Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Секреты Йоника»

Ангелина Токарева
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Секреты Йоника»

Средняя группа

Автор-составитель:

Воспитатель

Токарева А. Ш.

2015 г.

Задачи:

Образовательные:

подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

дать представление о том, что воздух имеет свойства (не видим, легкий, не имеет запаха);

дать представление о значении воздуха жизни человека, связь с живой природой;

способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

формировать умение выдвигать предположения, догадки, делать умозаключения, выводы на основе практического опыта

Развивающие:

развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность;

расширять кругозор о неживой природе;

расширять словарный запас.

Воспитательные:

воспитывать основы коллективного сотрудничества;

воспитывать самостоятельность.

Словарная работа:

Опыт, эксперимент, лаборатория, прозрачный, не видимый, ветер-это движение воздуха.

Предварительная работа:

наблюдении на прогулке за ветром, облаками;

проведение экспериментов,доказывающих легкость воздуха;

изготовление корабликов с парусами, вееров из бумаги;

чтение русской-народной сказки «Соломинка, лапоть и пузырь».

Оборудование:

Полиэтиленовые мешочки, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, пластилиновые шарики, мыльные пузыри, ёмкость с водой, кораблики с парусами, апельсин, чеснок, кукла Йоник, цветовые таблички на столах для опытов, аудиозапись «песенка Йоника»,поднос с игрушками.

Ход занятия:

Ребята, кто это к нам летит на воздушном шарике (под песню «Йоник- сын воздуха» появляется Йоник)

Й: Здравствуйте, я Йоник- сын воздуха, прилетел к вам с планеты Симитония, со страны Эферия,я хочу вам открыть один секрет. А вы хотите его узнать?

Ребята,внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух!

Й: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого мы превратим нашу группу в лабораторию.

(Дети с воспитателем сдвигают столы, делятся на 4-е группы по цветным жетонам)

Воспитатель: Вот наша лаборатория и готова. Йоник хочет нас удивить интересными открытиями.

Воспитатель: Скажите, ребята, Йонику, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Й: он везде и в комнате, и в воде, и в земле. Его нельзя увидеть глазом и потрогать руками. Где его искать? Как вы думаете?

(ответы детей)

Опыт 1

Воспитатель: проведем эксперимент «Ловим воздух».

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Смотри, Йоник!Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Й: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Воспитатель: Конечно, Йоник! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!

Й: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята,а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?

Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»

(дети поочерёдно достают из сундучка игрушки и раскладывают на 2 подноса)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Йонику! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.

Опыт 2

Воспитатель: Интересно, можно ли увидеть воздух? А вы ребята, как думаете?

Й: Ребята, помогите мне провести эксперимент, который называется «Воздух внутри нас»

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите!Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные.

Воспитатель: Давайте и мы попускаем вместе с Йоником мыльные пузыри.

Опыт 3

«Мыльные пузыри»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей (ответы детей)

Воспитатель: В каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Й: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Йонику, как дышат наши носики.

Послушайте песенку «У всех зверей, у всех людей имеются носы. Носы важны, носы нужны не только для красы, и не чихнуть, и не вздохнуть без носа нам нельзя.»

Упражнение «Не дышу»

Дети задерживают дыхание.Вывод:Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Дыхательная гимнастика:

1,2,3,4,5 все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше и тихонечко подышим.

Игра «Узнай по запаху»

Йоник предлагает детям с закрытыми глазами определить по запаху апельсин и чеснок.

Й: Воздух не имеет запаха, но он помогает нам почувствовать запах.

Опыт 4

«Может ли воздух двигать предметы в воде»

Воспитатель: Йоник предлагает нам поиграть с пластилиновыми шариками.

Ход: опустить пластилиновый шарик в стаканчик с водой, дуем в трубочку на шарике появились пузырьки-это воздух.Поиграем с шариками: дуем в трубочку, из трубочки выходит воздух и шарик начинает двигаться.Вывод: воздух двигает предметы в воде.

Понравилась ли вам игра?

Дети: да

Опыт 5

Игра «Кораблики»

Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

Й: Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

Опыт 6 «С веером»

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку.Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.Вывод: ветер- это движение воздуха.

Воспитатель: Йоник, спасибо тебе! Как много мы узнали сегодня о воздухе. Йоник придёт к нам на следующее занятие и расскажет о том, почему одни воздушные шарики остаются на земле, а другие улетают высоко в небо. И ещё о том, как можно на воздушных шарах путешествовать по воздуху.

Воспитатель:

И так подведём итог.

*Воздух - невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздухом дышат люди, животные и растения.

*Воздух прозрачен, потому что мы через него видим другие предметы. *Воздух бесцветен. Мы его не видим

*воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха.

Йоник:

Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали. О своих открытиях вы можете рассказать своим родителя и друзьям.

Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.

Публикации по теме:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная вода» .

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки» Цель: познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, без запаха, без вкуса, льётся, имеет вес. Задачи: - Развивать познавательную активность,.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы «Секреты кока-колы» Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, формировать навыки исследовательской деятельности.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Секреты «Кока-колы»Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Секреты «Кока-колы» Пояснительная записка Правильное питание в детстве – фундамент здоровья на всю жизнь. Мы живем в XXI веке и на прилавках магазинов можно.

Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с воспитанниками второй младшей группы «Секреты песка»Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности с воспитанниками второй младшей группы «Секреты песка» .

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная вода» .

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Космические эксперименты» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Крапивинский детский сад №1 «Солнышко» Мастер-класс Подготовила: Алексеева.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Сладкая история» Образовательная ситуация «Сладкие истории» Цель: развивать у детей познавательные способности, опытным путём закрепить знания о свойствах.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» Опытно экспериментальная деятельность ООД по разделу «Познание (формирование целостной картины мира). Тема: Свойства воды. Цель: Знакомство.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки» Программное содержание: расширять знания детей о воде, познакомить со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); уточнить значение.

Автор публикации:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Секреты Йоника»
Опубликовано: 13 марта 2016 в 23:14
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 июля. День цветика-семицветика на МААМ

Добрая и поучительная сказка Валентина Катаева «Цветик-семицветик», созданная в 1940 году, заслуженно вошла в «золотой фонд» литературных произведений для детей. А образ чудесного цветка используется...

12 июля. День кошек на МААМ

Ах, эти удивительные кошечки, они привлекают не только своей красотой, но и самодостаточным нравом. Хоть кошки и давно живут рядом с нами, постичь их натуру до конца не удается. Давайте посвятим целый...

Мастер-класс по конструктивно — модельной деятельности «Пожарная машина» из...
Мастер – класс по модельному конструированию выполнен из нетрадиционных материалов – пластиковых крышечек. Материал для выполнения мастер – класса:...
Мастер-класс по конструированию из бумажной тарелки «Лисичка, рыжая плутовка»
Почти ни одна русская народная сказка не обходится без хитрой лисы. Рыжая плутовка может обхитрить любого персонажа сказки. Мы играли в викторину по...