Татьяна Евдокимова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- Знакомить с качественной характеристикой воздуха (невидимый, движется, ощущаем);
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Оборудование: пакетики на каждого ребенка, пластиковые стаканчики с водой, трубочки для коктейля, кораблики, салфетки, фонарик, таз с водой, апельсин.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятия пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями).
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, кто-то к нам в гости пожаловал.
(Входит медвежонок)
Воспитатель: Здравствуй, медвежонок, а почему ты такой грустный?
Медвежонок: Ребята, мне на день рождения подарили два шарика, я с ними играл, нам было весело, и вдруг я увидел, что один шарик загрустил, стал совсем худой и невеселый, что с ним произошло?
Воспитатель: Ребята, поможем медвежонку разобраться, что стало с его шариком.
Как Вы думаете, ребята, почему второй шарик стал худым и грустным?
(Дети предлагают разные версии)
Вывод: шарик сдулся, в нём нет воздуха.
Воспитатель: А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал снова круглым и веселым?
Дети: Надо его посильнее надуть.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты. Я предлагаю вам превратиться в учёных и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться опытами. Вы хотите?
Хлопни, топни, повернись
И в учёных превратись!
Мы находимся в лаборатории, которая нам нужна для наших опытов. Лаборатория - это помещение, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты. Но, прежде чем мы начнем нам нужно вспомнить правила поведения в лаборатории (вести себя тихо, не вертеться, руками без разрешения ничего не трогать).
Опыт 1 «Не дышите»
Воспитатель: Давайте сделаем глубокий вдох и выдох. Что мы с вами сделали.
Дети: Вдохнули и выдохнули воздух.
Воспитатель: А теперь наберите воздуха и, попробуйте, не дышать. Что происходит? Мы задыхаемся. Скажите, ребята, человек может существовать без воздуха?
Дети: Нет! Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Вывод: Правильно - человеку нужно дышать, чтобы жить!
- Медвежонок, ты видишь воздух? Ребята, а вы видите? (нет).
Воспитатель: Если вы его не видите, значит, он какой?
Дети: Воздух невидимый, бесцветный
Воспитатель: А ты, Рома как думаешь? А ты, Настя?
Какой мы можем сделать вывод? (воздух невидимый, прозрачный, невидимый, через него все видно).
- Для того чтобы проверить, правда ли, что воздух бесцветный, невидимый, он есть везде вокруг нас, предлагаю провести опыт.
Опыт 2.
- Как вы думаете можно ли воздух потрогать? Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель и дети пытаются поймать воздух ладонями.) Получается? И у меня ничего не получается! Может его и вовсе нет?
- Хотите, я вас научу ловить воздух?
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он стал похож на подушку. Каким стал пакет? (упругим и плотным). Мы можем потрогать воздух? (Да).
Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. Наполнили мячик воздухом он стал каким? (круглым, наполнили шарик воздухом он стал каким? (овальным).
У меня есть фонарик. Я сейчас посвечу на пакет с воздухом. Что вы увидели? (свет от фонарика проходит через пакет).
- Почему? (воздух прозрачный)
- Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха).
Вывод: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму.
Опыт 3 «Дул холодный ветерок»
Воспитатель: Возьмите веера и помашите на себя. Что вы ощущаете?
Дети: Дует ветерок.
Воспитатель: А что такое ветер, давайте вспомним еще раз с вами. Ветер-движение воздуха, и мы с помощью вееров ощутили его!
Вывод: Следовательно, воздух можно ощутить на себе. Когда воздух движется, получается ветер. Ветер – движение воздуха. Воздух способен двигать предметы
А теперь давайте поиграем (физкультминутка):
Дует ветер с высоты.
Гнуться травы и цветы.
Вправо- влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг.
Руки ставим перед грудью,
Мы рывки руками делать будем-
Раз-два - три - четыре
Вот и кончилась игра, продолжить опыты пора.
(Дети садятся за столы)
Опыт 4
Воспитатель: Перед нами стаканы с водой. Ребята, что вы видите в стаканчиках на дне?
Дети: горох
Воспитатель: А почему видны горошины? Вода, какая? (спрашиваю 2-3 детей)
Нужно глубоко вдохнуть и подуть в трубочку. Что происходит на поверхности воды. Выходят пузыри. (Спрашиваю 2-3 детей)
Ребята, это воздух. Мы его увидели опять. Откуда взялся воздух? (мы его сначала вдохнули в себя, а потом выдули в трубочку). Значит, сейчас мы убедились, что в человеке есть воздух, мы им дышим.
Давайте ещё глубоко вздохнём и подуем в трубочки.
- А что же делают горошины? (двигаются)
- Так что же нам помогло оживить горошины? (спрашиваю 2-3 детей)
Конечно же, это воздух. Мы с вами увидели, как он заставил двигаться горошины.
Вывод: Воздух двигает предметы. Чтобы убедиться в этом, давайте сделаем еще один опыт.
Опыт 5 «Цветные кораблики»
Перед нами тазики с водой, мы на воду спустим бумажные кораблики.
- Поплыли кораблики? (нет)
- Что надо сделать, чтобы кораблики поплыли?
Когда воздух не двигается, корабли стоят на месте, а когда он двигается, кораблики плывут. Давайте превратимся в ветер, подуем на кораблики. Они начали плыть по воде.
Вывод: Воздух может двигать предметы.
Опыт 6 «Чем пахнет воздух»
- Ребята, как вы думаете, воздух имеет запах? (Ответы детей). Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Во время обеда у нас в группе пахнет едой, в лесу пахнет деревьями и цветами, в булочной пахнет хлебом. Закройте глаза и почувствуйте, чем будет пахнуть воздух в группе.
Опыт «Чем пахнет воздух» Разрезаю апельсин, и дети с закрытыми глазами пытаются угадать какой запах.
Вывод:
У воздуха нет своего запаха.
Воспитатель: Ой, ребята, мы забыли про грустный шарик, который принес нам медвежонок. Скажите мне, пожалуйста, что надо сделать, чтобы у медвежонка шарик стал круглым, упругим и веселым?
Дети: Надуть шарик воздухом.
Воспитатель: Давайте считалкой выберем, кто это сделает.
Считалка: Плыл по берегу пискарик,
потерял воздушный шарик,
помоги его найти,
сосчитай до десяти:
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10!
(Ребёнок надувает шарик и отдает медвежонку).
Медвежонок: Спасибо, ребята, за помощь и за то, что я узнал много интересного о воздухе, спасибо за мой шарик, теперь он стал снова веселым.
Заключительная часть:
-А сейчас посмотрите на меня.
- Давайте вспомним всё, что мы знаем о воздухе. Какой он? Где он есть?
Воздух не имеет цвета, запаха и вкуса, воздух повсюду, он вокруг людей и внутри нас, мы вдыхаем и выдыхаем, без воздуха не может существовать ничто живое на земле.
- Молодцы, ребята. Вы справились с заданиями, работали как настоящие учёные. Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. Спасибо!
Литература:
1. Н. А. Рыжова «Воздух – невидимка» Москва, 1998г.
2. Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Санкт- Петербург. «Детство – Пресс», 2011 г.