Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе «Тридевятое царство»

Алёша Бурмина
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе «Тридевятое царство»

Целевые установки: формирование интереса к слову, к значению слова; развитие речи детей.

Область «Развитие речи»:

- формировать у детей умение аргументировать свои суждения, пользуясь речью;

- развивать выразительность речи, интерес к творческой речевой деятельности;

- развивать умение подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу;

- формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.

- пополнять словарный запас;

- упражнять в разгадывании загадок.

Область «Физическое развитие»:

- формировать умение держать правильную осанку;

- развивать осознанное выполнение движений, умение соотносить движения с текстом;

Область «Художественно – эстетическое развитие»:

- умение передавать в рисунке свой замысел;

- умение вырисовывать форму, величину, цветовую гамму окружающих предметов.

Методические приёмы:

Ритуал начала ОД «Ласковые ладошки, тепло друга», загадки, физминутка «Три веселых братца», дыхательная гимнастика «Свеча»;словесные игры: «Объяснялки»,

«Скажи наоборот», «Найди нужное слово», «Скажи какой», «Согласие, несогласие», «Сочиняем загадки», вопросы, ритуал окончания ОД «Встретимся опять».

Материал:элементы костюма бабушки Загадушки: платок, фартук; арка; «чудесный мешочек», игрушки - погремушка, ёжик, машинка, сковородка, ложка;предметные картинки: большой дом, красивое платье, добрый человек, злой волк; дидактический материал к игре «Скажи какой», маски «поросята», книга загадок о человеке, силуэты теремков, фламастеры, листы бумаги по количеству детей.

.

Форма организации: подгрупповая.

Ход:

Воспитатель: Давайте, ребята, встанем в круг и подарим друг другу тепло наших рук. Посмотрите, ребята, я превратилась в Бабушку Загадушку. Всё это неспроста. Мы сейчас отправимся в Тридевятое царство в тридесятое государство в страну Загадок.

Послушайте мою первую загадку:

Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, уши, глаза)

А вот и вторая загадка:

Ни на меру, ни на вес,

Но у всех людей он есть. (Ум)

Правильно, ребята. Ваши язычки, уши, глаза и ум помогут вам в нашем путешествии. А вот и вход в Тридевятое государство.

Звучит сказочная мелодия, дети проходят сквозь красочную арку.

Б.Загадушка: Чтобы загадки отгадывать, нужно много знать, все замечать и в словах разбираться. А умеете ли вы играть в слова? Ну что ж поиграем, потешимся. А кто объяснит мне, что значит «потешимся»?

Дети объясняют.

«Объяснялки»

Дети объясняют значения слов фартук, платок, арка.

Б.Загадушка: В Тридевятом царстве загадок, в каждом тереме слова живут, да в игры играют. Посмотрим, какая игра здесь поживает.

Дети останавливаются возле каждого терема и играют в словесные игры.

«Скажи наоборот» (слова с противоположным значением)

Высоко – низко, далеко - близко, темно – светло и т. д.

«Найди нужное слово» (слова близкие по смыслу)

Большой – огромный, громадный…

Добрый – ласковый, нежный…

Злой – сердитый, злобный…

Красивый – прекрасный, прелестный…

«Скажи какой»

- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький…

- Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий…

Б.Загадушка: Вот по глазам вижу, что кто – то загадку загадать из вас, ребята, хочет.

Ребёнок :

Розовый ещё ребёнок

Щетинка есть уже с пелёнок,

Нет лица, а только рыльце.

Хрюкает, ест из корытца.

Хвостик у него крючком

Нос приплюснут пятачком

Просто чудо, не ребёнок

Кто же это (поросёнок).

Б.Загадушка: Превращаю вас в маленьких поросят, которые весело гуляют по двору.

Дети надевают маски, проводится игра.

Физминутка «Три веселых братца»

Три веселых братца гуляли по двору

Три веселых братца затеяли игру.

Делали головками - ник-ник-ник (киваем головой,

Пальчиками ловкими - чик-чик-чик (указательный и средний пальчики делают «ножницы»,

Хлопали ладошками - хлоп-хлоп-хлоп,

Топотали ножками - топ-топ-топ,

И с пенечка прыгали - прыг-прыг-прыг,

И ногами дрыгали - дрыг-дрыг-дрыг,

Хвостиком виляли - вжик-вжик-вжик,

И громко так визжали - и-и-и-и-и!

Б. Загадушка расколдовывает детей, ведёт за собою и «находит» «Чудесный мешочек»

Б.Загадушка: Послушайте, как расшумелись, хотят поиграть с вами в игру «Согласен – несогласен».

Б. Загадушка достаёт из чудесного мешочка игрушку ежа.

Б.Загадушка: Это - рыба.

Дети: Нет, это не рыба. Это - ёжик. Рыба не умеет бегать, а ёжик умеет. У ёжика есть иголки, а у рыбы нет.

Затем Б. Загадушка достаёт следующие игрушки. Дети оспаривают высказывания бабушки, обосновывают своё мнение.

Б.Загадушка:

Таять может, да не лед.

Не фонарь, а свет дает. (Свеча)

Дыхательная гимнастика «Свеча»

Затем Б. Загадушка обнаруживают книгу загадок о человеке.

Загадки

О человеке

Утром — на четырех ногах,

В полдень — на двух,

Вечером — на трех. (Человек)

Стоит бочка,

На бочке — кочка,

На кочке — лес. (Человек)

Горшочек умен,

Семь дырочек в нем. (Голова)

Рядом два колодца,

А между ними —

Одна перегородка. (Глаза, нос)

Б.Загадушка: Молодцы, ребята. Отгадывать загадки умеете. А вы знаете, что вы стоите на самой волшебной поляне загадок Тридевятого царства. Вы теперь сами можете придумать загадки. Загадки о предметах вокруг.

Дети получают картинки, придумывают загадку к ним, рассказывают друг другу.

Б.Загадушка: Вы, ребята молодцы. На память о Тридевятом царстве, тридесятом государстве Загадок предлагаю вам зарисовать отгадку к одной из загадок, которые вы сегодня услышали. Помогут вам в этом, отгадайте кто

Любят труд, не терпят скуки,

Всё умеют наши. (руки)

Дети располагаются за столами, рисуют. Рисунки объединяют в книгу загадок.

Рефлексия

Б.Загадушка: по вашим рисункам сразу видно, какие загадки и игры вам понравились. А как вы, ребята думаете, кто из ребят сегодня в Тридевятом царстве был интересным и почему?

Ритуал окончания «Встретимся опять»

Все дети встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек)и говорят слова:

“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.

Публикации по теме:

Презентация «Осенняя пора!» Проектная работа: Развитие коммуникативной функции речи в совместной образовательной деятельности посредством художественного слова. «Осенняя.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе «Тридевятое царство»
Опубликовано: 17 марта 2015 в 21:48
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Конспект НОД по художественному творчеству для детей старшего дошкольного возраста...
Цель : Продолжать формировать умение создавать выразительный образ зайца при рисовании гуашью. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Мы - гжельские мастера». Цель: вызвать у детей...