Елена Шепилова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие по Африке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель и задачи:
• Повторить и закрепить знания о звуках и буквах.
• Продолжать учить различать гласные и согласные звуки, буквы.
• Закреплять умение находить место звука в слове.
• Закреплять умение делить слова на части (слоги).
• Способствовать развитию звукобуквенного анализа и фонематического слуха.
• Продолжать учить печатать буквы.
• Отработать навыки чтения слогов, слов.
• Закреплять умение составлять несложные предложения по схеме.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Путешествие по Африке“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
• Обогащать словарный запас детей о зонах Африки через ознакомление с ее животным и растительным миром.
• Развивать логическое мышление, речь.
• Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять ее.
Предшествующая работа:
Знакомство на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с материками, в т. ч. и с Африкой, с ее растительным и животным миром. Рассматривание карты мира, карты Африки, иллюстраций. Чтение книг «Айболит», «Бармалей» К. Чуковского, «Слоненок», «Маугли», «Рикки-тикки-тави» Р. Киплинга. Просмотр мультфильмов «Маугли», «33 попугая». Вечер загадок “Животные Африки”. Выполнение коллективной работы на занятии по ИЗО на тему: «Животные Африки».
Словарь: материки, тропики, экватор, джунгли, лианы, папоротники, саванна, пустыня, «корабль пустыни». и др.
Оборудование:
для детей:
• Карточки с картинками, модели звуков, карточка для звукобуквенного анализа слова, «болотца».
для воспитателя:
• Касса букв, модели звуков, наборное полотно, карта Африки, плакаты с изображением горы Килиманджаро, реки Лимпопо; картинки экзотических фруктов, животных джунглей.
Ход:
I. Оргмомент.
II. Сообщение темы и цели занятия.
Ребята, мы много путешествовали на занятиях по Ознакомлению с окружающим миром по разным странам и континентам. Сегодня на занятии по обучению грамоте мы тоже отправимся в путешествие. А вот куда? Узнаете, отгадав загадку:
Материк лежит большой.
Самый жаркий и сухой,
Там и лето круглый год
Кто его мне назовет? (Африка)
Воспитатель:
Доплывем до Занзибара,
Поплутаем по Сахаре.
Поглядим Килиманджаро.
Погуляем с Гиппопо по широкой Лимпопо.
Чтобы начать наше путешествие, давайте скажем волшебные слова:
Ра-ра-ра – начинается игра.
Са-са-са – ждут в пути нас чудеса…
1. Пустыня Сахара - самая большая пустыня мира. Здесь сухо и жарко и практически ничего не растет,
только: Завывает ветер - [у].
Шуршит песок - [ш].
Ползают и свистят змеи - [с].
- Что мы произнесли?
- Что такое звуки?
- Какие бывают звуки?
- Чем согласные звуки отличаются от гласных?
- Какими бывают согласные звуки?
- Какими фишками обозначаются мягкие согласные звуки, твердые согласные звуки?
2. Перед нами болото, из которого вытащили бегемота.
По болоту идти далеко, по болоту идти нелегко…
Но, чтобы не оступиться и не провалиться в болото, надо правильно определить мягкие и твердые звуки, с которых начинаются слова на карточках, и соотнести их с «кочками» на болоте. Зеленая «кочка» - мягкий согл. звук, синяя – твердый согл. звук.
(работа с карточками и фишками)
- Кто еще живет на болоте? (бегемот, цапли, лягушки)
III. Физминутка: «На болоте две лягушки»
На болоте две лягушки
Две зеленые подружки.
Рано утром умывались,
Полотенцем вытирались,
Вправо, влево наклонялись
И друг другу улыбались!
3. Преодолев болото, мы вышли к месту, где отдыхают и купаются животные и растут экзотические фрукты. Надо прочитать их название:
К…В… Б…Н…Н …Н…Н…С
- Что надо знать, чтобы прочитать?
- Чем отличается буква от звука?
- Почему не можем прочитать?
- Вставьте гласные буквы и прочитайте.
4. Подкрепившись, идем дальше:
Вот горы встают у нас на пути.
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи!
Перед нами высочайшая и красивейшая гора в Африке – Килиманджаро, на склонах которой растут апельсиновые, манговые, кофейные деревья.
Преодолеем ее, прочитав слоги.
РА МА РЫ РАН
НО МА ША БА КА
5. А в Африке, а в Африке
На черной Лимпопо…
Мы подходим к реке Лимпопо, где живет сказочный Гиппопо и другие ее обитатели. Чтобы преодолеть реку, надо правильно составить слова, а заодно узнаем, кто же обитает в ней и в других африканских водоемах.
ИКТ, РАБК, АЛАКУ, БЫРЫ, ДИЛКРОКО.
IY. Пальчиковая гимнастика.
А теперь мы попадаем в тропический лес или джунгли где:
- Распускаются красивые цветы
- Порхают бабочки
- По лианам скачут и корчат рожицы обезьянки
- Ползают жуки
- Извиваясь, шипят змеи.
6. Здесь, в джунглях, мы поиграем в игру «Кто лишний». Нужно выбрать из многообразия животных и птиц (картинки) тех, кто не живет в джунглях.
- А теперь я загадаю загадку, а вы отгадайте о ком идет речь:
Он высокий и пятнистый,
С длинной - длинной шеей,
И питается он листьями -
Листьями деревьев. (Жираф)
Звукобуквенный анализ слова «ЖИРАФ».
Составление предложения по схемам со словом ЖИРАФ:
___ ___ ___ ___ .
___ ___ ___ ___ !
___ ___ ___ ___ ?
Работа над предложением.
- Сколько слов в предложении?
- С какой буквы пишется первое слово в предложении?
- Какой знак ставится в конце предложения?
- Произнесите предложение так, чтобы в конце предложения
можно было поставить знаки (.,,)
Y. Итог занятия.
Сюрпризный момент.
Нас спешит навестить наш общий друг:
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды из болота вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит,
Это - доктор… (Айболит)
Айболит встречает детей и угощает витаминами.
Здравствуйте, дети!
Кто из вас болен?
Как живете?
Как животик?
Не болит ли голова?
Погляжу из-под очков
На кончики ваших язычков…
Превосходно! Все здоровы!
Здоровья, радости, добра я вам желаю, детвора!
А чтоб здоровым быть и сильным,
Ешьте, дети, витамины!
Ад-ад-ад – мы вернулись в детский сад.
Ра-ра-ра – вот и кончилась игра.