Папки-передвижки

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в «Звукарию»

Лариса Сергеева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в «Звукарию»

Цель: Развивать умение детей отличать звук от буквы, проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги, составлять предложения.

Образовательные задачи:

1. Познакомить детей со звуковым анализом слов из четырех звуков. Закрепить знания о гласных, согласных: твердых и мягких звуках.

2. Совершенствовать фонематический слух: уметь определять место звука в слове.

Развивающие задачи:

1. Упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными.

2. Продолжать развивать умение делить слова на слоги, договаривать слово по первому слогу.

Воспитательные задачи:

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Путешествие в „Звукарию“» размещена в разделах

1. Воспитывать активное отношение к собственной деятельности.

2. Уметь проводить реальную самооценку.

3. Проявлять доброжелательное отношение к товарищам.

Индивидуальная работа:

Обратить внимание на Марата С., Сашу В. - добиваться четких ответов на вопросы. Активизировать Машу Из., Мишу П., Костю Ег., Сашу С.

Предшествующая работа: закрепление пройденного материала в дидактических играх: «Назови пару» (твердые и мягкие согласные, «Сколько в слове слогов?», «Где находится звук?», «Назови слово», составление предложений по предметным и сюжетным картинкам. Проведение звукового анализа слов из трех звуков.

Демонстрационный материал: плакат «Звукария»; два домика (синий, красный, буквы; предметные картины «Луна», «Лиса»; фишки: красные, синие, зеленые; слоги: Ма-, Ми-, Ки-, Ру-.

Раздаточный материал: белые полоски; фишки: красные, синие, зеленые; карточка, на которой изображена предметная картинка, под ней пять кругов для закрашивания; простые карандаши; карточки с картинками для деления слов на слоги; оценочные карточки-смайлики.

Ход занятия:

- Сегодня мы с вами отправимся в некоторое царство, в сказочное государство. Дети садятся на «ковер-самолет» и переносятся в необычную страну.

«Ковер-самолет отправляйся в полет,

В необычной стране от нас помощи ждут».

- Ребята, смотрите, здесь стоят волшебные ворота. Эти ворота вас заведут в необычную страну, в которой дружно живут звуки, буквы, слоги, слова и предложения. А как называется эта страна? Это нетрудно узнать. Я буду говорить слова, а вы разделите их по слогам, возьмите по первому слогу из каждого слова и мы узнаем название этой страны («Зву-ка-ри-я») (детям даются слова: звуки, карандаш, рисунок, ягода). Каждый слог пристегивать над воротами, один ребенок прочитает полученное слово.

-Вот мы с вами в необычной загадочной стране, под названием «Звукария». В этой стране много разных улиц, переулков. Однажды здесь побывала Злая Колдунья, все заколдовала, перепутала. Жители этого государства очень расстроились. Давайте поможем им и наведем порядок в этой замечательной стране «Звукария».

Первая улица называется «Звуки и буквы». Обратить внимание детей на два домика (красный, синий).

-Я сейчас расскажу вам, дети, сказку. Слушайте внимательно. В этой сказочной стране в красивой избушке жили-были буквы. Их было очень много и им стало тесно. И решили они построить два больших домика. Но как расселить их в новых домиках: красном и синем? Стали они думать. Тут пролетал мимо соловей и предложил им пропеть песенку: кто сумеет пропеть протяжно, открывая рот, тот будет жить в красном домике и будут их называть гласными звуками, а кто споет ее глухо, отрывисто, тот будет жить в синем домике и их будут называть согласными звуками. Дети расселяют согласные и гласные звуки по домикам. (инд. ответы детей).

-Что это такое? (Это буква «Пэ») У каждой буквы есть свое имя. Буквы мы видим глазками, можем ее потрогать.

-А теперь скажите [П]. Что вы произнесли? (звук) Звук мы слышим. Можно ли услышать буквы? Нет. Буква глуха и нема. Буквы всегда молчат. А можно ли увидеть звуки? Нет, звуки невидимы, их мы воспринимаем на слух.

-Чем отличается буква от звука? (Когда мы читаем, мы видим буквы, а произносим звуки).

-На что похожа буква «П»? (ответы детей) Не знаю, как вам, а мне кажется, что эта буква очень похожа на вашего папу. Он уверенный, сильный, крепко стоит, на двух ногах. Он высокий, прямой, не тонкий и не толстый. Поэтому и называть ее будем папиной буквой.

- Буква «П» часто ходила в гости к гласным буквам. (дети читают открытые и закрытые слога). В какой домик мы поселим букву «П»? Почему? На этой улице теперь все в порядке. Отправляемся дальше.

- Ребята, посмотрите и здесь побывала Злая Колдунья.

Воспитатель обращает внимание на картинку «Луна».

- Это слово потеряло свои звуки, давайте поможем их найти. Какое это слово? Сколько звуков в слове «Луна»? Давайте все вместе скажем это слово так, чтобы все хорошо услышали в нем первый звук. (Лллуна) Какой первый звук в слове? Что мешает во рту, когда мы говорим звук [Л]? (язычок, зубы). Значит, какой звук [Л]? (согласный, твердый). Какой фишкой обозначим звук [Л]? (синей). Скажите слово «Луна» так, чтобы все хорошо услышали в нем второй звук. (Луууна).Что мешает во рту, когда мы говорим звук [У]? (ничего). Значит какой это звук? (гласный). Какой фишкой обозначим звук [У]? (красной). (Аналогично проводится работа с третьим и четвертым звуками).

Воспитатель выставляет картину «Лиса».

- Ребята, это слово тоже потеряло свои звуки. Самостоятельно определите все звуки и выложите их на полоске фишками. (После того, как дети выполнили задание, один ребенок проводит анализ слова у доски).

Физкультминутка.

-Если услышите в слове звук [П] – хлопнуть, если его нет, то – присесть.

- Ребята, на улице «Звуков» нас ждет еще одно задание.

Игра «Сколько звуков».

Возьмите карточку с картинкой, посмотрите, что на ней нарисовано, посчитайте, сколько звуков в этом слове и закрасьте столько же кружочков. (дети выполняют задание)

- Поднимите картинку те дети, у кого слово состоит из трех звуков, из четырех звуков, из пяти.

- Молодцы, ребята, на улице «Звуки и буквы» теперь все в порядке, я думаю, что жители будут очень довольны. А нам надо идти дальше.

Следующая улица называется «Слоги». Здесь тоже побывала Злая Колдунья и все перепутала, давайте поможем жителям этой улицы. Посмотрите ребята, кто нас встречает? (слог). Давайте добавим к этому слогу другие слоги, так, чтобы получились слова.

Игра «Добавь слог»

МА-ма, МА-лина, МА- шина, МА-лыш, МА-газин, МА-трешка, МА-кушка, МА-ша и. т. п.

МИ-ша, МИ-нута, МИ-шень, МИ-кроб, МИ-рный, МИ-нерал, МИ-лая и. т. п.

КИ-но, КИ-нуть, КИ-нотеатр, КИ-лька, КИ-ра, КИ-лометр, КИ-пятить, и. т. д.

РУ-башка, РУ-ка РУ-бить, РУ-кавица, РУ-левой, РУ-мяныи, РУ-сый И. т. д.

- Молодцы, ребята, много интересных слов придумали. На улице «Слогов» нас ждет еще одно задание.

Игра «Раздели на слоги».

- Возьмите большую карточку, посмотрите внимательно на картинки, разделите слова на слоги и положите рядом с каждой картинкой столько фишек, сколько в слове слогов. (дети выполняют задание)

Физкультминутка «Медвежата в чаще жили».

- Вот мы с вами пришли на последнюю улицу, которая называется

«Слова и предложения».

-Что такое предложение? Из чего оно состоит? Чем слово отличается от предложения?

Игра «Добавь слово».

- Ребята, давайте поиграем в игру «Добавь слово». Я назову первое слово, а вы правильно добавьте второе.

Красный - цветок, шарф, ковер, диван, мяч, помидор, жук, листок, цвет, карандаш и. т. д.

Красная - ленточка, машина, смородина, бумага, ягода, краска, вода, кофта, юбка и. т. д.

Красное - яблоко, ведро, солнце, полотенце, ухо, одеяло, украшение и. т. д.

Красные - ягоды, вишни, ботинки, лыжи, игрушки, санки, колготки, носки, краски и. т. д.

-Молодцы ребята! Мы помогли жителям «Звукарии». Теперь здесь будет всегда порядок. Звуки, слоги, слова, предложения будут жить дружно, а нам пора возвращаться в детский сад («на ковре – самолете»).

Рефлексия.

- В какой сказочной стране мы побывали?

- Что мы там делали?

- Чему научились?

Самооценка (дети выбирают и показывают смайлики)

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в весенний лес» Тема. Путешествие в весенний лес[/b] Цель: выявление уровня обучения. Задачи: уметь выполнять звуко-буквенный анализ слова, делить слово.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ «Путешествие в Африку» Дети входят в зал,берут игрушки,под музыку из фильма "Красная шапочка" дети играют игрушками (мяч,машины,куклы)Произносят слова -приветствия.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Грамматики» Игра – путешествие в страну Грамматики. Цели: Закрепить с детьми понятия: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, разделение звуков на.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в Буквоград» Цель: способствовать овладению развитием различных форм познавательной деятельности: логического и ассоциативного мышления, воображения,.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Букварию» Интеграция ОО: Речевое, социально-коммуникативное, познавательное, физическое развитие. Цель: Формирование звуковой аналитико-синтетической.

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы «Путешествие в Буквоград» Программное содержание: закрепить знания детей о том, что слоги состоят из звуков, слова – из слогов, предложения – из слов. Формировать.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада «Путешествие с дедушкой Грамотеем» Знакомство со «Звуком [к], и Буквой К» Цели занятий: познакомить детей с буквой К, научить узнавать букву зрительно, читать с ней слоги.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие с цветиком-семицветиком» Конспект проведения итогового занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте на тему: «Путешествие с цветиком - семицветиком».

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в волшебную страну Грамматику» Цель: Совершенствовать знания, умения, навыки по разделу «Обучение грамоте». Задачи: Образовательные: Закрепить усвоенные детьми знания,.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в зимний лес» Конспект занятия в подготовительной групе по подготовке к обучению грамоте Путешествие в зимний лес. Задачи: Закреплять и совершенствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в «Звукарию»
Опубликовано: 19 января 2016 в 21:40
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД