Алевтина Житникова
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [в] и буква В». «Возвращение в семью»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать условия для закрепления у детей знаний, умений и навыков, сформированных на предыдущих занятиях по обучению грамоте. Закрепить умения узнавать звук и букву «В» в слогах и словах.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить умения соотносить звук с буквой;
Совершенствовать умения выкладывать букву из подручного материала.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы „Звук [в] и буква В“, „Возвращение в семью“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Закреплять умения определять место звука в слове (начало, середина, конец). Совершенствовать навыки чтения слогов, слов.
Развивающие:
Развивать речь, зрительное и слуховое внимание, артикуляционную, общую и тонкую моторику, координацию речи с движением, воображение.
Воспитательная:
Воспитывать любовь к семье, желание помогать.
Предварительная работа: Знакомство с новым артикуляционным упражнением «Расчёска», знакомство с артикуляцией и характеристикой звука «В».
Материал и оборудование: Ноутбук, проектор, мольберт. Картинки с изображением буквы, велосипеда, снеговика, парусника, удава, ветки, цифра 13. Фасоль, семена арбуза, кассы букв, слоговые линейки, ручки (карандаши, картинки в словах которых есть звук «В» 13 штук. Картинки с изображением предметов: варежки, совы, удава и схемой для определения места звука в слове. Коробка с двойным дном. Игрушки: дракон, сова, удав, варежка.
Ход занятия
1. Орг. момент
(Положительное нацеливание на занятие)
Логопед: Здравствуйте ребята, я рада видеть вас здоровыми и с хорошим настроением! К нам сегодня пришли гости, я предлагаю поделится с ними хорошим настроением, громко поздороваться и улыбнуться. Мы сегодня собрались здесь, чтобы вспомнить всё то, чему учились на прошлых занятиях. Вы готовы показать свои умения!
Предполагаемый ответ детей : Да
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Чтобы ваша речь звучала чисто и красиво, сделаем зарядку для языка. Встанем в круг.
Общие упражнения («Блинчик», «Качели», «Часики», «Кошка лачет молоко», «Лошадка»)
Специальное упражнение для губ «Расческа»
Как-то раз в моём кармашке
Поселились обнимашки!
Обняла с утра мамулю,
Папу, брата и бабулю,
Дедушку, сестрёнку, кошку
И друзей всех понемножку.
Сообщение темы занятия
Логопед: Ребята, мне сегодня утром пришло странное видео сообщение, я ничего не могу понять, вы поможете мне разобраться? Тогда послушаем.
(Видео ролик с записью мамы Драконихи)
Текст записи: «Здравствуйте ребята, я мама малышки дракоши Варвары, звоню вам, чтобы попросить о помощи. Моя Варвара, очень любопытная, не спросив меня, улетела в ваш мир. Теперь она не может вернутся, потому, что растеряла волшебные предметы. Их нужно срочно найти, когда предметы соединятся вместе, произойдет волшебство и моя Варвара вернётся. Я знаю, что вы очень добрые, умные и смелые, вы поможете ей? Если согласны, то вам будет помогать волшебный звук и буква.»
Логопед: Как вы поняли, кто это?
Предполагаемый ответ детей : Это мама маленькой дракоши Варвары.
Логопед: О чем она вас попросила?
Предполагаемый ответ детей : Помочь вернуть дракошу Варвару.
Логопед: что нужно отыскать нам?
Предполагаемый ответ детей : волшебные предметы.
Работа со звуком.
Логопед: Ну что вы согласны помочь? Тогда приступим. Чтобы найти Варвару, надо выяснить с кем она уже подружилась в нашем мире и какой звук и буква будут нам помогать?
А вот и подсказка (фотографии с изображением девочек и мальчиков, логопед называет устно их имена, выделяя звук «В». Ребята слушают и отмечают сходство (слайд№2)
Логопед: Познакомитесь -это Валя, Ваня, Вика, Вера, Вова. Какой первый звук вы слышите в этих именах?
Предполагаемый ответ детей : Все имена начинаются со звука «В»,
Логопед: А в имени Варвара сколько звуков «В» вы слышите?
Предполагаемый ответ детей : 2 звука.
Логопед: Значит какой звук нам будет помогать?
Предполагаемый ответ детей : Звук и буква В (полный ответ)
Характеристика звука (за столами)
Логопед: Вспомним, как произносится звук «В».
- При произношении звука «В» работает нижняя губа.
-Вспомните, звук В гласный или согласный? Почему?
Предполагаемый ответ детей : Согласный, потому что есть препятствие и звук не поется.
Связь звука с буквой.
Логопед: Какой буквой обозначается звук «В»?
Предполагаемый ответ детей : буквой В
Логопед: (Вывесить букву на доску)
В- буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.
Логопед: На что еще похожа буква?
Предполагаемый ответ детей : На очки…
(Показать картинки, на что походит буква «В»
Логопед: Молодцы с буквой мы разобрались, запомнили, как она выглядит, пора нам искать волшебные предметы.
Задание № 1 «Поиграй со мной»
Работа с буквой
Логопед: Первый предмет Варвара потеряла, когда играла с Валей и Ваней, нам поможет отыскать Варвару буква «В». Я предлагаю выложить эту букву из фасоли, пуговиц (за столами)
Логопед: Ура, получилось, (В фасоли варежка) а вот и первый волшебный предмет, что это? Варежка – 1 предмет нашли
Где находится звук «В» в слове ВАРЕЖКА?
Предполагаемый ответ детей : в начале слова, (отметьте)
(Варежка кладется в красивую коробку)
Логопед: Идем дальше?
Задание № 2 «Найди меня»
Работа со слогом. (Работа в парах)
Логопед: Нужно вспомнить с кем ещё играла варвара. С Викой и Верой. И снова нам поможет буква В. У вас на столах лежат листочки со слогами, нужно найти слоги с буквой «В» и обведите карандашом, тогда мы найдем еще один волшебный предмет.
(на столах листочки со слогами).
Логопед: Молодцы, и это задание вы выполнили правильно, а что бы узнать второй предмет найдите слоги выделенные красным цветом. Какое слово получилось? СО-ВА правильно, а теперь сложите листочки в коробочку. Вот и появился ещё один предмет (В коробочке где были листы).
Логопед: Где находится звук «В» в слове СО-ВА?
Предполагаемый ответ детей : В середине слова, отметьте.
Задание № 3 «Сравни меня»
Работа со словами. (Робота в группах)
Логопед: Чтобы найти следующий предмет, нужно вспомнить с кем ещё играла Варвара. С Вовой и опять нам поможет звук и буква «В». Следующее задание следует выполнять всем вместе, выходим к общему столу. На столе вы видите очень много картинок со словами. Выберите только те слова, в которых есть звук В.
-Сосчитайте, сколько картинок у вас получилось, проведем проверку.
Предполагаемый ответ детей : 13.
Логопед: Число 13 состоит из двух цифр 1 и 3. Если эти цифры соединить получится как будто удав на ветке, похоже, а какую букву напоминает?
Предполагаемый ответ детей : буква «В»
Вот и 3 предмет (на мольберте находим удава).Дети идут за стол.
Логопед: Где находится звук «В» в слове УДАВ?
Предполагаемый ответ детей : в конце слова (отметьте)
Логопед: молодцы, и вот ещё один предмет мы кладём в нашу коробочку удава, для возвращения Варвары. (потрясти коробку и достать дракона)
Ребята, вот и нашлась Варвара. (обнимает всех) Вы наверное устали, предлагаю немного отдохнуть.
Физ минутка (под музыку)
Задание № 4 «Почитай-ка»
Чтение слова с буквой «В».
Логопед: Ребята мы уже нашли Варвару, теперь предстоит отправить её в сказочный мир, а для этого нужно выполнить ещё одно задание. Перед вами кассы букв и линейки, я вам буду называть слова, а вы определите первый звук и выложите на линейке с лева на право букву, которой обозначается звук.
Волк- В, Облако-О, Радуга-Р, Ослик-О, Торт-Т, Арбуз-А
Прочитайте какое слово у вас получилось?
Предполагаемый ответ детей : ВО-РО-ТА
(на коробке нарисованы ворота)
Логопед: Ребята да это же переход в сказочный мир, теперь Варвара может вернуться к маме.
(Все предметы кладутся в волшебную коробку, звучит волшебная музыка)
Говорим вместе: Раз два три волшебство произойди!
Появляется слайд, где Варвара вместе с мамой благодарят ребят.
Логопед: Ура! У нас получилось. Варвара теперь дома.
Итог занятия
Логопед: Кому мы сегодня помогали?
С помощью какого звука и буквы мы помогали вернуться Варваре домой?
Предполагаемый ответ детей : С помощью звука и буквы В
Рефлексия
Ребята, что вам сегодня понравилось на занятии?
Какое задание было самым трудным?
Как вы считаете, у нас всё с вами получилось?
Выберите себе картинку с каким настроением вы остались от нашего занятия.
(СМАЙЛЫ ВЫБИРАЮТ)
Логопед проверяет коробку, а там сюрприз для детей.