Евгения Коняхина
Конспект занятия по обучению грамоте и развитию речи «Путешествие в лес свистящих звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового открытого занятия
по обучению грамоте и развитию речи
в подготовительной группе
Тема: «Путешествие в лес свистящих звуков».
Цель: Обобщить знания и умения детей по курсу развитие речи и подготовить к обучению грамоте.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте и развитию речи „Путешествие в лес свистящих звуков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Задачи:
1. Закреплять знания детей о свистящих звуках.
2. Закрепить умения детей в звуковом и звукобуквенном анализе слов.
3. Закрепить представление о графическом представлении букв.
4. Развивать у детей слуховое восприятие.
5. Развивать у детей творческое мышление. Развивать у детей способность анализировать, делать выводы, выражать их в речи.
6. Формировать у детей навыки слогового чтения и образования слов.
7. Воспитывать у детей чувство коллективизма, гуманного отношения к окружающему, культуру речевого общения.
Оборудование: записи пения птиц, голоса зверей, песни «Вместе весело шагать», «У Жирафа», деревья, цветы, пеньки, игрушки зверей.
Демонстрационный материал: 2 больших цветка ромашки, 2 пары мишеней зеленого и синего цветов, лук и стрелы, надписи, указатели, поляна Загадкина, тир «Свистящие стрелы», озеро Спасалкино, опушка Смекалкино.
Раздаточный материал: карточки и кружочки, рыбки и птицы, игра «Назови слово» (карточки, карандаши, фломастеры.
Ход занятия:
Дети входят в зал – лес, в котором есть полянка, озеро, деревья, кустарники, цветы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда мы с вами попали.
Дети: Мы попали в лес.
Воспитатель: Да, но лес такой необыкновенный. Я узнала от сороки, которая прилетала к нам на участок, что существует лес свистящих звуков. А какие свистящие звуки вы знаете?
Дети: Мы знаем такие свистящие звуки, как «С», «З», «Ц».
Воспитатель: Сорока рассказала, что в этом лесу обитают звери, птицы, насекомые и растут растения, в названиях которых есть свистящие звуки, по-моему, в этот лес мы с вами и пришли. Хозяином этого леса является Соловей Разбойник. Что-то в лесу совсем тихо. Вам ребята не кажется странным, что в лесу тишина?
Дети высказываются по этому поводу (звучит запись ветра и свиста).
Воспитатель: Смотрите ребята здесь какое-то письмо на пенёчке. Написано детям д/с «Шанс». Прочитаем?
Дети: Да.
Ребё нок читает письмо:
«СПАСИТЕ НАШ ЛЕС ОТ СОЛОВЬЯ РАЗБОЙНИКА.
Звери и птицы».
Воспитатель: Вот теперь понятно, почему никого не слышно. Кто-то проказничает. Ребята, ну что, поможем нашим друзьям меньшим зверям и птицам. Давайте впереди пойдут ребята, в именах и фамилиях которых есть свистящие звуки.
Дети называют имена и фамилии, выделяя свистящий звук
Воспитатель: Вы не боитесь Соловья Разбойника?
Дети: Нет.
Воспитатель: Тогда в путь. Чтобы было легче в пути, споём песню про друзей (звучит песня про друзей). Куда мы пришли?
Дети читают «Поляна-Загадкина»
Воспитатель: Посмотри ребята, что вы видите?
Дети: По всей поляне разлетелись лепестки цветов.
Воспитатель: Кто же это мог сделать?
Дети: Сорвал лепестки цветов Соловей Разбойник.
Воспитатель: Смотрите, цветы грустные, давайте поможем лепесткам найти свою серединку, так чтобы получилось слово, на конце которого слог ЗА либо слог СА. Возьмите лепесток и подумайте, к какой из этих серединок его прикрепить, чтобы получилось слово. В конце слова должен быть слог ЗА или СА.
Дети читают слова, которые получились: ПОЛЬЗА, БЕРЁЗА, КОЛБАСА, КОСА, ГРОЗА, ГЛАЗА, ПОЛОСА, КЛЯКСА, КОЗА, СЛЕЗА, ГОЛОСА.
Воспитатель: Вам нравится на полянке, посмотрите, цветы нам улыбаются. Присаживайтесь кружком, напомните мне, как называется эта полянка?
Дети: Полянка называется Загадкина.
С ветки - на тропинку,
С травки – на былинку,
Прыгает пружинка
Зелёная спинка.
Кузнечик.
Висит за окошком
Кулёк ледяной
Он полон капели
И пахнет весной.
Сосулька.
Он жёлтый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И играть.
Песок.
Что за чудо этот дом
Ребятишек возит он.
Носит обувь на резине
И питается бензином.
Автобус.
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничкам.
Кисточка.
Я катаюсь на нем
До вечерней поры.
Но ленивый мой конь
Едет только с горы.
Санки.
Вдруг из черной темноты
В небе выросли кусты,
А на них, то голубые
Пунцовые и золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
Салют.
Он большой, как футбольный мяч,
Если спелый – все довольны.
Так приятен он на вкус
Что за шар? Это…
Арбуз.
Воспитатель: Что же на этой полянке делают? Как вы думаете?
Дети: На этой полянке загадывают загадки.
(Дети загадывают по очереди свою загадку, другие отгадывают).
Воспитатель: Скажите, есть в отгадке-слове свистящий звук. Какой и где он находится, в начале, середине или конце слова.
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Ну что, цветы нам благодарны, но надо продолжать наш путь.
(Под музыку дети доходят до тира «Свистящие стрелы». Звучит запись голоса Соловья Разбойника: «Ха-ха-ха, я собрал всех зверей и не выпущу их на волю)
Воспитатель: Отпустите, пожалуйста, зверей.
Соловей: Ну, нет. Вот если сыграете в мою любимую игру «Свистящие стрелы», тогда и выпущу зверей. Правила этой игры находятся в тире.
Воспитатель: Ну что, ребята, сыграем? Только не ошибайтесь, иначе Соловей Разбойник не выпустит зверей.
Дети читают правила игры:
В моём тире есть две пары мишеней. Одна пара звуков обозначается буквой ЭС, а другая пара звуков обозначается буквой ЗЭ.
Воспитатель: Определите, где какая пара находится.
(Определяют по шапочкам соломенная – ЭС, с колокольчиком – ЗЭ). А теперь возьмите карточки.
Дети называют, что изображено на картинке.
Воспитатель: Произнося слово, выпустите свою свистящую стрелу в ту мишень, которая обозначает этот звук.
Дети пускают стрелы, выделяя свистящий звук.
После выполнения задания слышится запись голосов зверей.
Воспитатель: Какие звери живут в лесу свистящих звуков.
Дети: Лиса, заяц, зебра, носорог, слон, суслик, барсук, соболь, ласка, куница, медведица.
Воспитатель: Порадуемся, что звери вернулись и научим Соловья Разбойника весёлой песенке про жирафа, зебру, слона. (Звучит песня «У Жирафа»).
Воспитатель: Куда мы с вами пришли?
Дети читают ОЗЕРО СПАСАЛКИНО.
Воспитатель: Определите сколько слогов в слове СПАСАЛКИНО.
Дети: В слове СПА/САЛ/КИ/НО – 4 слога.
Воспитатель: Ребята, кого мы здесь будем спасать?
Дети: На озере Спасалкино мы будем спасать рыб и птиц.
Воспитатель: Посмотрите и здесь Соловей Разбойник побывал, и своим свистом стёр названия рыб и птиц, если мы не поможем, они исчезнут навсегда из этого леса. Кого ты хочешь спасти птицу или рыбу. Возьмите карандаши и восстановите стёртые части букв и тогда вы узнаете, кого вы спасли.
Дети выпускают в озеро рыб, сажают на деревья птиц (звучит запись пения птиц).
Воспитатель: Давайте посоветуем зверям, птицам и Соловью Разбойнику делать утром зарядку и даже покажем, как её делать.
Ребё нок показывает физминутку:
Каждый день по утрам делайте зарядку.
Очень нравится нам делать по-порядку.
Весело шагать, руки поднимать.
Присесть и встать. Прыгать и скакать.
Воспитатель: Куда мы с вами пришли?
Дети читают: ОПУШКА СМЕ/КАЛ/КИ/НА (прихлопывают слоги).
Читают записку:
«ПОМОГИТЕ РАССКОЛДОВАТЬ СЛОВА» Соловей Разбойник.
Воспитатель: На этой опушке вам ребята понадобится что?
Дети: Нам понадобится смекалка.
Воспитатель: Соловей Разбойник стал добрым, поможем ему.
Дети по картинкам определяют первый звук, пишут на листочке буквы и «расшифровывают» слова, которые заколдованы.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Смотрите, сорока оставила микрофон и вопросы. Она хочет написать о нас в лесной газете. Ответим на её вопросы.
«В какой лес мы сегодня попали? В каких местах леса побывали? Кого и что вы спасали? Что вам больше всего понравилось? Вам понравилось в нашем лесу?»
Дети стараются отвечать полными предложениями.
Воспитатель: Ну что ребята, а нам с вами пора возвращаться в детский сад.