МААМ-картинки

Конспект занятия по окружающему миру с элементами экспериментирования в старшей группе «Город сказок» (по сказкам Пушкина)

Елена Бахарева
Конспект занятия по окружающему миру с элементами экспериментирования в старшей группе «Город сказок» (по сказкам Пушкина)

Конспект занятия по окружающему миру

с элементами экспериментирования в старшей группе

«Город сказок» (по сказкам А. С. Пушкина)

Бахарева Е. Л. - воспитатель

МБ ДОУ №30 г. Наб. Челны[/b]

Цель: Сформировать у дошкольников интерес к сказкам А. С. Пушкина.

Публикация «Конспект занятия по окружающему миру с элементами экспериментирования в старшей группе „Город сказок“ (по сказкам Пушкина)» размещена в разделах

(создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование).

Задачи:

1. Закрепить знания детей о сказках А. С. Пушкина.

2. Формировать умение чётко и ясно отвечать на поставленные вопросы, делать выводы.

3. Развивать образное мышление, познавательно исследовательскую деятельность, речь, память, воображение.

4. Прививать и воспитывать интерес к сказкам А. С. Пушкина.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: иллюстрации к сказкам.

Практические: физкультминутка, исследование предметов – экспериментирование, пантомимика.

Словарная работа: поэт, русские народные сказки, отражение, магнитная сила.

Предварительная работа: Чтение и заучивание наизусть отрывков из сказок А. С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане…» («Ветер по морю гуляет…», «Ель растёт перед дворцом…», «За морем царевна есть…», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» («Свет, наш солнышко…», «Месяц, месяц, мой дружок…», «Ветер, ветер. ты могуч…», «Сказка о рыбаке и рыбке» (

рассматривании иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина, художественно – творческая деятельность по произведениям поэта.

Оборудование:

ИКТ, презентация по теме, книга «Сказки А. С. Пушкина», запись «Полёт шмеля» ком. Н. А. Римский – Корсаков, посылка, оборудование для экспериментирования

Ход организованной образовательной деятельности:

I. Вводная часть

(Звучит музыка Н. А. Римский – Корсакова «Полёт шмеля», на столе стоит сундучок).

- Что же здесь стоит? (сундучок) Что же лежит в этом сундучке?

Давайте подойдем поближе и ласково обратимся к нему:

«Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок» (воспитатель открывает и достает книгу «Сказки А. С. Пушкина»)

-Здесь живут сказки!

-Сегодня я приглашаю вас в Город сказок, где есть волшебство и где все интересно.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Ребята, вы знаете, кто написал эти стихи?

Правильно, имя этого поэта Александр Сергеевич Пушкин. Он написал много разных стихов и сказок, которые любят все дети.

- Посмотрите на экран (слайд№2) – это портрет А. С. Пушкина.

- А что вы знаете об А. С. Пушкине? (Ответы детей)

-Ребята, А. С. Пушкин – это великий русский поэт. Сказки Пушкина – это первые наши книги с них начинается наша любовь к русской поэзии.

Вы готовы побывать в «Городе сказок»? Тогда ждите, чудеса начинаются…

II. Основная часть:

Кто сказки Пушкина читает, загадку быстро отгадает:

Рыбка непростая

Чешуей сверкает.

Плавает, ныряет.

Желанья исполняет.

В. : В какую сказку вы попали, догадались! (дети отвечают)

Слайд №3- «Сказка о рыбаке и рыбке»

В третий раз закинул он невод, —

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Опыт№1 «Золотая рыбка»

Цель: Выяснить, что воздух легче воды и имеет силу.

Оборудование: Стакан с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Описание: Взрослый наливает в стакан минеральную воду, бросает в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовое зернышко.

Дети наблюдают, обсуждают: почему падает на дно пластилин? (он тяжелее воды, поэтому тонет). Что происходит на дне, почему пластилин всплывает и снова падает, что тяжелее и почему? (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимают наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно).

У рыб есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыбка идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

Слайд №4

- Старик не осмелился перечить,

Не дерзнул поперёк слово молвить.

Вот идёт он к синему морю,

Видит на море чёрная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют.

Опыт 2. «Буря в стакане"

*Дыхательная гимнастика (обратить внимание детей на правильный вдох-выдох)

Цель: определить, что все живые существа выдыхают воздух. Закрепить правильное дыхание, умение регулировать силу выдоха.

Оборудование: два стакана, трубочки для коктейля.

Описание: В один стакан налить немного воды и делать сильный глубокий выдох. В другой стакан налить много воды и выдыхать спокойно. Пузырьки на поверхности воды – это воздух, который мы выдыхаем.

- Так и на море, когда сильный ветер, бывает шторм с высокими волнами, а когда ветер стихает – на море наступает штиль.

Слайд №5 «Письмо от Золотой рыбки»

«Я Золотая рыбка

Прошу вас об одном!

Очистите от мусора

Мой лучший в мире дом!»

Опыт №3. «Волшебный магнит»

Оборудование: банка с водой с металлическими предметами (скрепки, гвозди, пружинки, магнит.

Давайте подойдём к следующему столу. Посмотрите, как загрязнили море, в котором живет рыбка! Если мы не поможем, она может погибнуть!

Берем волшебные магниты! Мы будем вылавливать мусор! Дети кому - то помешала вода вылавливать мусор при помощи магнита? Дети: Нет. А почему нет, как вы думаете? Магнит притягивает железные предметы, лежащие в воде. Значит, магнитные силы действуют и через воду! Вы такие у меня все молодцы!

Слайд №6 «Сказка о царе Салтане»

В. : А сейчас скорей ребятки, отгадайте-ка загадку:

Князь Гвидон по океану

Трижды плыл к царю Салтану -

Незамеченным добрался.

В. : Ребята, догадались - в какую сказку вы попали?

И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян

Воспитатель предлагает детям выяснить, почему бочка не утонула.

Опыт 4. «Воздух-невидимка» (Сухим из воды)

Цель: выявить, что воздух занимает место.

Описание:

На дно стакана положить салфетку, затем перевернуть стакан вверх дном, осторожно погружая в воду, не наклоняя стакан. Затем поднять стакан, дать воде стечь, не переворачивая его.

- Как вы думаете, намокла салфетка или нет?

- Почему? (ответы детей)

- Воде помешал намочить салфетку воздух в стакане. Но если мы наклоним стакан, то воздух выйдет, и его место займёт вода и салфетка намокнет.

Так произошло и с героями сказки, которые плыли в бочке, они не намокли потому что в бочке был воздух и вода не смогла в неё затечь.

«Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…»

Опыт 5. «Сила ветра» (Почему плывёт парусник)

Цель: объяснить детям, что сила ветра зависит от той площади, на которую он дует.

Описание: Взять два кораблика с парусом и без него. Дуть на них с одинаковой силой.

- Какой корабль поплывёт быстрее с парусом или без него? (Объяснения детей).

А в кого Князь Гвидон превращался? (в комара, в муху и в шмеля)

А теперь давайте отдохнём.

Физкультминутка.

Под музыку Н. А. Римского-Корсакова «Полет шмеля» проводится речевая игра «Шмель»

Тут князь уменьшился, (приседают)

Шмелем он оборотился (жужжат, машут «крыльями»)

Полетел и зажужжал, (бегают)

Судно не море догнал.

Потихоньку опустился (приседают)

На корму – и в щель забился.

Слайд №7. «Сказка о мертвой царевне и семи богатыря»

(атрибуты: зеркальце, яблоко)

Следующая загадка:

У царицы злой-презлой

Со6еседник непростой.

Неживой, но говорящий,

Скажет правду настоящую (зеркало)

Вед. В какую сказку вы попали, догадались! (дети отвечают)

Какими словами злая царица обращалась к зеркальцу?

“Свет мой, зеркальце! скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?”

Эксперимент: «Что отражается в зеркале?»

Цель: познакомить детей с понятием «отражение» Рассказать о необходимости зеркала человеку.

Материалы: зеркало

Описание: Посмотрите в зеркало и скажите: Кого вы видите? Что находиться сзади вас?

Изображение в зеркале называется отражением. Зеркало отражает предметы такими - какие они есть на самом деле. Как узнать, что у вас грязные щечка, глазки? Правильно, нужно посмотреть в зеркало!

Пантомимика:

«И царица – хохотать

И плечами пожимать

И подмигивать глазами

И прищёлкивать перстами

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Вед. В этой сказке есть ещё важный предмет! Отгадайте загадку:

В саду на дереве растёт

Красивый, вкусный, сочный плод.

Я подскажу: на букву Я

Он начинается друзья.

В. : А как в сказке о яблоке рассказывает А. С. Пушкин?

-Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто мёдом налилось!

Видны семечки насквозь.

Опыт №7 «Волшебные зеркала или 1,3,5»

Материалы: два зеркала; яблоко.

Можно ли из одного яблока сделать 3,5,7 не используя режущий предмет?

Описание: Поставьте два зеркала под углом больше чем 90*. В угол положите одно яблоко. Вот тут и начинается, но только начинается чудо. Яблок стало три, а если постепенно уменьшить угол между зеркалами то количество яблок начинает увеличиваться. Другими словами, чем меньше угол сближения, тем больше отразиться предметов.

Опыт №8 «Как уберечь яблоко?»

Материалы: яблоко, нож, кусочек лимона

Описание. 1. Раздели яблоко на 4 части. 2. Выдави сок лимона на два кусочка. 3. Посмотри на разрезанное яблоко через некоторое время. Кусочки, не обработанные соком лимона, станут коричневыми. Два других останутся такими же свежими.

Вывод: Под воздействием воздуха поврежденные клетки яблока приобретают коричневый цвет. Витамин С, содержащийся в лимоне замедляет этот процесс.

III Заключительная часть.

- Вот и закончилось наше удивительное путешествие в волшебный Город сказок А. С. Пушкина. Вам понравилось? Что вы интересного узнали? Вы сегодня все старались и были просто молодцы. Нам пора возвращаться в детский сад и в этом нам помогут волшебные слова

Сказка, сказка, помоги

В детский садик нас верни!

Использованная литература:

1. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной группе».

2. «Развитие речи и творчества у детей» под редакцией О. С. Ушаковой

3. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» под редакцией О. С. Ушаковой.

4. «Приобщение детей к художественной литературе» Мозаика-Синтез, Москва 2010 год.

5. Кондрыкинская Л. А., Вострухина Т. Н. «Художественная литература в развитии творческих способностей детей

Публикации по теме:

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Пересадка рассады перца» Конспект по окружающему миру в старшей группе на тему «Пересадка рассады перца» Программное содержание: Закрепить представление о том,.

Конспект занятия по окружающему миру «Мой любимый город — Махачкала» в старшей группеКонспект занятия по окружающему миру «Мой любимый город — Махачкала» в старшей группе Гаджиахмедова Шамсият Фахрудиновна воспитатель МБДОУ №63 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:" МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД.

Конспект занятия по окружающему миру «В лес за грибами и ягодами» в старшей группе Занятие для старшей группы с использованием ИКТ «В лес за грибами и ягодами» Цель: - расширять представления детей о лесных грибах и.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Уж небо осенью дышало» на 15.10.2018 Тема: Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на 15.10.2018 Тема: «Уж небо осенью дышало…» Подготовила: воспитатель.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект НОД Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) Тема: «Зимующие птицы» Цель: создание социальной ситуации развития.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Воздух и его свойства» Цель: Познакомить детей с понятиями «воздух», со свойствами воздуха, его влиянием на здоровье человека; развивать наблюдательность, любознательность.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Путешествие на Северный полюс»Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Путешествие на Северный полюс» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Ласточка» Бавлинского муниципального района РТ Конспект.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Район, в котором ты живешь» Конспект занятия по позновательному развитию в старшей группе Тема: «Район, в котором ты живешь» Подготовила: воспитатель Чуксина Эльвира.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «У кормушки»Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «У кормушки» Цели: • Формировать экологическую культуру у детей; • Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия в старшей группе «Осенины» по окружающему миру МДОУ детский сад "Золотые зёрнышки". с. Детчино. Воспитатель: Фомина Т. В. Программные задачи: дать детям элементарные представления о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по окружающему миру с элементами экспериментирования в старшей группе «Город сказок» (по сказкам Пушкина)
Опубликовано: 26 января 2019 в 12:39
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД