Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы»

Кибец Марина Юрьевна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы»

Конспект занятия по ознакомление с окружающим миром в средней группе. Тема:«Зимующие птицы».

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.

Цель: уточнить и расширить представление детей о разнообразии зимующих птиц.

Задачи:

Образовательная:

- учить выделять общие признаки птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров);

- расширить знания детей о роли птиц в природе и жизни человека;

- активизировать словарь по теме.

Развивающие:

- совершенствовать грамматический строй речи;

- развивать познавательный интерес;

- развивать мышление, воображение, наблюдательность.

Воспитательные:

- воспитывать заботливое отношение к пернатым, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Оборудование: запись хруста снега; картина о зиме, листы A/4,

иллюстрации с изображением птиц, перья птиц.

Предварительная работа: наблюдение за птицами; чтение

художественной литературы: «Перелетные и зимующие птицы» М. Г.

Борисенко; отгадывание загадок про птиц; беседы «Что знаешь о птицах», «Трудно птицам зимовать».

Ход занятия.

Вводная часть.

1. Организационный момент.

Круг радости:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

2. Основная часть.

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: А как же вы догадались, что именно зима?

Дети: На улице холодно, много снега, солнце светит, но не греет, деревья стоят голые, нет листочков, можно кататься на санках, на лыжах, на коньках.

Воспитатель: интересно, а что сейчас происходит в лесу. Хотите узнать?

Давайте отправимся в путешествие в зимний лес.

Ребята, а на улице тепло или холодно? (холодно)

Что нам надо сделать, прежде чем отправиться в лес? (одеться потеплее)

(дети имитируют процесс одевания)

Нынче за окном мороз.

Чтоб никто не замёрз,

Надеваем мы штанишки –

Надеваем свитерок,

Чтоб от холода берёг.

Шубка – тёплое пальто –

Не замёрзнем ни за что!

Мягкий шарф в мороз согреет

Подбородок, грудь и шею.

Рукавички надеваем,

Шапочку не забываем.

А ещё на ножки

Обуваем мы сапожки.

Всё –готовы мы гулять.

Будем дружно мы шагать!

По тропинке мы пройдём

Друг за дружкою гуськом.

Вот и пришли мы все в лесок.

(Детки идут «змейкой» по группе под музыкальное сопровождение, (хруст снега, метель) садятся на стульчики). Звучит запись «Голоса птиц».

На мольберте иллюстрации с изображением птиц.

Воспитатель: - дети, давайте рассмотрим этих птиц, что у них общего?

Дети вместе с воспитателем: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове

глазки и клюв, на туловище есть грудка, крылья, все части тела покрыты перьями.

Воспитатель: - А теперь назовите, что же у них разное? Кто внимательный, кто заметил отличия?

Ответы детей: - У снегиря грудка красная, у синицы — желтая, у дятла спинка и голова ярко-красные, у сороки белые бока, даже в сказках ее называют «сорока-белобока»…

Воспитатель: - Чем птицы отличаются от животных?

Дети: - Птицы умеют летать.

Воспитатель: - Какие части тела помогают им летать.

Дети: - Крылья.

Воспитатель подводит детей к столу. На нем лежат на каждого ребенка по 2 листочка (A4/2).

Проводится опыт.

Воспитатель: - На столе перед вами лежат два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шар. А теперь осторожно выпустите шар из рук. Что произошло? (он упал камнем вниз). Возьмите другой лист и так же осторожно отпустите перед собой. Что вы увидели? (лист плавно опустился, лист летел).

Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по-разному?

Воспитатель подводит детей к выводу: бумажный шарик резко падает вниз, а лист бумаги парит в воздухе. Некомканый лист — широкий, он опирается на воздух за счет того, что у него большая поверхность, и не падает вниз, а летит. Как расположены крылья птицы, когда она находится на земле? (сложены на туловище). А в воздухе? (расправлены)

Проводится опыт. «Как летают птицы»

Воспитатель: - Я приготовила для вас перышки птиц. Посмотрите, одинаковые они или разные? Чем отличаются друг от друга? (Одни - мягкие, маленькие; другие жесткие, длинные)

-Подумайте, какие из них согревают птицу? (Мягкие, пуховые)

- А какие помогают летать? (Длинные, маховые)

На примере веера воспитатель показывает, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают.

Дети рассматривают картину «Зима»

Воспитатель: - Ребята, какой бывает зима?

Дети: - Зима суровая, снежная, голодная.

Воспитатель: - Да, правильно ребята, голод для птиц страшнее всего. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям. А как вы думаете, почему птицы прилетают ближе к людям?

Ответы детей.

Воспитатель: -Правильно, потому что люди заботятся о птицах, подкармливают их. Делают кормушки. Чем питаются птицы? Разные птицы питаются разными видами корма. Что любят воробушки и голуби, кто знает? (крошки хлебные и семечки). А какие птицы любят рябину поклевать? (снегири). А что любят синички? (синички питаются крошками, зернышками, а любимое лакомство — сало).

Пальчиковое упражнение «Дятел»

- Пришло время поиграть с пальчиками.

- Пришло время поиграть с пальчиками.

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

(Раскрытая ладонь –

дерево,указательный палец

другой руки – клюв дятла.

На каждую строчку четыре

удара пальца по ладони.)

Игра «Какой птички не стало?»

На доске — четыре — пять картинок с изображением зимующих птиц.

Незаметно для детей убирать одну картинку и спросить:

- Какой птички не стало?

Упражнение «Загадка»

- Выберите картинку с изображением птицы, а я загадаю о ней загадку.

Дети по очереди выходят к столу, где лежат картинки с птицами, выбирают одну и показывают детям, а воспитатель загадывает об этой птице загадку.

Символ мира – это он,

И отличный почтальон.

А ещё и в дождь и в холод

Путь домой отыщет (Голубь).

Чернокрылый,

Красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

- С первым снегом

Тут как тут! (Снегирь).

Хоть поменьше воробья,

Не боюсь зимы и я,

Всем известная вам птичка.

А зовут меня (Синичка).

Все деревья с интересом

Изучает доктор леса.

Если дерево ест жук,

Доктор сразу: ТУК ТУК ТУК! (Дятел).

Эта маленькая пташка

Носит серую рубашку,

Подбирает быстро крошки

И спасается от кошки. (Воробей)

Эта птица всем знакома -

Важно ходит возле дома

Кар-Кар-Кар вдруг закричит,

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона,

А зовут её (Ворона).

Упражнение «Назови ласково» (с мячом)

- Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково».

Снегирь, синица, голубь, воробей.

Итог занятия

О ком мы говорили на занятии? Каких птиц вы увидели? Как их называют? Как нужно помогать птицам в зимнее время года? Молодцы ребята, теперь я точно знаю, что вы будете помогать птицам и они переживут суровую зиму!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы»Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы» во 2 младшей группе.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы» Цели: Формирование  экологической культуры у детей; привитие любови к птицам и воспитание бережного отношения к ним. Задачи: 1. Развивать.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. На тему: «Зимующие птицы» Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста. На тему: «Зимующие.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Зимующие птицы»
Опубликовано: 13 января 2021 в 16:31
+330Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 33.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
28 января. День открытия Антарктиды

Очередной тематический день посвящен открытию последнего неизведанного континента, которое совершили русские моряки. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом...

28 января. Международный день конструктора Лего

Очередной тематический день предлагаем посвятить занятиям с самой полезной игрушкой в мире – блочным конструктором. Тем более, что 28 января знаменитый конструктор Лего отмечает свой день рождения.

Занятие в группе раннего возраста «Безопасность зимой»
Предлагаю конспект занятия для детей раннего возраста по теме "Безопасность зимой" ель: формирование навыков безопасного поведения в зимний период,...
Мастер-класс изготовление атрибута для игры на прогулку «Сделай мне прическу»
Здравствуйте, коллеги. Сейчас зима, но скоро снова наступит ЛЕТО. И дети, и взрослые обожают лето за то, что оно всегда приносит в жизнь много радости:...
Развивающая игра «Подводный лабиринт»
Развивающая игра «Подводный лабиринт» Цель игры: развивать координацию движений и ориентацию в пространстве. Материал: картонная коробка, втулка...