Марина Шумилова
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие по континентам. Африка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение словарного запаса и формирование грамматических навыков у дошкольников, через знакомство с континентом Африка, в ходе различных игр и упражнений.
Задачи:
образовательные:
• Формировать представления у детей о материке Африка (климатические зоны и обитатели, в ходе показа презентации и рассказа воспитателя.
• Обогащать словарь новыми словами.
• Упражнять детей в подборе определений, в ходе игры «Определи лишнее слово».
• Уточнять и закреплять правильное произношение звука ч, путём повторения чистоговорки «Черепаха».
развивающие :
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Путешествие по континентам, Африка“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2021
• Развивать наглядно - образное и логическое мышление.
• Развивать психофизические качества детей: произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, для перенастройки на предстоящую работу
• Развивать точную координацию движений, ловкость, концентрировать внимание на одном виде деятельности, активизировать моторику рук.
воспитательные:
• Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.
• Способствовать созданию благоприятного эмоционального климата: получению детьми удовлетворения от своей деятельности и новых впечатлений.
• Воспитывать любовь к живой природе.
• Настраивать детей друг на друга, создавать положительный фон в группе.
Предварительная работа:
• Знакомство на занятиях ФЦКМ с материками, в т. ч. и с Африкой, с ее растительным и животным миром. Ознакомление с художественной литературой по теме «Африка» : «Айболит», К. Чуковского, «Слоненок», «Маугли» Р. Киплинга. Просмотр мультфильмов «33 попугая», «Король Лев», «Катерок», «Крошка Енот».
• Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме «Африка»
• Выставка африканских игрушек-животных. Изготовление макета континента «Африка»
• Разучивание загадок про животных.
Дидактические игры: «Кто, где живет?», «Где, что растет?», «Обитатели жарких стран»
Методическое обеспечение:
«Конспекты комплексных занятий с детьми» О. А. Новиковская
Приё мы работы:
наглядные: показ и рассматривание иллюстраций, показ презентации;
словестные: элемент психогимнастики «Подари тепло другу», загадки, объяснения.
Интеграция образовательных областей:
• развитие речи
• познание
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование для показа слайдов, карта мира (или глобус, иллюстрации животных Африки; предметные картинки.
Формы непосредственной образовательной деятельности: игра – путешествие.
Ход занятия
Элемент психогимнастики «Подари тепло другу» :
Воспитатель: Доброе утро! Я вам говорю. Доброе утро! Я всех вас люблю!
Свою любовь и доброту я дарю вам, А вы подарите друг другу.
(трем ладошки друг об друга и направляем свое тепло на друга).
Да, за окном мороз, холод, снег, а я вам сегодня предлагаю отправиться в очень жаркую страну - Африку. (Показ на карте Африки).
Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка, диких животных. А теперь, давайте подумаем, на чем мы можем отправиться? (варианты детей.)
Верно, на самолёте.
Отлично!
Итак, в путь!
Африка! Африка! Волшебная страна.
Отправимся мы в Африку, давно нас ждет она.
(Звучит отрывок из игры «Лётчики, на аэродром»)
Вот мы и добрались до Африки. (Показ презентации)
Это африканская пустыня. Здесь очень жарко - это царство песков. В пустыне мало воды, поэтому растений очень мало. Одно из них – верблюжья колючка. У неё очень длинный корень, чтобы добывать воду глубоко из земли. Но в пустыне есть островки зелени – это оазисы, здесь есть вода, пальмы, травы и цветы. Животные пустыни приспособлены к жаре. Одно из таких животных – верблюд. Его горб – настоящая кладовая, поэтому верблюд может много дней обходиться без воды и пищи. Его желудок приспособлен к перевариванию грубой пищи. На ногах у верблюда мозоли из плотной кожи. Они предохраняют ноги от ожогов и не дают верблюжьим ногам проваливаться в песок. Кроме верблюда в пустыне обитают: змея, варан, скорпион, черепаха и др. В пустыне почти не бывает дождей. Днем очень жарко, иногда дуют яростные ветра, иссушая все вокруг. Но после захода солнца температура резко падает и становится очень холодно. В пустыне очень скудная растительность.
(Напомнить условное обозначение модели пустыни – жёлтый цвет.)
Игра «Узнай по описанию»
(Ребенок рассказывает загадку о животных, а другие должны угадать это животное).
Суслик, убегай скорей,
Ведь опасность рядом!
Нападает на зверей
Кто-то с сильным ядом
Посреди песков шипит
И добычу не проспит. (Змея)
По пескам, в лучах слепящих
Ходит он, огромный ящер.
И глотает целиком
Всю добычу, словно ком. (Варан)
Может плавать в океане,
Может ползать по саванне,
Панцирь в клетку, как рубаха…
Кто же это? … (черепаха!
Физкультминутка: «Лётчики, на аэродром»
Музыкально-дидактическая подвижная игра.
Цель: развитие когнитивной сферы (память, мышление, воображение) и творческих способностей детей в процессе музыкальной игры
Задачи: учить ориентироваться в пространстве, используя различные виды имитационных движений; учить соблюдать установленные правила игры, совершенствовать коммуникативные навыки; способствовать созданию положительного эмоционального фона в детском коллективе
Методы, приемы: объяснение, показ, рассматривание иллюстраций.
Данная игра дает возможность детям проявить себя творчески, раскрыться, стать менее зажатыми, более коммуникабельными, контактными.
Способствует эстетическому развитию, пробуждает фантазию и открывает большое поле для творчества. Ребенок во время игры может представлять себя черепахой или слоном, дельфином или кенгуру, то есть будет учиться входить в роль, развивая талант перевоплощения.
Правила проведения игры:
Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия:
1. «Летчики, на аэродром!» Дети присаживаются
2. «Заводим моторы!» Дети, сидя (обязательное условие, чтобы было чередование двигательной активности и отдыха) делают «моталочку» согнутыми руками.
3. «В полет!» Дети изображают полет самолета (летают)
4. «Внимание, посадка!» Дети присаживаются на корточки.
5. Далее выполняются подражательные движения животных тех стран и континентов, куда прилетают самолеты.
Воспитатель: Теперь мы снова отправимся в полёт в следующую климатическую зону – это саванна.
Саванна – это степь. Лето здесь длинное, жаркое и засушливое. Зима – короткая, дождливая. В саванне растут различные травянистые растения, но попадаются островки деревьев. Трава здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья – баобабы. Эти удивительные деревья при небольшой высоте имеют очень толстый ствол. Чтобы его обхватить, нужно взяться за руки всей группе детского сада. В саванне живет много животных – слоны, бегемоты, носороги, жирафы и др.
(Напомнить условное обозначение модели саванны – оранжевый цвет).
Игра «Определи лишнее слово».
Воспитатель: Тигр – хищный, лохматый.
Ребенок: Тигр – хищный, но не лохматый, потому что у него короткая шерсть.
Воспитатель: Бегемот – опасный, длинноносый.
Ребенок: Бегемот опасный, но не длинноносый, потому что у него короткий нос.
Воспитатель: Носорог – маленький, толстый.
Ребенок: Носорог – толстый, а не маленький.
Воспитатель: Жираф – высокий, пятнистый, длиннохвостый.
Ребенок: Жираф высокий, пятнистый, но не длиннохвостый, потому, что у него короткий хвост.
Воспитатель: Слон – большой, ушастый, рогатый.
Ребенок: Слон – большой, ушастый, но не рогатый, потому что у него нет рогов.
Пальчиковая гимнастика «У жирафов»
Цель: Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.
У жирафов пятна, пятна,
пятна, пятнышки везде. -2 раза (Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях, есть
На носах, на животах, коленях и носках. (Обоими указательными пальцами
дотрагиваемся до соответствующих
частей тела.)
У слонов есть складки, складки,
складки, складочки везде. – 2 раза (Щипаем себя, как бы собирая
складки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях, есть
На носах, на животах, коленях и носках. (Обоими указательными пальцами
дотрагиваемся до соответствующих
частей тела.)
У тигряток шёрстка, шёрстка,
шёрстка, шёрсточка везде. – 2 раза (Поглаживаем себя, как бы
разглаживая шёрстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях, есть
На носах, на животах, коленях и носках. (Обоими указательными пальцами
дотрагиваемся до соответствующих
частей тела).
А у зебры есть полоски,
есть полосочки везде. -2 раза (Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях, есть
На носах, на животах, коленях и носках. (Обоими указательными пальцами
дотрагиваемся до соответствующих
частей тела.)
Воспитатель: Теперь мы снова отправимся в полёт в следующую климатическую зону – это тропический лес.
Тропический лес ещё называют джунглями. Здесь большая влажность и тепло. В джунглях растут очень высокие деревья, различные травы, грибы, лианы, папоротники. Лианы – это вьющиеся растения. Джунгли – это царство обезьян. Здесь их водится очень много. Обезьяны живут на ветвях деревьев и здесь же находят пропитание. На краю тропического леса живут леопарды. Ещё в джунглях обитают крокодилы, попугаи.
(Напомнить условное обозначение модели джунглей – зеленый цвет).
Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
(Соединить линиями на рисунке животное и то место, где оно живёт.)
А теперь скажите, где живё т:
Для старших детей:
Жираф и кабан,
Черепаха и рысь
Скорпион и попугай
Для младших детей:
жираф,
заяц,
слон,
верблюд,
лиса,
обезьяна
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что попугай любит попугайничать. Как вы понимаете, что значит попугайничать? (Повторять за кем-то)
Чисто говорка
А вы умеете попугайничать? Тогда послушайте мою чистоговорку и попробуйте повторить.
Черепаха не скучая, Час сидит за чашкой чая. (Проговаривают чисто говорку)
Итог:
Ребята, вы такие молодцы, вы узнали много интересного. Давайте вспомним, где мы сегодня побывали? Какие животные живут в Африке? Что Вам понравилось в Африке?
Африка, Африка – волшебный континент,
На всей большой планете земли прекрасней нет.
Львы и обезьяны, зебры и слоны,
Верблюды и жирафы – жители страны.
Пора возвращаться в детский сад.
(Звучит отрывок из игры «Лётчики, на аэродром»)