Северюхина Ольга
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с природой «День пчел»
▼ Скачать + Заказать документы
День пчел
Цель: формировать первичные представления об окружающем мире.
Задачи:
1. Познакомить с традицией празднования День пчел, который широко отметят в России и мире. Расширять представления детей о жизни пчел, с особенностями их жизни, продемонстрировать значимость трудолюбивых насекомых для жизни и здоровья человека. Учить устанавливать причинно-следственные связи (пчела собирает нектар, перенося пыльцу с одного цветка на другой – появляются плоды и семена)
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с природой „День пчел“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Пчела и мед. Конспекты занятий
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Развивать познавательные интересы, любознательность, желание наблюдать за насекомыми.
3. Воспитывать бережное отношение к растениям, насекомым.
Оборудование: картинки с изображением пчелы, улья, пасеки; цветы-медоносы:
Для игры медальоны «пчела», «медведь» (по количеству детей,
Предварительная работа: наблюдение за насекомыми на прогулке; рассматривание альбома «Растения луга», «Что цветет на клумбе»; дидактические игры «Цветочное домино», лото «Насекомые»; чтение стихов о загадывание загадок на темы «Цветы», «Насекомые».
Ход занятия:
Села на цветок.
В цветок – хоботок.
Нектару взяла.
А сзади-то игла. (пчела)
- Правильно, это пчела.
20 мая в России и в мире отмечают праздник «День пчел»
Этот всемирный праздник обязан своим появлением человеку, с которого началось развитие современного пчеловодства — словенскому художнику и увлеченному пчеловоду Антону Янше.
В этот день на городских площадях часто устраивают ярмарки и выставки, куда съезжаются российские пчеловоды, чтобы поделиться своими секретами и достижениями в этой области. Ну а рядовые посетители таких мероприятий не смогут уйти отсюда без баночки отличного меда.
Пчёлка золотая сладенький медок
Собрала, летая, в глиняный горшок.
Собрала, летая по полям, лугам,
Устали не зная, дар бесценный нам.
Собрала, не скрою, летнее тепло,
Чтоб оно зимою нас согреть могло. (Маршалова Т.)
- Давайте рассмотри пчелу на картинке. Пчела — это насекомое. Назовите её части тела. (ответы детей)
Тело её покрыто яркими, маленькими волосками черного и желтого цвета. У нее есть голова, грудь, брюшко, крылья и шесть ног.
У пчелы большие глаза, которыми она прекрасно различает окраску цветов. Особенно хорошо видит пчела синий, фиолетовый, белый и желтый цвета.
Крылышки у пчел тонкие, трудно им бороться с сильным ветром, поэтому в плохую погоду пчелы из ульев не вылетают.
А на ногах у пчелы – целый набор инструментов. Здесь и кисточки, которыми пчела собирает цветочную пыльцу, и корзиночки, в которых она эту пыльцу переносит, и щеточки для чистки глаз от той же пыльцы.
А вот хоботком пчела достает нектар. Есть у пчелки и защита - это ее жало.
- Полосатые трудяги живут большими семьями, они занятые собирают с цветов пыльцу, которая им нужна для изготовления мёда.
Есть даже такая пословица: «Одна пчела много меду не наносит». Как вы ее понимаете? (Ответы детей)
Действительно, чтобы получилось много меда, необходимо много пчел. Вот и живут пчелы большими семьями. А в одиночестве пчела может прожить только сутки, потом погибнет.
Говорят: «Цветы без пчел, а пчелы без цветов не живут». А как вы думаете, почему? (Ответы детей)
Собирая цветочную пыльцу, пчелы приносят природе большую пользу.
Чтобы на растениях появились семена, на их цветки должна попасть пыльца с других цветков. Пчелы, перелетая с цветка на цветок, пьют сладкий цветочный сок-нектар и переносят на лапках цветочную пыльцу. Ведь когда пчела пробирается за капелькой нектара, на брюшко, на лапки и на спинку попадает пыльца. Пчела способна поднять вес, превышающий ее собственный примерно в 30 раз.
Говорят: «пчелы опыляют цветы». Это значит, переносят пыльцу. Теперь вы знаете, что значит «опыляют».
Когда у пчелы брюшко набито нектаром, она теряет способность жалить.
Отгадайте загадки:
1. У нее целебный лист
Чай с ней вкусен и душист (Мята)
2. Белым шариком пушистым
я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок —
И остался стебелёк. (одуванчик)
3. В поле у овражка
Красненькая кашка.
Эта кашка —
Только для барашка. (клевер)
4. Ярко-синий сарафанчик.
И зелёный стебелёк.
Распустился в поле чистом
Нам на радость. (василек)
Растения, с которых пчелы собирают нектар называют медоносными. Хорошие медоносы – гречиха, одуванчик, цикорий, иван-чай, клевер, подсолнечник. Из кустарников и деревьев – абрикос, желтая акация, каштан, липа, черемуха, барбарис, боярышник и др.
(воспитатель выставляет картинки с изображением медоносов).
Игра «Цветы и пчелы»
Дети делятся на две команды
- На нашу цветочную полянку
Мы пчел на праздник их мы приглашаем!
Во время музыки пчелы летают по полянке, по окончании музыкального отрывка, пчелка должна успеть занять свободный цветок.
2.
- Ребята, как называется домик, в котором живут пчелы?
- Есть такая пословица «Один улей – улей, а пять – пасека», чтобы у пчеловода было много меда, нужно содержать большое количество ульев. Место, где они находятся, называется пасека.
- Пчелы из разных ульев не смогут залететь в домики друг к другу, поскольку сразу же будут атакованы пчелами-защитниками.
- Пчела всегда находит дорогу домой, даже если улетит на большое расстояние. Пчелы предупреждают своих сородичей о наличии поблизости еды, исполняя специальный танец, основанный на полетах вокруг своей оси.
-У пчел в лье живет «Царица», она откладывает личинки из которых появляются пчелы.
Порядок в улье поддерживают рабочие пчелы. У каждой из них есть своя должность и участок, за который она отвечает.
Профессии в улье распределяются так:
«няньки» кормят и ухаживают за личинками;
«слуги королевы» всегда рядом с маткой, ухаживают за ней и кормят;
«уборщики» очищают использованные ячейки и улей от мусора;
«санитары» обеспечивают очистку других пчел от пыли, волос и другого мусора;
«строители» выделяют пчелиный воск и строят соты, закрывают ячейки куколок и созревший мед;
«ремонтники» заделывают прополисом трещины в улье;
«охранники» защищают улей, жалят врагов и выделяют тревожный феромон, предупреждающий пчел о надвигающейся опасности;
«упаковщики» забирают пыльцу у собирателей и упаковывают ее в ячейки для последующего потребления.
«водолеи» собирают воду хоботком, чтобы сохранять улей прохладным, и помогают пчелам-кормилицам разбавлять сырой мед для молодых личинок.
Зимой пчелы не спят. Они собираются в клубок вокруг королевы, чтобы защитить ее от холода и голода. Зимой пчелы едят только мед и съедают за этот период около 30 кг.
- Если у пчелы враги?
- Конечно есть, это и осы, шершни, стрекозы, пауки, мыши, жабы
- Ребята, а вы любите мед? (Ответы детей) Мед дают пчелы. Люди называют пчел хлопотуньями, труженицами.
Но пчелы трудятся не ради человека. Зачем пчелы делают мед? Мед — это запас пищи для собственного потребления, кормления «королевы» и будущих пчелок.
Кроме меда, пчелы производят воск, прополис. Прополис помогает заживлению ран. И даже пчелиный яд применяют в медицине, как лекарство от многих болезней.
Игра Медведи и пчелы
Мы разделимся на две группы – несколько человек будут медведями (3-4 человека, а остальные пчелками.
Вот здесь, за линией, будет лес - здесь живут медведи. Напротив, на этом «бревне» – будет улей, здесь будут жить пчелки.
Послушайте, как мы с вами будем играть, когда я скажу «утро» пчелы летят на луг за медом и жужжат. В это время медведи забираются в улей и лакомятся мёдом.
По сигналу «Медведи!» пчелы летят к своим ульям и жалят (дотрагиваются) тех медведей, которые не успели убежать в лес.
Затем пчёлы возвращаются в улей, обменявшись медальонами, игра повторяется.
Итог: - Что узнали нового о жизни пчел?
- Что понравилось больше всего?