторая старшая группаДидактические игры с учетом регионального компонента часть вторая старшая группа Дидактическая игра «Найди и соедини пару» Цели: Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем.

Карточки прогулок на сентябрь, с учетом регионального компонента для детей подготовительной к школе группы Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию картотеку прогулок с учетом регионального компонента на СЕНТЯБРЬ для детей подготовительной.

Конспект беседы по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Моя Родина» в старшей группе Цель: воспитание патриотического чувства, уважения и любви к Родине. Предварительная работа. Разучивание русских народных пословиц о России.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Дикие животные
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента «Большая и малая Родина»
Опубликовано: 17 января 2021 в 10:55
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 февраля. День клякс на МААМ

Случайным пятнам, которые раньше осложняли школьникам жизнь, а сейчас используются в изобразительном искусстве, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой специальных игр и...

28 февраля. День сказочных домиков на МААМ

Вполне естественно, что сказочные персонажи живут в необыкновенных волшебных дворцах и сказочных домиках. Под впечатлением приключений любимых сказочных и мультипликационных героев, дети охотно рисуют,...

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка, кошка»
Цель: учить передавать характерные элементы филимоновской росписи Задачи: 1. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя...
Сценарий спортивного развлечения в детском саду для детей младшей группы «Мой весёлый...
Цель: Развивать элементарные двигательные действия; мотивировать к выполнению физических упражнений с положительно – эмоциональным настроением. Задачи:...
Мой сказочный домик
Завтра, 28 февраля, будет День сказочных домиков на МААМ. В одной публикации на сайте автор Сергей Желонкин говорил о том, что существует множество разных...