Анна Шевченко
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-водица»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;
1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
Публикация «Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Вода-водица“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные: лаборатория, опыты, оборудование.
3. помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, впитывается, растворяет;
4. развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;
2. Развивающие задачи:
1. Способствовать развитию любознательности;
2. Развивать внимание детей;
3. Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
3. Воспитательные задачи:
1. Продолжать воспитывать культуру поведения;
2. Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Ознакомление детей со свойствами воды:
- отсутствие собственной формы;
- текучесть;
- пар тоже вода;
- вода может тоже растворять предметы.
Закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной.
Развивающие задачи:
Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Воспитательные задачи:
Развивать социальные навыки:
- умение работать в группе;
- учитывать мнение партнёра;
- отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;
Прививать бережное отношение к воде.
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, лимон, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, воронка, растительное масло, салфетки, картинки на тему: «Вода», трубочки коктейльные, кувшин с водой.
Тихонько усаживаемся. К нам на занятие пришли гости. Посмотрите на них и больше не отвлекайтесь. Сосредоточьтесь, занятие будет интересным.
Давайте отгадаем загадку, чтобы узнать чему посвящено наше занятие.
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама,
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без… (воды)
Правильно, мы поговорим сегодня о воде.
А какая бывает вода?
- Теплая, горячая, чистая, газированная, минеральная, холодная и т. п.
Что вода делает?
- Капает, течет, замерзает, тает, льется.
Для чего вода нужна человеку?
Ребята, а что было бы, если бы не было воды?
Как вы думаете? Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Вывешиваются картинки о воде. «Где находится вода?»
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
Ребята, у воды есть свои свойства, а какие, мы скоро узнаем.
Педагог: - Для этого, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, и определять её свойства.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются за столы.)
Прежде чем приступить к работе, давайте потренируем наши пальчики, ведь им сейчас придётся немного поработать.
(ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «паучок»).
- Приступим к нашему исследованию.
Опыты :
М с вами говорили, что вода течет, льется. Давайте это проверим. Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекаются на блюдечке.
Почему вы смогли перелить воду из стаканчика в стаканчик?
Потому, что она жидкая.
Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь.
1. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем бутылочку и наполним ее водой. Нальем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.
2. Имеет ли вода вкус? Растворяет ли вода вещества?
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить детям размешать в воде сахар, второму - соль, третьему –аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет.
У воды есть запах? (Дети нюхают стакан с простой водой и с соком лимона) У воды появился запах. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
3. Прозрачная ли вода?
На столе два стакана –один с водой, а другой с мукой.
-Возьмем ложечку в стакан с водой, а затем в стакан с мукой. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду ложечка видна, а через воду с мукой нет –не видна. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на ложечку. Она не видна. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. У воды нет цвета.
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного погуляем, мы с вами пойдём к реке. (Ортопедическая коррекционная физкультминутка)
Физкультминутка:
К речке быстрой
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
- Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку.
- Что же мы видим? (Ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Педагог: Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Педагог: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Педагог: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной ваты смотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает, как сделать фильтр.
Затем, как его установить в воронку).
Педагог: Давайте попробуем, как работает наш фильтр. Я буду очень осторожно, по немногу, лить масленую воду в баночку с фильтром.
Педагог: Аккуратно убираем фильтр и смотрим на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Педагог: Куда же делось масло?
Дети: Все масло осталось на фильтре.
Педагог: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)
Потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается. А какая это вода пресная? Что вы знаете о ней?
- Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.
- А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
Показ слайдов о грязной речке.
И в заключении нашей исследования, я хочу сказать следующее:
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги –
Мы ведь на планете не одни!
Итог :
Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: (какими)
-прозрачная
-нет запаха
-без вкуса
- растворитель.
Выводы.
- Для жизни человека вода имеет очень важное значение.