МААМ-картинки

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Как происходит извержение вулкана» в подготовительной группе

Наталья Юлбаева
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Как происходит извержение вулкана» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Как происходит извержение вулкана»

Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

Задачи:

1. Закрепить и расширить знания о вулкане, его строении.

2. Обогатить сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире.

3. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Как происходит извержение вулкана“ в подготовительной группе» размещена в разделах

4. Создать условия для развития самостоятельности и инициативности.

5. закреплять умение действовать по схеме-алгоритму.

6. Расширить и активизировать словарный запас в речевой практике по теме «Вулкан» (лава, вулкан, жерло, кратер, вулканологи, спящий вулкан, действующий вулкан и т. д.)

7. Поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формировать равноправные, доброжелательные отношения между детьми.

Материалы: Глобус, картинка со схемой строения вулкана, видеоролик «Огнедышащие горы», макеты вулкана из пластилина и пластиковых бутылок. Подносы, мерные стаканы и ложки, фартуки. Алгоритм-схема проведения опыта. Химические составляющие (сода пищевая, сухая пищевая краска, лимонная кислота, вода).

Ход занятия:

- Ребята, как вы думаете, почему на столе у нас сегодня снова стоит глобус?

- Мы отправимся в путешествие.

- Да, мы сегодня отправимся в путешествие. В этом нам поможет глобус. А что такое глобус?

- Глобус – это уменьшенная копия нашей Земли.

- Верно. Давайте вспомним, что означают разные цвета на глобусе (синий – реки, моря и океаны, зелёный – леса, жёлтый – степи и пустыни, а коричневый – это горы).

- Я предлагаю вам сегодня познакомиться с одним захватывающим чудом природы, грозным и красивым одновременно.

Я плююсь огнём и лавой,

Я - опасный великан,

Славен я недоброй славой.

Как зовут меня? (Вулкан)

- Что такое вулкан? Кто знает? Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?

Хотите побывать в краю вулканов? В нашей стране большое количество вулканов находится на Дальнем Востоке, на Камчатке. (показ на глобусе). Это очень далеко.

Тогда давайте покрутим глобус, закроем глаза и перенесемся на Дальний Восток нашей страны, на Камчатку, и увидим извержение вулкана.

-Вот мы и на Камчатке. - А сейчас давайте посмотрим, как происходит извержение вулкана.

Показ видеоролика

Восп. : - Как вы думаете, вулканы – это хорошо или плохо?

(предположения детей)

1. при извержении вулканов погибает много людей;

2. огромные города превращаются в груды пепла;

3. происходит загрязнение питьевой воды, водоемов, рек;

4. из-за загрязнения окружающего воздуха люди начинают болеть;

5. затрудняются авиасообщения между городами, странами;

6. происходит похолодание климата;

7. большинство мощных извержений сопровождается землетрясениями.

Восп. : Есть ли польза от вулканов? (предположения детей)

Извержение вулкана — это катастрофа для людей. Однако польза от вулканов для людей тоже есть. Благодаря им образуются горные породы, из которых состоит земная кора. В вулканических породах есть элементы, ценные для человека: сера, медь, олово, золото, серебро. Многие крестьяне селятся на вулканах, потому что почва очень плодородна. Продукты извержений: пемза, обсидиан, базальт – используются в строительстве. Из затвердевшей лавы строят дома. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Внутреннее тепло Земли используют для выработки электроэнергии. Термальные источники и грязи богаты минеральными веществами. Они используются для лечения людей. А еще вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна. Вывод: польза от вулканов для людей тоже есть

Физкультминутка «Вулкан»:

Вулканы начали «играть», из жерла лаву извергать. (Присесть, постепенный подъём на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз)

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид! (Руки на поясе, поднимать их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак - 2 раза)

Но вот он начал уставать — огонь в нём начал угасать. (Медленное опускание рук с одновременным приседанием)

Последний раз огнём дыхнул — (Сидя в приседе, долгий сильный выдох (дышат как драконы «извергающие огонь»)

И на десятки лет уснул. (Сложить руки под щёку («засыпают, спят»)

Ребята, а сейчас я вам предлагаю превратиться в ученых, которые изучают вулканы (их называются вулканологи) и попробовать разбудить вулкан. Как вы думаете, у нас получится?

Тогда проходите в нашу лабораторию.

(надеть фартуки, напомнить правила безопасности)

Восп. : - Давайте рассмотрим строение вулкана. Мы с вами сделали макеты вулкана заранее (из пластилина – конус и вставленная внутрь конуса пластиковая бутылочка)

Вулкан - это большая гора с крутыми склонами. Какой формы вулкан? (конус). На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

- Как вы думаете, с чего начинается извержение вулкана? Извержение вулкана начинается с появления дыма.

- Затем происходит взрыв.

Дети рассматривают модель и картинку с изображением вулкана.

Итак, мы сейчас попробуем разбудить наши спящие вулканы. Обратите внимание на поэтапную схему (алгоритм) опыта. Сначала я объясняю и показываю, а затем вы попробуете повторить опыт самостоятельно (воспитатель объясняет последовательность проведения опыта с опорой на схему-алгоритм). Выдвигаем гипотезу (что должно произойти? почему)

Приступаем к эксперименту. Дети сами договариваются между собой, кто какой материал будет засыпать в жерло вулкана и несут на рабочий стол. Совместно с воспитателем приступают к опытам.

- Покажите мне основание вулкана, а где у него жерло, кратер? Правильно, молодцы. Поставим наш вулкан на поднос.

В «кратер» вулкана (пластиковую бутылку)

насыпаем 1 мерный стакан соды;

добавляем 2 мерные ложки красной краски (пищевой краситель);

Смешиваем лимонную кислоту с водой

Осторожно вливаем кислую воду в "кратер"

- Что мы наблюдаем? (подтверждаем гипотезу) Мы с вами видим самое настоящее извержение вулкана. Вулкан проснулся, мы его разбудили. Это взаимодействуют вещества кислота лимонная и сода.

- Чем наш вулкан отличается от настоящего?

Ответы детей:

Наш вулкан маленький, из него не идет дым, пепел, камни, магма не такая горячая, как на самом деле и др.

- Посмотрите, как извергается наш вулкан? Он извергается спокойно.

- А сейчас возьмите свои блокноты и зарисуйте свой опыт.

Молодцы! Из вас получились хорошие исследователи! Наше исследование подошло к концу.

Рефлексия

- А теперь давайте вспомним, как мы получили извержение вулкана, чем мы сегодня занимались в нашей лаборатории?

- Как вы считаете, что у вас сегодня получилось, а что показалось трудным? С кем бы вы могли поделиться своими знаниями? Как вы думаете, где вам могут пригодиться эти знания? А вы бы хотели провести ещё какие-нибудь опыты?

Публикации по теме:

Фотоотчет об экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана»Фотоотчет об экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана» Дети – удивительные экспериментаторы. Их любознательность не знает границ. И это замечательно! В течении недели науки дети средней группы.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана»Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана» Автор: Василькова Татьяна Леонидовна,воспитательетей дошкольного возраста в МДОУ «Октябрьский детский сад»Калужская область, Ферзиковский.

Конспект ООД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе детского сада «Извержение вулкана»Конспект ООД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе детского сада «Извержение вулкана» Конспект ООД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе детского сада «Извержение вулкана»Цель: Развитие познавательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Как происходит извержение вулкана» в подготовительной группе
Опубликовано: 5 ноября 2024 в 00:07
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Как происходит извержение вулкана» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Юлбаева (УИ 3492850) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД