Людмила Басова
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Дары осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Дары осени».
Цель : Закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты»;характерные свойства овощей и фруктов.
Задачи :
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе „Дары осени“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
-Учить рассказывать о пользе овощей и фруктов для человека; -Систематизировать знания о труде людей осенью. Развивающие: -Формировать умение отгадывать загадки. - Развивать связную речь, память. -Развивать логическое мышление.
Воспитательные : -Воспитывть бережное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами; - Воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду людей.
Предварительная работа: Отгадывание загадок, чтение стихов и сказок об овощах и фруктах, разучивание физкультминуток, рисование натюрморта «Дары осени», дидактическая игра «Найди по описанию».
Приоритетные образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды деятельности:
Игровая: Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Коммуникативная :Ответы на вопросы воспитателя, ситуативный разговор. Двигательная:Физкультминутка «Удивляемся природе». Чтение: Загадки; «Праздник урожая» Т. Бокова, «Есть одна планета- сад» Я. Аким. Оборудование:Презентация «Дары осени», муляжи овощей и фруктов.
Ход НОД:
Вводная часть (организационный момент, мотивационный момент) (4-5 мин.)
Воспитатель: -Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. В волшебном мешочке хранила она свое главное сокровище – волшебную палочку. Именно волшебная палочка помогала ей творить множество чудес. Дотронется она до листьев и сразу они меняют свой цвет. А как вы думаете, какими становятся листочки? (слайд 3) Дети:- Желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми. Воспитатель :-Это краски осени. Воспитатель:-И вот наши волшебно-разноцветные листочки подхватил ветерок закружил и медленно опустил их на землю и застелил наши дорожки разноцветным ковром. Как называется это явление, когда листочки опадают с деревьев? Дети:-Листопад.
«Праздник урожая»
Осень скверы украшает Разноцветною листвой. Осень кормит урожаем Птиц, зверей и нас с тобой. И в садах, и в огороде, И в лесу, и у воды Приготовила природа Всевозможные плоды. На полях идет уборка - Собирают люди хлеб. Тащит мышка зерна в норку, Чтобы был зимой обед. Сушат белочки коренья, Запасают пчелы мед. Варит бабушка варенье, В погреб яблоки кладет. Уродился урожай - Собирай дары природы! В холод, в стужу, в непогоду Пригодится урожай!
(Т. Бокова)
2. Основная часть. (20 мин.)
На экране появляется картина: «Дети собирают урожай» (слайд 4)
Воспитатель:- Что делают дети?
Дети:- Собирают урожай фруктов и овощей.
Воспитатель:-Правильно, ребята, осень приносит с собой дары. (слайд 5)
Воспитатель: -Сегодня мы с вами будем говорить об овощах и фруктах.
Фрукты– это съедобные плоды какого-либо дерева или кустарника. Функция фрукта состоит в сохранении семян, которые способствуют распространению цветущих растений, т. е. семена являются способом размножения растений. Отличительной особенностью фруктов является наличие семян, неважно – больших или мелких, твердых или мягких. Указанными признаками обладают и многие овощи – огурцы, помидоры, а также горох и орехи. Фрукты подразделяют на семечковые (яблоки, груши, косточковые (персики, абрикосы, цитрусовые (апельсины, мандарины, лимоны, субтропические и тропические (манго, авокадо, ананас, банан) и бахчевые (арбуз, дыня). Овощи - съедобная часть растения. Это могут быть листья (салат, стебли (сельдерей, корни (морковь, луковицы (лук) и даже цветы (брокколи). (слайд 6)
Человеку нужно есть, (слайд 7)
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С ранних юных лет уметь.
Если азбука питания
Привлечёт твоё внимание,
Будешь весел и здоров,
Проживешь без докторов.
Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье – это богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди укрепляют или разрушают то, что дано природой. Важную роль в сохранении и укреплении здоровья играет правильное питание. А для правильного питания нужны полезные продукты. В них содержатся питательные вещества: жиры, белки и углеводы. К сожалению, многие предпочитают полезным совсем другие продукты.
Воспитатель:- Сегодня мы будем говорить о пользе овощей и фруктов для человека.
Воспитатель:- А почему овощи и фрукты полезны для человека (слайд 8)
Дети:- В них много полезных веществ.
Воспитатель:- Тысячи лет назад люди стали употреблять в пищу овощи. И пользу овощей заметили уже тогда. Есть много пословиц и поговорок об овощах. Вот некоторые из них:
Лук – от семи недуг.
Лук да капуста лихого не допустят.
Обед без овощей – праздник без музыки.
Зелень на столе – здоровье на сто лет.
Овощи – кладовая здоровья.
Воспитатель:-Какие овощи вы знаете?
Дети:-Свекла, каруста,лук,морковь и т. д.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Дети на ощупь узнают фрукт или овощ.
Воспитатель:-Все овощи очень полезны. В них содержатся вещества, необходимые для роста и развития детей.
Воспитатель: - В древние времена обычная огородная грядка с успехом заменяла аптеку. Древнегреческие врачи назначали своим пациентам редьку и огурцы для улучшения пищеварения и зрения. В те времена делали лекарство из лука и петрушки, использовали целебные свойства моркови. Капуста считалась лекарством от многих недугов. И сейчас в народной медицине используют целебные свойства овощей: кашицей тёртого картофеля лечат ожоги и раны, листья капусты применяют при ушибах и воспалениях суставов. А лук и чеснок для большинства из нас первые домашние лекарства, когда мы заболеваем простудой и гриппом. Вдыхание паров лука и чеснока хорошо помогает при кашле и ангине. Не зря говорят: «Лук – от семи недуг». Но разве только в овощах есть полезные вещества?
Воспитатель:-Что же общего у всех овощей и фруктов (слайд 9)
Дети:- Витамины.
Воспитатель:-«Витамин» – вещество, необходимое для поддержания здоровья нашего организма. Но организм не создаёт запасов ценных витаминов. А поэтому их нужно постоянно пополнять. Витамины поступают в наш организм только с пищей. Вот почему овощи и фрукты должны быть в рационе регулярно.
Витамин А:
Меня запомните, друзья.
Вам для роста нужен я.
Для костей, зубов и зренья,
В этом, братцы, нет сомненья.
И полезен я для кожи,
Волосам я нужен тоже.
- Я есть в моркови, помидорах, апельсинах, капусте.
Витамин В: (слайд 10)
Если у вас меня дефицит –
Значит отсутствует аппетит.
Чтобы бодрым, сильным быть
Не грустить и не хандрить
Вам советую, друзья,
Есть продукты, где есть я!
- Я есть в свёкле, горохе, кукурузе, редьке, бананах.
Витамин С: (слайд 11)
Я нужный и отважный,
И очень, очень важный.
При простуде, при болезнях
Я, конечно, всех полезней.
Я живу в лимоне, апельсине, смородине, луке, чесноке, огурцах.
Витамины – просто чудо!
Сколько радости несут.
Все болезни и простуды
Перед ними отойдут.
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда –
Важнейшее условие!
Без витаминов жить нельзя!
Они надёжные друзья!
Воспитатель:- Ребята, вы узнали, почему люди должны обязательно употреблять в пищу соки, ягоды, фрукты и овощи. Мы не можем сегодня рассказать обо всех овощах и фруктах. Но хочется, чтобы вы всегда помнили от того, что мы едим, зависит наше здоровье. (слайд12)
Полезные советы.
Овощи и фрукты любят все на свете.
Бабушки и дети советы знают эти.
Виноград и вишня лечат все сосуды.
Абрикос от сердца, груша – от простуды.
От простуды и ангины помогают апельсины,
Ну, а лучше съесть лимон, хоть и очень кислый он.
Помни истину простую – лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую или сок морковный пьёт.
Нет полезнее продуктов – вкусных овощей и фруктов.
И Серёже, и Ирине – всем полезны витамины!
Ничего на свете лучше нету
Заменить на яблоко конфету.
Чипсы поменять на апельсин,
Чупсы поменять на мандарин.
Сухомятке предпочесть морковку.
В овощах и фруктах больше толку.
Если хочешь быть здоров,
Позабудь про докторов,
Кушай овощи и фрукты.
Это лучшие продукты!
Физкультминутка «Удивляемся природе» (слайд 13)
Удивляемся природе
Мы стоим на огороде, (Поднимаем и опускаем плечи с поворотами головы вправо и влево, руки чуть в стороны.)
Вот салат, а здесь укроп.
Там морковь у нас растёт. (Наклоны вниз. Руками коснуться левой ступни, потом правой)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой — (Шаг на месте)
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать. (Приседания.)
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива. (Наклоны туловища вперёд. Сначала вправо, потом влево)
Мы её не будем трогать – (Повороты головы вправо-влево)
Обожглись уже немного. (Потряхивание руками)
Все полили мы из лейки (руки на поясе, повороты туловища вправо и влево)
И садимся на скамейки. (Дети садятся.)
Воспитатель:- Что делают люди осенью в садах и на полях? (Ответы детей) (слайд 14,15,16)
Воспитатель:-Что делают с почвой после уборки урожая? (Ответы детей)
Воспитатель:- Осенью люди продолжают убирать урожай хлеба, овощей: картофель, капусту, морковь, редьку и т. д., фруктов. После уборки урожая поля вспахивают. Зимой вспаханная почва быстро промерзает и в ней погибают семена сорняков, вредные насекомые и их личинки, спрятавшиеся в почву на зиму.
Воспитатель:-Какие работы выполняют люди в парке, сквере, на улице летом? (Ответы детей) Воспитатель: -В это время в городах с помощью специальных машин подметают и поливают улицы, ежедневно поливают и зеленые насаждения на улицах и в скверах.
Воспитатель:- Какие работы выполняют осенью? (Ответы детей) Воспитатель:-Для чего это делают? (Ответы детей)
Воспитатель:- В садах, парках, скверах высаживают молодые деревья, кустарники, сгребают листья, а затем сжигают их или поливают ядовитыми веществами. Это делают для того, чтобы убить спрятавшихся в листве насекомых-вредителей. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы. Воспитатель:- Как готовят люди свое жилище к зиме? (Ответы детей) Воспитатель:-Осенью в городе и в селе люди утепляют квартиры и дома, а в селе кроме этого заготавливают топливо (дрова, уголь) на зиму. Воспитатель:-А знаете ли вы, что осенью не только собирают урожай с полей и огородов, но и сажают новые растения – чеснок, петрушку, озимые рожь и пшеницу и т. д.
Воспитатель: - Какие заготовки делают люди осенью? (Ответы детей) (слайд 17)
Воспитатель:- Закладывают на хранение фрукты, овощи, варят варенье, консервируют овощи дома и на консервном заводе.
Воспитатель :- Виноград превратился в ….(изюм). Его (высушили). Первый способ хранения – сушка или высушивание.
Воспитатель:- Огурцы были свежие, а стали - …. (соленые) .(слайд 18)
Воспитатель:- А эту капусту? Правильно – заквасили! (слайд 19)
Воспитатель:- А (малину) законсервировали с сахаром (слайд 20)
Воспитатель:- А если дома все же есть морозильная камера, некоторые плоды, можно (заморозить). (слайд 21)
Воспитатель:- Тем не менее, самые полезные овощи и фрукты – свежие! (Слайд 22) Но не забывайте их хорошо мыть!
Воспитатель :- Как вы понимаете слова «бережное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами»? (Ответы детей) (слайд 23)
Воспитатель : -Что можно сказать об отношении человека к природе? (Ответы детей) (слайд 24,5,26,27)
Воспитатель: (слайд 28)
Есть одна планета- сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету-
Ведь другой, похожей нету! (Я. Аким)
3. Итог: (рефлексия) (5мин.)
Воспитатель:-Что нового вы сегодня узнали или увидели (Ответы детей)
Воспитатель:-Как называется явление, когда падают листья? (Ответы детей)
Воспитатель:-Какие дары приносит людям осень? (Ответы детей)
Воспитатель :- Почему нужно беречь природу? (Ответы детей)
Воспитатель :- Вы все молодцы!