Оксана Калмыкова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада «Знакомство со звуком [ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Знакомство со звуком «Ш»
Программное содержание: Закрепить у детей умение находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, продолжать учить детей произносить слова с выделением нужного звука и находить место звука в слове.
Материал к занятию: у детей на столе картинки с изображением шапки, мишки и душа. Картинки: штаны, шляпа, шуба, шапка, шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка.
Ход занятия
Воспитатель:
На занятии будь старательным,
Будь спокойным и … (внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай … (не перебивая).
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада „Знакомство со звуком [ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Говорите четко, внятно,
Чтобы было всё … (понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать,
Если друг стал отвечать
Не спеши … (перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).
Воспитатель: Вижу, что все готовы заниматься. Но сначала подготовим наш артикуляционный аппарат, сделав гимнастику.
Толстый мышонок приехал к нам в гости (надуваем щёки,
По сравнению с ним мы худые (втягиваем щеки).
Мы все ему улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,
Поцеловать его мы все потянулись (губы тянутся вперед).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочередные надувания щек – губы не пропускают воздух,
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положим блины (широкий язык лежит на нижней губе).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуем распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы).
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налить (широкий язык загибаем кверху чашечкой).
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперед – назад).
Вкусный был завтрак - мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Проходим за столы.
Воспитатель: Что это?
Слышится аудиозапись «Караул», «караул».
Воспитатель: В каких случаях кричат «караул»? (Когда просят о помощи. Когда кто-то попал в беду).
Воспитатель: Верно, ребята. Наверно кто-то попал в беду и ему нужна помощь.
Воспитатель находит письмо и читает его содержание.
Текст письма
У меня стряслась беда
Помогите, детвора,
В детский сад ворвался ветер
Всё разрушил, разбросал,
Звук в словах заколдовал.
Воспитатель: А какой звук попал в беду вы догадаетесь сами, послушав стихотворение С. Я. Маршака. Но сначала давайте вспомним, чем отличается звук от буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем, видим, читаем)
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А ещё его сказать.
Воспитатель: На какие две группы делятся звуки? (звуки делятся на согласные и гласные)
Воспитатель: Чем отличаются гласные от согласных? (при произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия)
Гласные тянутся в песне звонкой.
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Аленку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные – согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не могут они петь.
Воспитатель: Верно, ответили на вопросы. Теперь внимательно слушайте стихотворение.
Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».
Воспитатель: Какой в этом стихотворении чаще всего вы слышали звук? (звук «Ш»)
Воспитатель: Правильно. О ком это стихотворение? (это стихотворение о мышонке)
Воспитатель: Какой мышонок? (Мышонок смешной)
Воспитатель: Что он ответил маме? (шуршать он будет тише)
Воспитатель: Кто автор этого стихотворения? (автор стихотворения С. Я. Маршак)
Воспитатель: Мы уже с вами выучили несколько стихотворений это автора, в которых искали звуки. Кто помнит, какие стихотворения мы учили?
«Паровоз»
Паровоз пускает пар,
Топку топит кочегар.
«Жук»
Жук упал и встанет не может,
Ждет он, кто ему поможет.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь я еще раз вам прочитаю стихотворение про мышонка, а вы слушаете внимательно и запоминаете слова, в которых встречается звук «ш».
Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».
Воспитатель: Какие вы услышали слова со звуком «Ш»? (шепчет, шуршишь, спишь, тише, мышонок)
Воспитатель: Какой звук «Ш» гласный или согласный? (звук «Ш» согласный)
Воспитатель: Звук «Ш» твердый или мягкий? (это твердый звук)
Воспитатель: Да, ребята, звук «Ш» - это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.
На мольберте размещены красный и синий домики, рядом с ними фишки для обозначения звуков)
Воспитатель: Посмотрите, что это за домики? (Домики для звуков)
Воспитатель: Какие звуки живут в красном домике? (в красном домике животу гласные звуки)
Воспитатель: Какие звуки живут в синем домике? (в синим домике животу согласные звуки)
Воспитатель: В какой домик мы поселим звук «Ш»? (звук «Ш поселим в синий домик, так как он твердый согласный звук)
Воспитатель: Я называю слова, а вы, услышав звук «Ш», хлопните в ладоши.
Слова: Шуба, кошка, кот, лягушка, ворона, карандаш, цветы, мышь, камыш, заяц, малыш, стол, бабушка, мишка, стол, шапка, сумка, шторы, зеркало, шкаф, диван.
Физкультминутка «Мышонок» (движения выполняются в соответствии с текстом)
Прыг – да скок, прыг – да скок
Мышка прыгнула на пенек.
В барабан она громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках, подтянись!
Лапки ставим на бочок,
На носочках прыг – скок – скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на картинке и определим позицию звука «Ш» в слове (обозначаем начало, середину или конец с помощью фишек).
У детей на столах картинки с изображениями «мишка», «шапка», «душ».
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картинки. Девочкам надо выбрать картинки, в которых звук «Ш» стоит в начале слова, а мальчикам, где звук «ш» находится в середине слова.
Воспитатель: Девочки, как можно назвать одним словом картинки, которые вы нашли? (одежда)
Воспитатель: Мальчики, как можно назвать одним словом картинки, которые вы нашли? (животные)
Воспитатель: Ребята, какой звук мы сегодня искали? (мы искали звук «Ш).
Воспитатель: Что вы можете про него сказать? Какой он?