МААМ-картинки

Конспект занятия по обучению шахматам в старшей группе «Эти храбрые слоны» (1 фото)

Светлана Тимина
Конспект занятия по обучению шахматам в старшей группе «Эти храбрые слоны»

Цель: Расширять представления об игре в шахматы. Закреплять названия шахматных фигур. Формировать представления о шахматной фигуре «Слон», месте слона в начальном положении, ходе слона, что такое болопольные и чернопольные слоны.

Задачи:

1. Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы.

2. Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.

3. Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.

Публикация «Конспект занятия по обучению шахматам в старшей группе „Эти храбрые слоны“» размещена в разделах

4. Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.

5. Воспитывать усидчивость, волю, уверенность в своих силах.

Оборудование и материалы:

Д/и «Чудесный мешочек» (шахматные фигуры); доска (мольберт); 6 силуэтов шахматных фигур плоскостных; карточки к игре «Перенеси картинку на новое место» на каждого ребенка; цветные карандаши; ИД (интерактивная доска); конверты с домашним заданием на каждого ребенка.

Предварительная работа:

Чтение отрывков из книг В. Г. Гришина «Малыши играют в шахматы», И. Г. Сухина «Приключения в Шахматной стране»; ознакомление с шахматной доской и шахматными фигурами; чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож»; отгадывание загадок из «шахматной шкатулки»; работа с раскрасками; д/и «Что общего», «Белые и черные», «Прятки», «Путешествия», «Кто быстрее».

Ход:

Вводная часть

Деятельность педагога:

Педагог проводит ритуал приветствия:

- Давайте, ребята, поприветствуем друг друга.

Здравствуй, друг!

Деятельность детей:

Дети стоят на ковре.

Дети встают парами.

Дети обмениваются рукопожатиями.

Деятельность педагога:

Как ты тут?

Деятельность детей:

Похлопывают по плечу друг друга.

Деятельность педагога:

Где ты был?

Я скучал!

Деятельность детей:

Треплют друг друга за ухо.

Руки прикладывают к своему сердцу.

Деятельность педагога:

Ты пришел?

Как хорошо!

Деятельность детей:

Разводят руками.

Обнимают друг друга.

Деятельность педагога:

Педагог показывает детям мешочек и говорит, что там спряталась интересная игра. Предлагает ее угадать, прослушав стихотворение.

«Скучно было во детворе

Ранним утром во дворе.

- Знаю я одну игру, -

Сказал ребятам Петя –

Где бы ни был я, везде

В нее играют дети.

В игре той есть Ладья и Ферзь,

Слон, Конь и пешек ряд,

А возглавляет всех – Король –

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!»

Деятельность детей:

Дети слушают педагога и отгадывают загадку про шахматы.

Основная часть

I. Д/и «Чудесный мешочек»

Деятельность педагога:

Педагог: Сейчас попробуйте вспомнить, как зовут жителей шахматной страны. Узнайте фигуру на ощупь и назовите её.

Деятельность детей:

Дети по очереди определяют попадающуюся шахматную фигуру, называют ее, выставляют на стол.

II. Д/и «Что изменилось»

Деятельность педагога:

Педагог помещает на доску 6 фигур, просит детей закрыть глаза, и или меняет фигуру на такую же, но противоположного цвета, или меняет местами 2 фигуры, или ничего не меняет.

Деятельность детей:

Дети сидят за столами, слушая задание педагога.

Угадывают, что изменилось на доске.

III.Д/и «Перенеси картинку на новое место»

Деятельность педагога:

Педагог предлагает детям карточки с заданиями: Я раздаю вам необыкновенные карточки с дорожками. Вы должны перенести картинки по этим дорожкам в пустые клеточки, нарисовать их, а затем раскрасить красным карандашом шахматные фигуры.

Конспект занятия по обучению шахматам в старшей группе «Эти храбрые слоны»

Деятельность детей:

Дети работают по карточкам самостоятельно: переносят картинку в пустую клетку, раскрашивают красным карандашом шахматные фигуры.

IV. Загадка

Деятельность педагога:

Педагог предлагает определить, о какой шахматной фигуре на карточке загадка:

Не живет в зверинце,

Не берет гостинцы.

По косой он ходит

Хоботом не водит.

Деятельность детей:

Дети отгадывают загадку.

(Шахматный слон)

IV. Работа на ИД «Белопольные и чернопольные слоны»

Деятельность педагога:

Педагог на ИД показывает детям начальную позицию слона: Посмотрите, слоны близнецы есть и в белом и в черном войске. Но слоны одного войска никогда не пересекаются: один из них выбирает себе черную дорожку, а другой – белую.

Деятельность детей:

Дети слушают рассказ – объяснение педагога на ИД.

Деятельность педагога:

- На каких по цвету полях стоят все слоны?

-Назовите черные поля.

-Назовите белые поля.

Педагог: Те слоны, которые стоят на черных полях с1 и f8, оба назывются чернопольными, хотя и принадлежат к разным войскам; а на f1 и с8 – белопольными.

Соответственно они и перемещаются по полям (диагоналям) своего цвета. Так ходит только слон.

Педагог показывает диагонали на ИД.

Деятельность детей:

Дети показывают на ИД нужные поля и называют их.

V. Физминутка «Мы поднялись, потянулись – Это раз!»

Деятельность педагога:

Педагог предлагает провести физминутку:

Мы поднялись, потянулись – Это раз!

Наклонились и прогнулись – Это два!

И в ладоши три хлопка – Это три!

Руки в стороны пошире – Вот четыре!

На носочки встать и руками помахать – Это пять!

И опять за столик сесть – Это шесть!

Деятельность детей:

Дети выполняют движения, в соответствии с текстом.

VI. Работа на ИД Д/и «Огонь»

Деятельность педагога:

Педагог предлагает детям игру «Огонь», объясняет правила и показывает:

Слон ходит по диагонали и на одну клеточку – поле, и может проскочить до конца всей диагонали.

Деятельность детей:

Дети слушают и наблюдают за показом педагога.

Деятельность педагога:

-Сколько полей может контролировать слон, находясь на начальной позиции?

Деятельность детей:

Дети самостоятельно считают поля на ИД.

Деятельность педагога:

Педагог предлагает отметить стилусом любого цвета, сколько полей «обстреляет» слон с середины поля, угла, края.

Деятельность детей:

Индивидуальная работа:

3 ребенка выкладывают 3 разных дорожки по заданию на ИД, остальные дети проверяют правильность выполнения.

Заключительная часть

Деятельность педагога:

Педагог: Понравилась ли вам игра на ИД? Что еще было вам интересно? Что нового сегодня вы узнали? Готовы ли вы к новым играм в шахматной стране?

Шахматные слоны тоже остались довольны, ждут еще раз к себе в гости и приготовили каждому из вас домашнее задание.

Деятельность детей:

Дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями.

Деятельность педагога:

Педагог раздает конверты с домашним заданием: нарисовать кружочками поля, на которые может пойти слон.

Деятельность детей:

Дети берут конверты с заданиями домой.

Публикации по теме:

«Наши храбрые слоны». Конспект занятия шахматного кружка с применением ИКТ в подготовительной группе Задачи: Образовательная область «Познание»: Расширять представление об игре в шахматы. Закрепить понятие о шахматной доске, шахматном поле,.

Программа «Шахматное королевство», пособие для педагогов дошкольного образования Перспективные планы занятий Занятие 1. Тема. Знакомство с детьми. Рассказ и чтение «Откуда пришли шахматы». Цель. Познакомить детей со.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению шахматам в старшей группе «Эти храбрые слоны»
Опубликовано: 11 января 2014 в 21:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД