Галина Макеева
Конспект занятия по ознакомлению детей с искусством в старшей группе. «Сирень» Кончаловского, «Цветы и плоды» Хруцкого
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа : Старшая - логопедическая группа «Рыбка»
Воспитатель: Г. И. Макеева
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество».
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с особенностями натюрморта, как жанра изобразительного искусства, разными его видами.
- Учить детей рассматривать произведения искусства, выделять средства выразительности, присущие данному виду искусства : композиционный центр, главный предмет, его расположение.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей с искусством в старшей группе, „Сирень“ Кончаловского, „Цветы и плоды“ Хруцкого» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сирень, кустарник
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
- Продолжать учить видеть красоту сочетания форм и цвета.
-Учить передавать свое впечатление о картинках, средствах выразительности, используемых художниками в работе.
-Учить сравнивать предметы, изображенные на картинках с реальными предметами.
-Воспитывать чувство красоты, гармонии, эстетического наслаждения.
Словарная работа: репродукция, галерея, холст, натюрморт, пишут, художник, живопись, светотень.
Предшествующая работа:
-рассматривание картин - репродукций;
-посещение картинной галереи;
-рассматривание картин - репродукций Государственной Третьяковской галереи, Русского музея;
-беседа о художниках;
-рассматривание натюрморта П. Кончаловского «Сирень» и натюрморта Хруцкого «Цветы и плоды».
Материал: репродукции картин «Утро в сосновом бору», «Лесные дали» И. И. Шишкина, «Жатва» А. А. Пластова, «Три богатыря» В. М. Васнецова, «Сирень» П. Кончаловского и «Цветы плоды» Хруцкого.
Ход занятия:
Звучит негромкая музыка «Картинки с выставки»М. П. Мусоргского.
-Дети, сегодня наша групповая комната превратилась в картинную галерею.
-Вы знаете, что такое галерея? Это место, где много картин. В Москве есть самая знаменитая большая – Третьяковская галерея. А в Санкт – Петербурге есть Русский музей, где собраны не только редкие вещи, предметы, но и картины Великих художников Айвазовского, Серова, Д. Л. Левицкого, Сурикова и других художников.
- Что развешено в нашей групповой комнате?
- Кто пишет картины?
- Какие жанры живописи вы знаете? (пейзаж, натюрморт, портрет). На одном из занятий знакомились мы с натюрмортом.
- Что изображают художники в натюрморте? (цветы в вазе, воду в стакане, графин, плоды).
- Отберите из всех выставленных картин картины, изображающие натюрморт. (Правильно это картины П. Кончаловского «Сирень» и «Цветы плоды» Хруцкого.)
Давайте вначале рассмотрим картину П. Кончаловского «Сирень».
- Что нарисовано на картине?
- Цветы в корзине.
-Какие цветы?
- Сирень.
- Какое время года изобразил художник, почему вы так думаете?
- Весну, потому что сирень цветет весной.
- Где стоит букет сирени?
-Букет стоит на столе. Он занимает центральное место на картине.
- Какого цвета сирень?
- Сирень белая и лиловая.
- Какое время суток изобразил художник? Как вы это узнали?
- Это видно в подборе красок. От окна букет более светлый. На листочках и концах кистей сирени лежит золотой отсвет солнца.
- Цвет кистей сирени написан в белых, голубых, синих и лиловых тонах. Ближе к свету цвет сирени более размыт, как бы растворился в солнечном свете.
- Что еще изобразил художник?
- Окно и кусочек зеленой лужайки с деревом под окном, веточку сирени рядом с корзинкой на столе.
- Когда сорвана сирень?
- Сирень срезана утром, на ней капельки росы, она еще вся свежая, как весеннее утро.
- Какое настроение передает художник?
- Радостное, весеннее.
- Откуда это видно?
- Картина вся светлая: светлая зелень за окном, очень свежая, светлая скатерть на столе, большое светлое чистое окно, угол стены, освещенный утренним солнцем.
- Картина была написана в 1951 году. Недавно закончилась война. Люди радовались миру, восстанавливали разрушенные фашистами села и города, заводы и фабрики. Пришла весна, а с нею и Великий праздник – День Победы! Художник передает в картине радостное настроение, надежду на вечный мир!
А теперь рассмотрим еще один натюрморт художника Хруцкого.
- Что общего между натюрмортами «Сирень» и «Цветы плоды»?
- На обеих картинах изображены цветы.
- Чем отличаются картины?
- На картине Хруцкого еще изображены плоды.
- Как вы думаете, какое время года изображено на картине Хруцкого?
- Лето, потому что цветы - пионы и плоды появляются летом.
- Какие цветы подобрал художник для летнего букета?
- Пионы красные, белые, розовые ирисы, васильки.
- Какие плоды изобразил художник?
- Персики в корзине, один персик расколот пополам.
- Как художник предал зрелость, красоту персиков?
- Он подобрал сочные темные и светлые тона для передачи окраски кожицы плодов, и светлую, нежную краску для передачи зрелости мякоти плода.
- Что изобразил художник справа от вазы с букетом?
- Груши, лимон, тыкву, кисточку винограда, лежащую на тыкве и веточку кисточки, лежащую на краю стола. Рядом с вазой стоит стакан с водой и кружочком лимона в ней.
- Какие тона цветов использует художник для передачи летнего колориста картины?
- Художник использует теплые тона, передавая в предметах как бы частичку солнца.
- Что расположено на втором плане за корзиной с персиками?
- Веточка смородины со спелыми ягодами и листьями, колоски овса.
- Какие краски использовал художник для передачи зрелости ягод смородины и винограда?
- Художник использовал светлые, как бы прозрачные краски. Ягоды как будто светятся насквозь. Они совсем созрели.
- Какое настроение передал художник в картине?
- Настроение радостное, он выразил гордость за богатый урожай.
- Как еще можно назвать картину?
- Дары лета.
- Ребята, а мы с вами сможем изобразить натюрморт?
- Подберите предметы, которые можно передать в натюрморте.
- Мы с вами художники. Возьмите краски, бумагу и изобразите натюрморт.
В процессе работы звучит негромкая музыка.