Папки-передвижки

Конспект занятия по обучению эрзянскому языку в подготовительной группе «Мордовский костюм»

Светлана Прасолова
Конспект занятия по обучению эрзянскому языку в подготовительной группе «Мордовский костюм»

Конспект занятия по обучению эрзянскому языку в подготовительной группе «Мордовский костюм»

Цель: закрепить знания детей по пройденным темам.

Программное содержание:

Обучающие задачи :

Публикация «Конспект занятия по обучению эрзянскому языку в подготовительной группе „Мордовский костюм“» размещена в разделах

-расширить знания детей об особенностях мордовского национального костюма; учить видеть красоту народного мордовского костюма, его характерные особенности;

-формировать умения в форме игры запоминать слова на эрзянском языке.

Развивающие задачи:

-развивать внимание, память, разговорную речь, умение понимать и отвечать на вопросы воспитателя;

-развивать эстетическое восприятие, композиционные умения.

Воспитывающие задачи:

-воспитывать чувство прекрасного, интерес и любовь к мордовской культуре, к искусству, воспитывать аккуратность в работе.

Словарная работа: панар, пулай, сорка, орнамент.

Оборудование:

Демонстрационный материал: кукла-мордовочка, волшебная веточка, аудиозапись мордовской народной песни, флаг Мордовии, герб Саранска, разрезные картинки с видами Саранска.

Раздаточный материал: квадраты белой и красной бумаги, кисти, клей, тесьма с изображением мордовского орнамента, подставки для кистей, салфетки.

Предшествующая работа воспитателя: знакомство с мордовским национальным костюмом; рассматривание альбомов и слайдов: «Мой край», «Мы – мордва», «Здравствуй, Мордовия»; занятия по художественному творчеству – отображение в детских работах элементов национального орнамента и узоров.

Методы и приё мы: создание игрового сюжета, физкультминутка, игра «Собери картинку», пальчиковая гимнастика «Моя Мордовия», изготовление сорки, анализ занятия.

Ход ООД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Шумбратадо, эйкакшт! Шумбратадо, инжеть!

Дети: Шумбратадо, Светлана Юрьевна!

Воспитатель: Ребята, а сейчас поздороваемся с нашими частями тела, повторяйте за мной.

Физкультминутка

Шумбратадо, монь сельметне?

(поглаживая глаза)

Шумбратадо, монь щёкатне?

(поглаживая щечки)

Шумбратадо, монь пилетне?

(поглаживая ушки)

Шумбратадо, монь кедьтне?

(поглаживая руки)

Шумбрадо, монь пильгетне?

(поглаживаем ноги и тихонечко топаем)

Шумбратадо! Все проснулись?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель: (стук в дверь) Эйкакшт, кие-бути миненек сась? Кто к нам пришёл? Это кукла Олдушка. Она пришла к нам не с пустыми руками: с волшебной веточкой. Мы будем передавать веточку и говорить, как каждого зовут. Монь лемем- Светлана Юрьевна, мон - тейтерне. Монь лемем - Миша, мон- цёрыне.

Дети, вот мы и познакомились с Олдушкой. А как вы думаете, кто она по национальности?

Дети: Я думаю, что Олдушка – мордовочка.

Воспитатель: Правильно. Олдушка живёт, как и мы с вами в республике Мордовия.

Воспитатель: А как называется город, в котором мы живем?

Дети: город, в котором мы живем, называется Саранск.

Воспитатель: В нашей республике живут разные народы. Назовите их?

Дети: русские, татары, мордва.

Воспитатель: Правильно. Все они живут в мире и согласии.

Посмотрите – это флаг Республики Мордовия. Из каких цветов состоит флаг Мордовии?

Дети: Флаг Мордовии состоит из красного, белого и синего цветов.

А как будет по-эрзянски красный? Белый? Синий?

Дети: Якстере. Ашо. Сэнь.

Воспитатель: Каждый город имеет свой герб. Что изображено на гербе нашего города?

Дети: На гербе Саранска изображены лисица и три стрелы, символизировавшие охотничьи промыслы, которыми занималось местное население.

Воспитатель: Молодцы! В нашем городе много достопримечательностей.

Дети, пройдите за столы. У вас на столах находятся разрезные картинки, когда их соберёте, получится достопримечательность нашего города.

Игра «Собери картинку»

Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, Олдушке о том, что у вас на картинке?

(Несколько детей рассказывают о достопримечательностях на картинке.)

Воспитатель: Молодцы! А как вы думаете, в какой костюм одета наша гостья? (ответы детей)

Дети: Олдушка одета в мордовский костюм.

Воспитатель: Молодцы! Обратите внимание, какой красивый этот костюм. Основной одеждой считается рубаха по-мордовски — панар. Главным украшением рубахи была очень плотная вышивка, которая располагается по бокам и спускается от плеч по рукавам, окаймляет подол. Пулай – набедренное украшение. Носят пулай чуть ниже талии. Он является обязательным элементом женского костюма. Украшали пулай медными монетами, пуговицами, разноцветным бисером, бусинами, блестками на шею одевали много бус. При ходьбе наличие таких украшений создавало звон. Поэтому говорили: «Мордовочку сначала слышно, потом видно». На голове мордовочки носили сорки.

Воспитатель: Ребята, как называется рубаха? (Панар). А как называется пояс, который женщины носят на талии? (Пулай). Какой головной убор носят мордовочки? (Сорока) (дети повторяют новые слова)

Воспитатель: А теперь обратим внимание на цветовую гамму. Какие цвета вы можете выделить на мордовском костюме? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. В праздники мордовки наряжались в свои самые красивые наряды и играли в разные подвижные игры. Предлагаю вам немного отдохнуть. Поиграем в мордовскую народную игру «Раю-раю».

Физкультминутка:

Мордовская народная игра «Раю-раю»

Раю-раю, пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдет

И детей проведет.

Воспитатель: Народный костюм на Олдушки очень красочный. А какого элемента костюма не хватает кукле?

Дети: Кукле не хватает головного убора – сорки.

Воспитатель: Предлагаю вам изготовить для Олдушки головной убор. Но прежде, чем приступить к работе, подготовим наши пальцы.

Пальчиковая гимнастика «Моя Мордовия»

Тебе желаю счастья, мордовская земля Руки подняты вверх, махи руками наперехлест.

Любимая, родная Республика моя Попеременное поглаживание рук

С великою Россией навеки порадни-

лась Руки в замок

Своим умом и силой огромного доби-

лась Попеременно загибать большой и указательный

пальцы, сделать из растопыренных пальцев шар

Творишь, дерзаешь, строишь Махи руками вправо, влево

И не стоишь на месте Ходьба на месте

Как многое ты можешь Руками изобразить большой шар

Со всей страною вместе Вытянутые руки над головой, ладони сомкнуты

Мордва, татары, русские Сжимать и разжимать кулаки

Живут давно в согласии Ударяем ладонями друг об друга

И будущее видится мне ясно и прек-

расно Делаем козырек

Воспитатель: теперь наши пальцы готовы к работе.

Изготавливать сорку мы будем при помощи техники оригами, а после украсим ее тесьмой с изображением мордовского орнамента.

Перед вами на столе лежит заготовка для изготовления сорки-это белый квадрат бумаги сложенный по диагонали. Размещаем треугольник на столе так, чтобы большой острый угол смотрел вниз. На первом этапе изготовления сорки нам необходимо сложить противоположные углы треугольника, для этого берем левый угол и тянем его к точке, которая обозначена на противолежащей стороне, придерживая пальцем уголок, разглаживаем сложенный угол, точно также складывается второй угол. Осталось только приклеить к задней стороне сорки красный лист бумаги, это будет задняя часть головного убора. Теперь нам необходимо украсить сорку мордовским орнаментом. Для этого берем тесьму с мордовским узором. Нанесём на неё клей и приклеим на лицевую часть сорки, оставшиеся уголки загибаем и приклеиваем к задней стороне головного убора.

Сорки готовы.

Воспитатель: Скажите, ребята, что нового вы сегодня узнали?

Дети: мы познакомились с костюмом девушки-эрзянки.

Воспитатель: Давайте расскажем Олдушке, что вам понравилось больше всего?

Дети: играть в «Раю-раю».

Воспитатель: что мы научились с вами делать?

Дети: мы научились делать мордовский головной убор-сорку.

Какие замечательные у нас получились сорки. Мы подарим их Олдушке и она станет еще наряднее и красивее.

Воспитатель: Дети, мне сегодня очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы, как вы здорово играли, с каким старанием изготавливали сорки. Молодцы! Олдушке пора уходить, попрощаемся с ней на мордовском языке.

Дети: Вастомазонок!

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия «Буква «Я» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква «Я» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Я Задачи: познакомить детей с буквой Я, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия «Буква Ё» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква Ё» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Ё Задачи: познакомить детей с буквой Ё, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия «Буква «Ю» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква «Ю» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Ю Задачи: познакомить детей с буквой Ю, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ш»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ш» Программное содержание: •продолжать учить детей выкладывать предложения с применением всех пройденных грамматических и синтаксических правил;.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т], [т’]» Тема: Звуки [т], [ть] (закрепление)Зaдачи:- зaкрепить знания о звуках [т], [ ть ]; - формировaть умение воспитанников дифференцировaть.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой М»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой М» Задачи: -Знакомство с буквой М; -формирование навыка чтения слогов,слов,предложений; -составление предложения. Ход занятия 1. Организационный.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ы»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ы» Программное содержание: -познакомить с буквой Ы; -учить составлять предложения из трех слов, обозначать их полоской, делить слова на слоги,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ж] и буква Ж»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ж] и буква Ж» Обучение грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [Ж] и буква Ж» Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж,ж. Задачи: 1. Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению эрзянскому языку в подготовительной группе «Мордовский костюм»
Опубликовано: 18 мая 2022 в 16:29
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД