Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе «Тридевятое царство»

Алёша Бурмина
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе «Тридевятое царство»

Целевые установки: формирование интереса к слову, к значению слова; развитие речи детей.

Область «Развитие речи»:

- формировать у детей умение аргументировать свои суждения, пользуясь речью;

- развивать выразительность речи, интерес к творческой речевой деятельности;

- развивать умение подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу;

- формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.

- пополнять словарный запас;

- упражнять в разгадывании загадок.

Область «Физическое развитие»:

- формировать умение держать правильную осанку;

- развивать осознанное выполнение движений, умение соотносить движения с текстом;

Область «Художественно – эстетическое развитие»:

- умение передавать в рисунке свой замысел;

- умение вырисовывать форму, величину, цветовую гамму окружающих предметов.

Методические приёмы:

Ритуал начала ОД «Ласковые ладошки, тепло друга», загадки, физминутка «Три веселых братца», дыхательная гимнастика «Свеча»; словесные игры: «Объяснялки»,

«Скажи наоборот», «Найди нужное слово», «Скажи какой», «Согласие, несогласие», «Сочиняем загадки», вопросы, ритуал окончания ОД «Встретимся опять».

Материал: элементы костюма бабушки Загадушки: платок, фартук; арка; «чудесный мешочек», игрушки - погремушка, ёжик, машинка, сковородка, ложка; предметные картинки: большой дом, красивое платье, добрый человек, злой волк; дидактический материал к игре «Скажи какой», маски «поросята», книга загадок о человеке, силуэты теремков, фламастеры, листы бумаги по количеству детей.

.

Форма организации: подгрупповая.

Ход:

Воспитатель: Давайте, ребята, встанем в круг и подарим друг другу тепло наших рук. Посмотрите, ребята, я превратилась в Бабушку Загадушку. Всё это неспроста. Мы сейчас отправимся в Тридевятое царство в тридесятое государство в страну Загадок.

Послушайте мою первую загадку:

Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, уши, глаза)

А вот и вторая загадка:

Ни на меру, ни на вес,

Но у всех людей он есть. (Ум)

Правильно, ребята. Ваши язычки, уши, глаза и ум помогут вам в нашем путешествии. А вот и вход в Тридевятое государство.

Звучит сказочная мелодия, дети проходят сквозь красочную арку.

Б. Загадушка: Чтобы загадки отгадывать, нужно много знать, все замечать и в словах разбираться. А умеете ли вы играть в слова? Ну что ж поиграем, потешимся. А кто объяснит мне, что значит «потешимся»?

Дети объясняют.

«Объяснялки»

Дети объясняют значения слов фартук, платок, арка.

Б. Загадушка: В Тридевятом царстве загадок, в каждом тереме слова живут, да в игры играют. Посмотрим, какая игра здесь поживает.

Дети останавливаются возле каждого терема и играют в словесные игры.

«Скажи наоборот» (слова с противоположным значением)

Высоко – низко, далеко - близко, темно – светло и т. д.

«Найди нужное слово» (слова близкие по смыслу)

Большой – огромный, громадный…

Добрый – ласковый, нежный…

Злой – сердитый, злобный…

Красивый – прекрасный, прелестный…

«Скажи какой»

- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький…

- Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий…

Б. Загадушка: Вот по глазам вижу, что кто – то загадку загадать из вас, ребята, хочет.

Ребёнок:

Розовый ещё ребёнок

Щетинка есть уже с пелёнок,

Нет лица, а только рыльце.

Хрюкает, ест из корытца.

Хвостик у него крючком

Нос приплюснут пятачком

Просто чудо, не ребёнок

Кто же это (поросёнок).

Б. Загадушка: Превращаю вас в маленьких поросят, которые весело гуляют по двору.

Дети надевают маски, проводится игра.

Физминутка «Три веселых братца»

Три веселых братца гуляли по двору

Три веселых братца затеяли игру.

Делали головками - ник-ник-ник (киваем головой,

Пальчиками ловкими - чик-чик-чик (указательный и средний пальчики делают «ножницы»,

Хлопали ладошками - хлоп-хлоп-хлоп,

Топотали ножками - топ-топ-топ,

И с пенечка прыгали - прыг-прыг-прыг,

И ногами дрыгали - дрыг-дрыг-дрыг,

Хвостиком виляли - вжик-вжик-вжик,

И громко так визжали - и-и-и-и-и!

Б. Загадушка расколдовывает детей, ведёт за собою и «находит» «Чудесный мешочек»

Б. Загадушка: Послушайте, как расшумелись, хотят поиграть с вами в игру «Согласен – несогласен».

Б. Загадушка достаёт из чудесного мешочка игрушку ежа.

Б. Загадушка: Это - рыба.

Дети: Нет, это не рыба. Это - ёжик. Рыба не умеет бегать, а ёжик умеет. У ёжика есть иголки, а у рыбы нет.

Затем Б. Загадушка достаёт следующие игрушки. Дети оспаривают высказывания бабушки, обосновывают своё мнение.

Б. Загадушка:

Таять может, да не лед.

Не фонарь, а свет дает. (Свеча)

Дыхательная гимнастика «Свеча»

Затем Б. Загадушка обнаруживают книгу загадок о человеке.

Загадки

О человеке

Утром — на четырех ногах,

В полдень — на двух,

Вечером — на трех. (Человек)

Стоит бочка,

На бочке — кочка,

На кочке — лес. (Человек)

Горшочек умен,

Семь дырочек в нем. (Голова)

Рядом два колодца,

А между ними —

Одна перегородка. (Глаза, нос)

Б. Загадушка: Молодцы, ребята. Отгадывать загадки умеете. А вы знаете, что вы стоите на самой волшебной поляне загадок Тридевятого царства. Вы теперь сами можете придумать загадки. Загадки о предметах вокруг.

Дети получают картинки, придумывают загадку к ним, рассказывают друг другу.

Б. Загадушка: Вы, ребята молодцы. На память о Тридевятом царстве, тридесятом государстве Загадок предлагаю вам зарисовать отгадку к одной из загадок, которые вы сегодня услышали. Помогут вам в этом, отгадайте кто

Любят труд, не терпят скуки,

Всё умеют наши. (руки)

Дети располагаются за столами, рисуют. Рисунки объединяют в книгу загадок.

Рефлексия

Б. Загадушка: по вашим рисункам сразу видно, какие загадки и игры вам понравились. А как вы, ребята думаете, кто из ребят сегодня в Тридевятом царстве был интересным и почему?

Ритуал окончания «Встретимся опять»

Все дети встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят слова:

“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.

Публикации по теме:

Презентация «Осенняя пора!» Проектная работа: Развитие коммуникативной функции речи в совместной образовательной деятельности посредством художественного слова. «Осенняя.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе «Тридевятое царство»
Опубликовано: 17 марта 2015 в 21:48
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
21 ноября. День мозаичной аппликации на МААМ

Одним из необычных и весьма интересных видов творчества, который мы периодически используем на занятиях самых разных тем, является мозаика из бумаги. Всегда увлекательно, когда путём наклеивания множества...

21 ноября. Всемирный день приветствий

Салют, чао, алоха – так по-разному звучат приветствия на разных языках. Несмотря на отличие национальных этикетов, все народы при встрече приветствуют друг друга и желают добра, здоровья и благополучия....

Музейная педагогика в ДОУ
Музейная педагогика в ДОУ В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых форм, методов и...
Работа с родителями. Групповой Марафон семейных газет «Медвежата» Познают родной...
Уважаемые коллеги, продолжаю знакомить Вас с одной из интересных форм работы с родителями воспитанников - групповой МАРАФОН семейных газет «МЕДВЕЖАТА»...
Фотоотчёт «Как мы делали стенгазету на день матери в средней группе»
Приближается праздник День матери. Вот уже вторую неделю все в предвкушении праздника: учим стихотворения, разучиваем и поём песенки про маму, делаем...