МААМ-картинки

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка» (5 фото)

Татьяна Евдокимова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»

Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- Знакомить с качественной характеристикой воздуха (невидимый, движется, ощущаем);

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Оборудование: пакетики на каждого ребенка, пластиковые стаканчики с водой, трубочки для коктейля, кораблики, салфетки, фонарик, таз с водой, апельсин.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятия пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями).

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, кто-то к нам в гости пожаловал.

(Входит медвежонок)

Воспитатель: Здравствуй, медвежонок, а почему ты такой грустный?

Медвежонок: Ребята, мне на день рождения подарили два шарика, я с ними играл, нам было весело, и вдруг я увидел, что один шарик загрустил, стал совсем худой и невеселый, что с ним произошло?

Воспитатель: Ребята, поможем медвежонку разобраться, что стало с его шариком.

Как Вы думаете, ребята, почему второй шарик стал худым и грустным?

(Дети предлагают разные версии)

Вывод: шарик сдулся, в нём нет воздуха.

Воспитатель: А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал снова круглым и веселым?

Дети: Надо его посильнее надуть.

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты. Я предлагаю вам превратиться в учёных и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться опытами. Вы хотите?

Хлопни, топни, повернись

И в учёных превратись!

Мы находимся в лаборатории, которая нам нужна для наших опытов. Лаборатория - это помещение, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты. Но, прежде чем мы начнем нам нужно вспомнить правила поведения в лаборатории (вести себя тихо, не вертеться, руками без разрешения ничего не трогать).

Опыт 1 «Не дышите»

Воспитатель: Давайте сделаем глубокий вдох и выдох. Что мы с вами сделали.

Дети: Вдохнули и выдохнули воздух.

Воспитатель: А теперь наберите воздуха и, попробуйте, не дышать. Что происходит? Мы задыхаемся. Скажите, ребята, человек может существовать без воздуха?

Дети: Нет! Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Вывод: Правильно - человеку нужно дышать, чтобы жить!

- Медвежонок, ты видишь воздух? Ребята, а вы видите? (нет).

Воспитатель: Если вы его не видите, значит, он какой?

Дети: Воздух невидимый, бесцветный

Воспитатель: А ты, Рома как думаешь? А ты, Настя?

Какой мы можем сделать вывод? (воздух невидимый, прозрачный, невидимый, через него все видно).

- Для того чтобы проверить, правда ли, что воздух бесцветный, невидимый, он есть везде вокруг нас, предлагаю провести опыт.

Опыт 2.

- Как вы думаете можно ли воздух потрогать? Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель и дети пытаются поймать воздух ладонями.) Получается? И у меня ничего не получается! Может его и вовсе нет?

- Хотите, я вас научу ловить воздух?

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он стал похож на подушку. Каким стал пакет? (упругим и плотным). Мы можем потрогать воздух? (Да).

Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. Наполнили мячик воздухом он стал каким? (круглым, наполнили шарик воздухом он стал каким? (овальным).

У меня есть фонарик. Я сейчас посвечу на пакет с воздухом. Что вы увидели? (свет от фонарика проходит через пакет).

- Почему? (воздух прозрачный)

- Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха).

Вывод: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму.

Опыт 3 «Дул холодный ветерок»

Воспитатель: Возьмите веера и помашите на себя. Что вы ощущаете?

Дети: Дует ветерок.

Воспитатель: А что такое ветер, давайте вспомним еще раз с вами. Ветер-движение воздуха, и мы с помощью вееров ощутили его!

Вывод: Следовательно, воздух можно ощутить на себе. Когда воздух движется, получается ветер. Ветер – движение воздуха. Воздух способен двигать предметы

А теперь давайте поиграем (физкультминутка):

Дует ветер с высоты.

Гнуться травы и цветы.

Вправо- влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг.

Руки ставим перед грудью,

Мы рывки руками делать будем-

Раз-два - три - четыре

Вот и кончилась игра, продолжить опыты пора.

(Дети садятся за столы)

Опыт 4

Воспитатель: Перед нами стаканы с водой. Ребята, что вы видите в стаканчиках на дне?

Дети: горох

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»

Воспитатель: А почему видны горошины? Вода, какая? (спрашиваю 2-3 детей)

Нужно глубоко вдохнуть и подуть в трубочку. Что происходит на поверхности воды. Выходят пузыри. (Спрашиваю 2-3 детей)

Ребята, это воздух. Мы его увидели опять. Откуда взялся воздух? (мы его сначала вдохнули в себя, а потом выдули в трубочку). Значит, сейчас мы убедились, что в человеке есть воздух, мы им дышим.

Давайте ещё глубоко вздохнём и подуем в трубочки.

- А что же делают горошины? (двигаются)

- Так что же нам помогло оживить горошины? (спрашиваю 2-3 детей)

Конечно же, это воздух. Мы с вами увидели, как он заставил двигаться горошины.

Вывод: Воздух двигает предметы. Чтобы убедиться в этом, давайте сделаем еще один опыт.

Опыт 5 «Цветные кораблики»

Перед нами тазики с водой, мы на воду спустим бумажные кораблики.

Фото «Воздух-невидимка»
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе - фото

- Поплыли кораблики? (нет)

- Что надо сделать, чтобы кораблики поплыли?

Когда воздух не двигается, корабли стоят на месте, а когда он двигается, кораблики плывут. Давайте превратимся в ветер, подуем на кораблики. Они начали плыть по воде.

Вывод: Воздух может двигать предметы.

Опыт 6 «Чем пахнет воздух»

- Ребята, как вы думаете, воздух имеет запах? (Ответы детей). Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Во время обеда у нас в группе пахнет едой, в лесу пахнет деревьями и цветами, в булочной пахнет хлебом. Закройте глаза и почувствуйте, чем будет пахнуть воздух в группе.

Опыт «Чем пахнет воздух» Разрезаю апельсин, и дети с закрытыми глазами пытаются угадать какой запах.

Фото №1 Цель Ознакомление с понятием воздух через детское экспериментирование

Вывод:

У воздуха нет своего запаха.

Воспитатель: Ой, ребята, мы забыли про грустный шарик, который принес нам медвежонок. Скажите мне, пожалуйста, что надо сделать, чтобы у медвежонка шарик стал круглым, упругим и веселым?

Дети: Надуть шарик воздухом.

Воспитатель: Давайте считалкой выберем, кто это сделает.

Считалка: Плыл по берегу пискарик,

потерял воздушный шарик,

помоги его найти,

сосчитай до десяти:

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10!

(Ребёнок надувает шарик и отдает медвежонку).

Фото №2 Зада чи Образовательные подвести к пониманию того что

Медвежонок: Спасибо, ребята, за помощь и за то, что я узнал много интересного о воздухе, спасибо за мой шарик, теперь он стал снова веселым.

Заключительная часть:

-А сейчас посмотрите на меня.

- Давайте вспомним всё, что мы знаем о воздухе. Какой он? Где он есть?

Воздух не имеет цвета, запаха и вкуса, воздух повсюду, он вокруг людей и внутри нас, мы вдыхаем и выдыхаем, без воздуха не может существовать ничто живое на земле.

- Молодцы, ребята. Вы справились с заданиями, работали как настоящие учёные. Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. Спасибо!

Литература:

1. Н. А. Рыжова «Воздух – невидимка» Москва, 1998г.

2. Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Санкт- Петербург. «Детство – Пресс», 2011 г.

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух» Тема: «Волшебный воздух» Возраст воспитанников: старшая группа Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Опыты с тканью» Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности Задачи: • Познакомить детей с некоторыми.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. 1. Образовательные задачи:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана» Цель: - Познакомить детей с природным явлением – вулканом. Задачи: - Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Воздух вокруг нас»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Воздух вокруг нас» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во 2 младшей группе. Задачи: Знакомить с качественной характеристикой воздуха.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка» Цель: Систематизировать знания детей о свойствах.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Замерзание жидкостей» Цели: познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей Задачи: -развивать интерес.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Замерзание жидкостей» во второй младшей группеКонспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Замерзание жидкостей» во второй младшей группе Цели: познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей Задачи: -развивать интерес.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Леденцы для жителей планеты Нептун»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Леденцы для жителей планеты Нептун» Сегодня, 12 апреля 2018 года, на базе нашего детского сада прошло открытое мероприятие, показ практических занятий, для слушателей Амурского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»
Опубликовано: 11 апреля 2020 в 14:55
+185Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 58.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД