Матвеева Татьяна
Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе «Буква Ф. Звуки [Ф], [Ф’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте, в средней группе : "Звуки Ф, ФЬ"
Цель:
1. Учить ребенка различать по тембру максимально сокращенный звукокомплекс.
2. Учить воспроизводить изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.
3. Научить ребенка четко произносить звуки [ф]- [ф’], дифференцировать их на слух и в произношении.
4. Закрепить навык слогового анализа и синтеза.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе „Буква Ф, Звуки [Ф], [Ф’]“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Средняя группа
- Темочки
5. Расширить объем слухо – речевой памяти.
6. Развивать интонационную выразительность речи.
Ход занятия.
1. Воспитатель: Ребята, давайте вспомним правило.
Чем буквы отличаются от звуков?
Д/у «Узнай по описанию».
Воспитатель загадывает ребенку описательную загадку:
«Это предмет мебели. В него люди вешают одежду.
Что это?» (Шкаф).
Назовите последний звук в слове шкаф.
2. Речевая игра на развитие слухового внимания «Звукоежка».
- Звукоежка прилетел, и в словах он звуки съел.
- Я произнесу слово без последнего звука, а вы произнесете его правильно.
Жира (ф, шка (ф, шар (ф).
- Какой звук съел Звукоежка? (звук ф).
3. Характеристика звука.
- Что мы знаем о звуке [ф]? (согласный, глухой, твердый).
- Есть у звука [ф] родной братик. Он ласковый, добрый. Как же его зовут? (звук [ф’])
.Работа над правильной артикуляцией звуков [ф] и [ф’].
- Произнесем хором [ф’].
Звук [ф’]- он какой? (согласный).
Докажите (не поется, воздушная струя встречает преграду, верхние зубы слегка касаются нижней губы).
- Звонкий или глухой?
Дети прикрывают уши ладонями и произносят звук [ф’]. (звук шумит, значит он глухой)
- Твердый или мягкий? (мы как будто улыбаемся, значит мягкий).
- Повторите, что мы узнали о звук [ф’]. Он какой? (согласный, глухой, мягкий)
- Как вы думаете, с какими звуками мы будем играть? (со звуками [ф] и [ф’])
-Произнесем четко звук [ф] : верхние зубы слегка касаются нижней губы.
- Произнесем четко звук [ф’] : губы в улыбке, зубы слегка касаются нижней губы.
Закрепление новых знаний.
4. Игра «Сигнальщики» (дифференциация звуков [ф], [ф’])
- А сможете ли вы отличить братьев друг от друга?
- Я произношу звуки, вы зажигаете огни (синий или зеленый).( [ф], [ф’], [ф’], [ф], [ф’]).
- А теперь наоборот, я зажигаю огонек, а тот на кого я покажу, произносит звук [ф] или [ф’].
Проблемный вопрос.
- Посмотрите, у вас есть еще красный огонек. Почему его не зажигали? (красный цвет обозначает гласные звуки)
5. Повторить вслед за взрослым серию слогов:
Фта – фто – фту – фты…; афта – афто – афту – афты… .
6. Игра «Звуковые матрешки» (дифференциация звуков [ф], [ф’], формирование умения звукового анализа (определять место звука в слове)) :
- Братьев различать научились? (Да)
- Значит, можем поиграть со Звуковыми матрешками.
- Закройте глазки. (воспитатель помещает на доску «Звуковую яблоню» и «Звуковых матрешек»)
-Будем яблочки срывать и … (дети хором продолжают) Матрешек угощать.
- А Матрешки едят все подряд яблоки? (Нет, с синим фартуком – яблоки с картинкой, в названии которой звук [ф], с зеленым фартуком - звук [ф’]).
- Что нарисовано на яблоке? (филин) Какую Матрешку угостим? (С зеленым фартуком) Почему? (звук [ф’] –мягкий)
- Определите место звука в слове. Где мы слышим звук : в начале, в середине или в конце? (В начале)
( Слова: фламинго, фея, конфета, фантик, фуражка, жираф, фейерверк, ведро, акула)
-Посмотрите, 2 яблока осталось. Почему? (Ведро, акула – нет звуков [ф] и [ф’].)
7. Физкультминутка
Всем известно без подсказки:
Буква Ф – как ключ из сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
Филин – два огромных глаза –
Букву Ф напомнит сразу.
Лупоглазый целит взгляд,
Словно фотоаппарат.
8. Знакомство с образом буквы Ф.
- Звуки [ф] и [ф’] обозначаются одной буквой. Это буква «эф», но мы ее будем называть как звук [ф].
- Повторим [ф].
- Найдите и покажите звук Ф на плакате.
- На что похож звук Ф?
Из каких элементов он состоит?
Давайте поочереди напишем звук Ф на доске
9. Итог
– С какими звуками познакомились?
Чем они похожи?
Чем отличаются?
- Что было трудно?