Приложение МААМ

Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная» в подготовительной группе

Елена Кулакова
Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная» в подготовительной группе.

Задачи:

- Образовательная: расширять и закреплять представления детей об отдельных видах народных промыслов : Городец, хохлома, дымка.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством „Краса ненаглядная“ в подготовительной группе» размещена в разделах

- Развивающие: учить детей составлять узор по мотивам дымковской росписи.

- Воспитательные: прививать любовь, уважение и восхищение к труду народных мастеров-умельцев.

- Обогащать словарь детей словами : Городец, хохлома, дымковские игрушки.

Предварительная работа:

- Игровой метод – игра на деревянных ложках; подвижно-хороводная игра «Колпачок», дидактическая игра «Собери целое».

- Практический метод – раскрашивание плоскостных силуэтов красками элементами дымковской росписи «Дымковская барыня».

- Наглядный метод – иллюстрации, картинки, предметы и игрушки Городец, хохломы и дымки. Презентация: альбом «Хохлома», «Городец», «Дымка»; альбомы с хохломой, дымковской и городской росписью.

- Словесный метод – беседа («В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам»). Художественная литература- чтение стихов (М. Г. Смирнов «Дымка» П. Синявский «Хохломская роспись», В. В. Гаврилова «Индюк», стихи познавательного характера для заучивания (раздать заранее, загадки, частушки (раздать заранее, рассказы детей о декоративно – прикладном искусстве.

Музыкальное воспитание: Звучит русская народная мелодия «Выйду ль я на речку» обработка Ломовой. Песня на мелодию «Ой, вставала, я…», русскую народную мелодию «Светит месяц».

Форма организации – групповой, фронтальный.

Средство – мини – музей «Краса ненаглядная», экспонаты русского народного промысла, иллюстрации дымковской, хохломской и Городецкой росписи; посуда из дерева украшенная хохломской росписью, Дымковская барышня, матрешки.

Материалы: стаканы с водой, кисти, краски, силуэт «Барыни»

Ход занятия

1 часть. Организационный момент.

Занятие проходит в мини – музее группы. Звучит русская народная мелодия «Выйду ль я на речку» обработка Ломовой. Песня на мелодию «Ой, вставала,я…», русскую народную мелодию «Светит месяц» .

2 часть.

- Здравствуйте, ребятишки! Меня зовут Марья – Сказительница. Я приглашаю вас ко мне в музей народно – прикладного искусства.

- Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад, прощальный хоровод осенних листьев – всё мило сердцу человека. Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, для своей семьи, своих детей. А со временем люди стали эту красоту выставлять в музеи, проводить выставки, чтобы все любовались. Вот и вы сегодня пришли в мини – музей на выставку, где представлены изделия народных мастеров. Это глиняные и деревянные игрушки, посуда, шкатулка и многое другое. Многие предметы и игрушки вам знакомы: (показываю предмет, расписанный Городецкой росписью и другие предметы, картинки)

- Ребята, а какой росписью расписан этот предмет? (Городецкая роспись)

Илья знает стишок, послушайте:

«Городец смущается

Красота всем нравится.

Краски лета, осени

И весенней просини».

- Даша, расскажи, что ты знаешь про Городецкую роспись.

- Даша: Городецкая роспись красочная и праздничная. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт весёлое настроение. Узоры светятся разными оттенками голубого. Розового, фиолетового и оранжевого цветов.

- Молодец, Даша! Хочу добавить, что важной частью Городецкой росписи является умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками. Отгадайте загадку:

«Разные ложки и ковши

Ты разгляди - ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут не здешней красоты».

Блестят, они как золотые, а может, солнцем залитые. (Хохлома)

Посмотрите предметы, расписанные хохломской росписью (ложки деревянные, шкатулки, посуда, солонки и даже мебель: стол, стулья.)

- Катюша, что ты знаешь про хохломскую роспись, расскажи нам!

- Катюша: посуда украшена золотой росписью. На чёрном или красном фоне затейливо переплетаются золотые ягоды, цветы, листочки.

- Молодец, Катя! Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Посмотрите, какая красота! (показываю предметы). Чтобы получить такое чудо, мастер сначала вытягивает ложечку или чашечку из дерева, расписывает затем красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло, закалилось. Одно удовольствие есть из такой посуды! Она лёгкая и красивая. Русский народ научился играть на деревянных ложках. Олег нам прочтё т стих про хохлому:

«Хохлома, хохлома,

Наше чудо дивное

Мы рисуем хохлому,

Красоту невиданную.

- Давайте поиграем на деревянных ложках (играют под русскую народную мелодию «Светит месяц»).

Отгадайте загадку: «Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

1. 2. 3. 4. 5.

Даже всех не сосчитать». (Матрёшка)

- Ребята посмотрите, здесь и матрёшки. Все они разные, не похожие друг на друга, все в пёстрых сарафанах, цветных платках, расписных передниках, розовощёкие, с лукавинкой в глазах. Открываем матрёшку, а внутри такая же красавица, только поменьше. И так далее.

- Лиза нам прочтёт четверостишие про матрё шек:

«Восемь кукол деревянных

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут

Их матрёшками зовут».

- Обратите внимание на эти игрушки, они сделаны из глины. А какой росписью они расписаны?

Загадка: «Весёлая, белая, глина»

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные.

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребетня,

Собачки, гусары и рыбы

А ну, назови - ка меня (Дымка). Правильно, это дымковская роспись.

- Устали ребятки? Садитесь на стульчики, немножко отдохнём! Хотите послушать сказку? Только я вам не сказку расскажу, а быль. Слушайте: «В некотором царстве, в некотором государстве, рядом с русским городом Вятка, стоит небольшое селение Дымково. Давным-давно жили там смелые, да умелые, весёлые да красивые мастера. Однажды они собрались и стали думать, как бы своё мастерство показать, да людей и детишек порадовать, свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в окрестностях села Дымково красную глину и стали лепить фигурки. Глину превращали мастера в весёлые, нарядные, яркие игрушки. Сначала они лепили, потом подсушивали и обжигали в горячей печи, что бы фигурка стала твёрдой.» Посмотрите на картинки, какие узоры и краски вы видите?

- Дети: кружочки, прямые волнистые полоски, клеточки, пятна, точки… Краски яркие, малиновые, красные, зелёные, оранжевые, синие.

- Правильно! Поэтому пёстро и весело от такого хоровода красок. А вы знаете, почему фигурки такие, белого цвета? Обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. И на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски. Ребят, а давайте с вами поиграем! Хороводная русская народная игра «Колпачок».

Нужно выбрать водящего, который садится на корточки в центре круга.

Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Колпачок, колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили. После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.

Хлопая в ладоши, поют:

Танцевать заставили.

Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.

Все поют:

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

-Кто хочет быть народными умельцами и мастерами? Давайте скажем волшебные слова: «Влево, вправо повернись и в умельца превратись». Вот мы и стали мастерами. Садитесь за столы, перед вами всё необходимое для работы. На шаблонах дымковская барышня. Давайте раскрасим ее традиционными дымковскими элементами. А что бы ваша работа ладилась да спорилась, я включу вам музыку. (В ходе работы напоминаю детям какие элементы используем для раскрашивания (Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка, помогаю детям)

-Я вижу вы и вправду умелые мастера! Давайте выставим ваши узоры, да посмотрим, чему вы научились!

- (Дети рассказывают о своей работе)

- Молодцы ребята! А девочки нам приготовили частушки, давайте попросим, что бы они нам спели.

1. Ставьте ушки на макушки,

Пропоём мы вам частушки.

Наши руки крендельком

Щёки будто яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

2. Дымковские барыни

Всех на свете краше,

А гусары баловни –

Кавалеры наши.

3. Мы игрушки расписные

Хохотушки всякие,

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

4. С лентами, да бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами

Проплываем павами.

5. Мы игрушки знатные

Складные, да ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся.

3 часть. Итог: Ребята мы все вместе говорили о декоративно-прикладном искусстве- рассматривали иллюстрации в альбомах, читали о народных промыслах, учили стихи, отгадывали загадки. На занятиях по рисованию, лепке учили рисовать элементы дымковской, хохломской, городецкой росписи, лепили дымковские игрушки. Дети, вам понравился мой мини-музей? А что вам больше всего запомнилось и понравилось? (2-3 ответа)

Изделия русских народных мастеров широко известны за пределами России. Это наша национальная гордость. Как вы думаете, что это значит?

- Дети: это значит, что мы гордимся умением наших мастеров, которые несут людям красоту и радость.

- Такие игрушки и изделия делают только в России. Сегодня я вам в подарок приготовила угощения – сладости (сладкие петушки).

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?»Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?» Педагогам-дошкольникам известно, какую неоценимое значение для развития дошкольников имеют игры. Ведь именно в игре дети лучше усваивают.

Дидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусствомДидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством Декоративно-прикладное искусство – уникальный мир духовных ценностей. Это тот корень, который питает все дерево культуры общества. Народ.

Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси»Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси» В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз.

Фотоотчёт «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет с природой и изобразительно-прикладным искусством»Фотоотчёт «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет с природой и изобразительно-прикладным искусством» Фотоотчёт о реализации проекта на тему: «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно – прикладным.

Конспект НОД по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Северной Осетии в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Северной Осетии в старшей группе "Мадина в гостях у ребят". Цель:Расширить знания детей о народном декоративно – прикладном искусстве. Задачи: Коррекционно - образовательные:.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть7. «Варвара зимняя» На Руси народный календарь называется месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая».

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть 9. 13 января. Васильев вечер. Щедрый вечер. 1-ый вариант. Программные задачи: познакомить детей с народными традициями, праздником.

Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством»Проект «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладным искусством» Часть 9. 13 января. Васильев вечер. Щедрый вечер. 2-ой вариант. Программные задачи: познакомить детей с народными традициями, праздникомВасильев.

Система методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного краяСистема методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного края Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 257», г. Н. Новгорода Елесина Наталья Ивановна ТЕМА: «Создание эффективной системы методической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная» в подготовительной группе
Опубликовано: 14 ноября 2021 в 18:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кулакова (УИ 533023) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД