Ольга Прокофьева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [р]-[р’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуки Р, Р*
Задачи: закрепление представления о букве Р и звуках (Р-Р*, умения различать звуки и буквы, согласные звуки по твердости- мягкости, развитие фонетико-фонематических процессов; активизация внимания к звуковому и слоговому составу слов; совершенствование умений производить сложные виды звукового и слогового анализа, применять мыслительные операции к словесному материалу, изменять слоговой и звуковой состав слов, расширение словаря; совершенствование умения классифицировать лексический материал в соответствии с заданной установкой, развитие диалогической речи, грамматического строя; развитие памяти, мышления, воображения, тонкой моторики.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Звуки [р]-[р’]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: предметные картинки, рабочая тетрадь, цветные карандаши, схемы.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
-Ребята, а вы любите путешествовать?
-А скажите на чем можно путешествовать?
Дети. Путешествовать можно на машине, поезде, самолете, на ракете, пешком.
-Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в страну Рычалию. А помогать нам будет собака Рута.
В страну Рычалию мы отправимся на поезде.
2. Актуализация знаний
-Чтобы сесть в поезд необходимо купить билет.
-Пройдите в кассу и выберите себе билет –картинку, в которой есть звук Р.
-определите место звука Р в слове и найдите соответствующее место в поезде по схеме слова.
-Чтобы веселее было ехать, Рута предлагает сделать гимнастику для язычка.
-Возьмите в руки зеркало, и давайте вспомним как рычит пес Рута- р-р-р. Язык находится за верхними зубами. Он широкий. Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Губы улыбаются.
Звук Р- гласный или согласный?
Дети. Звук Р-согласный, его нельзя пропеть и протянуть (воздух встречает преграду при произношении)
- Звук Р- глухой или звонкий? Как определить?
Дети: Прикладываем ладошку к горлу. Произносим звук Р. (Скажите, горлышко поет или спит)
Дети. Горлышко поет, значит звук звонкий.
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! НАШ поезд остановился на заправку. Но поезд волшебный и он заправляется слогами наоборот. Обратите внимание на табло. Тут написаны слоги, вам нужно прочитать слог и сказать его наоборот.
Игра «Скажи наоборот»
- Дети читают слоги. И говорят наоборот.
РА-АР
РУ-УР
РО-ОР
РЭ-ЭР
РЫ-ЫР
(еще раз прочитать слоги)
Наш поезд заправлен и может отправляться дальше, занимайте свои места.
Посмотрите в окно, назовите слова в которых есть звук Р.
3. Проблемная ситуация
«ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Наш поезд прибыл на станцию «Новые знания»
Игра «Встреча с щенком Рики»
На следующей станции мы встретили щенка Рики.
-Ребята, как вы думаете, как рычит маленький щенок Рики?
Дети. РЬ-РЬ-РЬ
4. Новое знание
-Расскажите, какой он этот звук?
Дети. Согласный, звонкий, мягкий.
5. Повторение
Ребята, Рики приглашает Вас поиграть.
Картинка, где нарисован щенок Рики обозначает звук Р*.
Я буду называть слова со звуком Р или Р*, а вы поднимаете картинку, которая обозначает этот звук. (Рута или Рики)
Рысь- рис- радуга- пожар- воробей- гора- дерево- перо- фонари- рак- ребенок
Игра «Назови профессию»
Рики поправилось с вами играть и он предлагает поиграть в игру «Назови профессию»
Я начинаю предложение, а вы должны закончить его подходящим по смыслу словом.
- В аптеке работает… аптекарь
-В колокола звонит… звонарь
-Землю пашет… пахарь
-Хлеб печет… пекарь
-Директору помогает… секретарь
Где слышится звук Р*? В каком слове встречается два звука Р*?
Рута предлагает поиграть. Игра «Обведи детенышей, в названиях которых есть звук Р*
(Работа в тетрадях)
Игра «Подбери картинку к схемам»
(Работа в тетрадях)
- а кто-нибудь из вас знает, какой буквой обозначают на письме звуки Р и РЬ?
Буквой ЭР
На что она похожа?
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад и попрощаться с Рики.
-Чтобы сесть в поезд нам опять необходимо купить билет, теперь на билете должна быть изображена буква ЭР. Найдите билет и займите любое место.
6. Осмысление
Наше путешествие заканчивается.
- Скажите, где мы были?
- Что нового узнали?
- Чем отличаются звуки Р и РЬ?
- Какой буквой они обозначаются?
- Спасибо! Рута благодарит вас за хорошую работу!
Наш поезд прибыл в детский сад, до свиданья!