Русадзе Полина Николаевна
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Статическое электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей со статическим электричеством.
Задачи:
Образовательные:
Обобщать ранее полученные знания детей об электричестве.
Познакомить с причиной возникновения статического электричества и принципом его действия.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей посредством опытов.
Способствовать развитию психических процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Воспитывать навык работы в паре.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Статическое электричество“» размещена в разделах
- Игры с магнитами
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество, опыты. Эксперименты с электричеством
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Методы и приемы:
Словесный (художественное слово, объяснение, пояснение, беседа, вопрос).
Наглядный (слайды «Бытовая техника»)
Практический (опыты с проявлениями статического электричества)
Игровой (физминутка, игра «Электрический футбол»
Словарная работа.
Активизировать словарь детей за счё т слов: электричество, электроприборы, электроны, электростанция, наэлектризованные предметы, статическое электричество.
Материалы и оборудование: часы, батарейка.
Оборудование для опытов : воздушные шарики, алюминиевые банки, шерстяная ткань, пластмассовые расчески, бумажные салфетки, подносы, бабочки вырезанные из бумаги, вата, пластмассовые бусины, пластиковые ложки, плазменный шар Н. Тесла.
Ход деятельности воспитателя с детьми
I. Введение в ситуацию.
-Дети, я посмотрела на наши часы, чтоб не пропустить важные дела, но по - моему с ними что-то не так.
( предположения детей: они не ходят)
-Как вы это определили? Почему они не ходят?
( предположения детей: не слышно, как тикают и стрелка стоит на месте.)
– Давайте найдем место, куда нужно вставлять батарейку. Попробуем поставить батарейку. Надо не ошибиться, поставить правильно. Заработали. Послушайте. Тикают?
II. Актуализация знаний.
– Как вы думаете, почему часы стали тикать?
( ответы детей: когда мы вставили батарейку, через часы прошел электрический ток, и часы заработали)
– Стрелки движутся, часы тикают. Что же за сила такая скрывается в батарейке? Как вы думаете?
( ответы детей: это электричество).
-Где мы с вами еще можем встретить электричество?
( ответы детей: в часах, телефоне, пылесосе…в электроприборах)
– А что такое электричество? Откуда электричество поступает в наши дома? ( ответы детей: это заряженные частицы-электроны - ток, оно вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома, чтобы подключать бытовую технику, электроприборы).
-Правильно, а еще напомню, что электроны бывают положительными и отрицательными. А как мы знаем уже, положительные и отрицательные заряды притягиваются друг к другу, а два положительных или два отрицательных заряда будут отталкиваться друг от друга.
- Я предлагаю вам превратимся в электроны, которые бегут по проводам, и немного размяться. Выполняйте движения со мной.
Физминутка.
Ток бежит по проводам, (Бег на месте)
Свет несёт в квартиру нам. («Фонарики»)
Чтоб работали приборы, («Моторчик»)
Холодильник, мониторы. (Хлопки в ладоши на каждый бытовой
Кофемолки, пылесос, прибор)
Ток энергию принёс. (Взяться за руки)
-Скажите какое существует электричество? Мы с вами о нем разговаривали.
( ответы детей: созданное человеком и природное)
- Ребята, а еще существует статическое электричество. Может кто-то знает о статическом электричестве?
(ответы детей)
-Все предметы имеют положительный электрический заряд и отрицательный заряд. Его легко получить, если потереть один предмет о другой (сделанные из определенных материалов).
– Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду видны искры. Это тоже электричество.
-А теперь я предлагаю познакомиться с ним поближе.
III. Практическое исследование проблемы.
Опыт «Статическое электричество»
Цель: Узнать о положительно и отрицательно заряженных частицах,
используя несколько основных предметов, которые мы часто используем в
быту.
Материал и оборудование: Два воздушных шарика
Головные волосы
Алюминиевая банка
Шерстяная ткань
Начинаем эксперимент:
Расчешите волосы расческой, а потом поднесите её к голове вашего соседа, но при этом не дотрагиваясь до головы. Что происходит?
(ответы детей)
А теперь натрём шерстяной тканью оба воздушных шара против шерсти.
Поднесм их друг к другу. Что происходит?
( ответы детей: воздушные шары отталкиваются друг от друга).
-Правильно, потому что, когда мы натерли воздушный шарик о шерсть, он получил отрицательный заряд.
Положим алюминиевую банку на бок на стол, снова натрем шарик шерстяной тканью и поднесем к алюминиевой банке. Что произошло?
(ответы детей)
А теперь попробуйте покатить банку вслед за шариком.
Что происходит? Почему так происходит?
( ответы детей: банка катится за шариком. Банка имеет положительный и отрицательный заряд, положительный заряд притягивается к отрицательному заряду банки).
Опыт «Не все предметы притягиваются»
Цель: узнать, что в результате контакта не во всех предметах возможно
статическое электричество.
Материал и оборудование:Поднос
Бабочки вырезанные из бумаги
Вата
Пластмассовые бусины
Пластиковые ложки
Шерстяная ткань
Начинаем эксперимент:
Чем отличаются предметы, лежащие на подносе?
( ответы детей: сделаны из разных материалов)
Натрем ложку об шерстяную ткань, затем поднесем ее к вате. Что произошло?
( ответы детей: ложку зарядили отрицательным зарядом, так самые маленькие кусочки ваты притянулись к ложке).
-Правильно, потому-что большая часть отрицательных электронов переместилась подальше от ложки, так маленькие кусочки ваты приобрели положительный заряд и притянулись к ложке.
Проделаем тоже самое с бумажными бабочками: натираем ложку шерстяной тканью и подносим к бабочкам. Что теперь произошло?
( ответы детей:)
То же самое проделываем и пластмассовыми бусинами.
Вывод: в результате контакта не во всех предметах возможно
статическое электричесво.
Игра «Электрический футбол»
-Ребята, мы много провели опытов, а теперь я хочу вам предложить сыграть в футбол, но не простой, а электрический. Перед вами поле (пластиковая коробка) и шарик из фольги, для того чтобы можно было играть, необходимо зарядить наше футбольное поле. Для этого возьмите салфетку и натрите ей, аккуратно крышку. Затем опустите на поле мяч и подносите по очереди палец к мячу.
(дети играю в электрический футбол).
-Почему же мяч отпрыгивал от нашего пальца?
(ответы детей)
-А по окончанию наших экспериментов, я хочу что бы вы загадали свое самое заветное желание, а исполнить его нам поможет необычный Электрический шар. Он безопасен, как он действует мы поговорим уже в группе. А сейчас поднесите свои ладошки к шару и загадайте желание.
IV. Рефлексия
-О чем мы с вами говорили сегодня? Что нового вы узнали? А что было самое трудное для вас? Какие опыты вы повторите дома с родителями?