Марина Марченко
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- обучающие : активизировать знания детей по обучению грамоте, совершенствовать умение в звуковом анализе слов, делении слов на слоги, определении ударного слога, в подборе слов по схеме, графическое изображение конструкций предложений.
- развивающие: развивать мелкую моторику рук, фонематический слух, мышление, находчивость, быстроту реакции, коммуникативные способности детей.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Скоро в школу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- воспитательные: воспитывать интерес к школе, любовь к художественной литературе, умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей при необходимости.
Предварительная работа: повторить понятие «слово», «предложение», звуки речи, деление слов на слоги, закрепить понятие синонимов и антонимов (умение подбирать слова противоположные по смыслу, слов с уменьшительно – ласкательным значением, подбор имен прилагательных.
Развивающая среда: мяч, конверт с письмом, цветик - семицветик с заданиями, карточки – схемы и фишки разных цветов для звукового анализа слова, картинки с партами, картинки сказочных героев на каждого ребенка, картинки школьных принадлежностей, карточки со схемами предложений, карточки для составления предложений, тетради для каждого ребенка, золотой ключ знаний.
Ход занятия.
Воспитатель:
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся. (Воспитатель передаё т мяч рядом стоящему ребенку со словами:" С добрым утром,Ксюша!" ребенок передает мяч следующему и т. д.
Затем следует общее приветствие детей:
С добрым утром начат день.
Первым делом гоним лень.
Обещаем постараться и прилежно заниматься.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня у нас необычная встреча. Посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Наши гости хотят посмотреть, чему вы научились, что знаете и умеете. (Раздается стук в дверь, входит почтальон Печкин и передает конверт.)
-Как вы думаете, что в нем? (ответы детей)
-Здесь письмо. Прочитаем его? (воспитатель зачитывает письмо)
Содержание письма: «Здравствуйте, ребята! Мы с нетерпением ожидаем вашего прихода в школу. Путь вам предстоит неблизкий, полный испытаний. Но вы встретите друзей, которые помогут вам справиться со всеми трудностями. Посылаем наш подарок – цветик - семицветик, на его лепестках задания для вас. Выполнив все задания, вы получите то, без чего невозможно попасть в школу. Желаем доброго пути и верим в вашу удачу. Директор школы и учителя».
Воспитатель:
Ребята, нам желают: Доброго пути! Будет легче ехать и идти. Приведет, конечно, добрый путь Тоже к доброму чему-нибудь.
Вы готовы? Тогда отправляемся в путь! Но для начала повторим волшебные слова.
Дети:
Говорим всегда красиво, четко и неторопливо, Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.
Воспитатель: А сейчас пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот»
Игра «Скажи наоборот» (Воспитатель бросает ребенку мяч и говорит слово, а ребенок говорит противоположное по значению слово)
• Сахар сладкий, а перец горький
• Лист наждака шершавый, а лист бумаги гладкий
• Чай горячий, а мороженое холодное
• Днём светло, а ночью темно
• Заяц бежит быстро, а черепаха ползёт медленно
• Внук молодой, а дедушка старый
• Пластилин мягкий, а камень твёрдый
• Лев смелый, а заяц трусливый
• Дом высокий, а гараж низкий
• Зимой холодно, а летом жарко
• Дорога широкая, а тропинка узкая
• Пушинка лёгкая, а гиря тяжёлая
• Кисель густой, а морс жидкий
А теперь занимайте свои места и слушайте первое задание.
Первый лепесток. Вы, ребята, не зевайте на вопросы отвечайте.
Вам нужно ответить на вопросы полным ответом.
- Из чего состоит наша речь (из слов)
- Из чего состоят слова (из слогов)
- Из чего состоят слоги (из звуков).
- На какие две группы делятся звуки (гласные и согласные)
- Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные)
- Какой фишкой обозначаем гласные звуки? (фишкой красного цвета)
- Какими бывают согласные звуки? (твердые и мягкие)
- Какой фишкой обозначаем твердые согласные? (фишкой синего цвета)
- Какой фишкой обозначаем мягкие согласные? (фишкой зеленого цвета)
Второй лепесток. Сделайте звуковой анализ слова «школа».
Один ребенок работает у доски. Остальные на местах.
Произносим слово. Определяем количество слогов, называем их. Определяем количество звуков в слове. Количество гласных, количество согласных. Определяем ударный слог.
/ш/-начальный звук, согл., всегда тв. Вспомнить, что есть согласные, которые не имеют пары по мягкости - твердости. Что вы о них знаете (всегда мягкие согласные ч, щ, й; всегда твердые – ж, ш, ц)
/к/-согл., тв.
/о/-глас., уд.
/л/-согл., тв.
/а/- глас., безуд.
-Назовите пары к согласным звукам в слове «школа» (ш - нет пары, /к/-/к/, /л/-/л/)
Проверка работы ребенка у доски.
Физминутка (педагог читает стихи про буквы, дети изображают данную букву)
А – начало алфавита, тем она и знаменита. А узнать её легко: ноги ставит широко. Каждый знает: буква Я самая хвастливая. В этой букве нет угла, оттого она кругла. До того она кругла, покатиться бы могла. Удобная буква! Удобно в ней то, Что можно на букву повесить пальто. Буквой Л расставим ноги, Словно в пляске – руки в боки. Наклонились влево, вправо, Получается на славу. Голову поднимем выше. И легко – легко подышим! Звуки нужно четко знать! Занимаемся опять.
Третий лепесток. Первый раз войдите в класс.
(У каждого ребенка картинка, на которой изображены 6 парт с цифрами и маленькие картинки сказочных героев (ученики)
Нам удалось пройти второе испытание, и мы попали в класс, где у каждого ученика есть свое место за партой. Догадайтесь, где сидит каждый из них. Чтобы правильно найти место, определите:
1) на какой звук начинается слово
2) фишкой какого цвета обозначается данный звук
3) посчитать количество слогов в слове (на парте указано цифрой количество слогов)
Предлагаемые слова (картинки) : Маль-ви-на (согл., тв., синяя, 3слога, Пье-ро (согл., мягк., зел., 2 слога, Ар-ле-ки-но (глас., крас., 4слога, Бу-ра-ти-но (согл., тв., синий, 4слога, Ар-те-мон (глас., крас., 3 слога, пи-яв-ка (согл., мягк, зел., 3слога)
Показываю ребятам крупные изображения героев: Мальвина и Пьеро.
- Опишите Мальвину, какая она? Подберите имена прилагательные (красивая, добрая, большеглазая, заботливая, милая, прекрасная)
- Опишите Пьеро, какой он? Подберите имена прилагательные (грустный, печальный, обиженный, несчастный)
- Какой звук встречается в обеих словах? (Мальвина, Пьеро). Назовите слова, которые начинаются на этот звук. Почему не смогли назвать? Есть ли еще подобные буквы? (ъ). Для чего они служат, какова их роль в слове (ответы детей)
- А вы знаете, что звуки могут заблудиться, игра «Заблудился звук» :
Закричал охотник: «Ой! Двери (звери) гонятся за мной!»
Сидит на грядке крепко Оранжевая кепка (репка).
Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая, пушки (сушки).
Поэт закончил строчку, В конце поставил бочку (точку).
Четвертый лепесток. На предметы посмотрите, ласково их назовите.
На доске изображены предметы: портфель, тетрадь, пенал, ручка, линейка, карандаш, кукла, резинка.
Красавица Мальвина благодарна, что вы нашли ее место за партой. Но эта девочка не только красивая, она еще добрая и любит называть все предметы ласково. Мальвина предлагает поиграть в ее любимую игру «Назови ласково» (подбор слов с уменьшительно- ласкательным значением)
-Все ли слова, названные вами, подходят друг к другу (лишнее «кукла».) Почему? (объяснения детей). Придумайте предложение со словом «кукла». Что общего между остальными словами (это все школьные принадлежности).
Артикуляционная разминка.
"Заборчик"
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
"Окошко"
широко открыть рот — "жарко", закрыть рот — "холодно"
"Часики"
улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
"Вкусное варенье"
улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу, затем нижнюю.
"Шарик"
надуть щёки, сдуть щёки.
Пятый лепесток. Два слова вы в одно объедините, и что получится, произнесите.
-Если у аиста длинные ноги, то он какой?
-Длинноногий аист.
-Если у сома длинные усы, то сом какой?
-Длинноусый сом.
-Если у волка острые зубы, то волк какой?
-Острозубый волк.
-Если у лошади быстрые ноги, то лошадь какая?
-Быстроногая лошадь.
-Если у белки длинный хвост, то белка какая?
-Длиннохвостая белка.
-Если у коровы длинные рога, то корова какая?
-Длиннорогая корова.
-Если у собаки гладкая шерсть, то собака какая?
-Гладкошерстая собака.
-Молодцы, ребята справились!
Шестой лепесток. По порядку слово ставьте, предложение составьте.
Со словом «кукла» вы придумывали предложения. А чем отличается слово от предложения (ответы детей).
-Как пишется первое слово в предложении? (с большой буквы). Что ставится в конце предложения? (точка) Какие еще знаки могут стоять в конце предложения (восклицательный, вопросительный знаки).
Устно составляют предложения по предложенной модели. (3-4 модели)
Работа на местах с раздаточным материалом. (Карточки со словами расставить по порядку, чтобы получилось предложение.)
Работа в тетрадях: сделать схемы к предложениям. (Наступило утро. Какой прекрасный день! В школу осенью пойдём)
Проводится проверка работ, выводы.
Седьмой лепесток. Лепесток-сюрприз.
На седьмом лепестке нет никакого задания, но написаны слова:
Вы прошли немало испытаний
И упорно двигались вперед,
Трудностей вам встретилось немало,
Еще больше впереди их ждет.
За старания, за труды и за смекалку
Вам вручаю этот новый ключ,
Пусть откроет он все двери к знаниям,
Пусть лишь радость каждому несет.
(Вручается большой Золотой ключ)
Проводится рефлексия: «Ребята, вы действительно преодолели немало препятствий, проявили свои знания. А что каждому из вас больше всего сегодня понравилось? (ответы детей) Сегодня вы меня порадовали:
-Самые внимательные были (имена детей)
-Самые сообразительные (имена детей)
-Самые дисциплинированные (имена детей)
-Самые аккуратные (имена детей)
Благодарю за внимание, занятие окончено.