Лучший педагог года

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» в подготовительной группе

Кадашинская Елена
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» в подготовительной группе

Тема: Малые фольклорные формы

Цель:

- продолжить знакомить детей с понятием «устное народное творчество», обогащать словарь детей русскими пословицами и поговорками;

Задачи:

- закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, пословицы, поговорки);

- учить понимать переносное значение образных выражений;

- формировать выразительность, точность речи. Воспитывать у детей любовь к народному творчеству.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой „Малые фольклорные формы“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Предварительная работа: Разучивание пословиц, поговорок, потешек, загадок с детьми.

Продолжительность: 30 минут.

Ход НОД:

-Дети, сегодня мы с вами поговорим о том, что русский народ создавал веками и до сих пор продолжает создавать- устное народное творчество. Много веселых песенок, замысловатых загадок и сказок, мудрых пословиц сочинил русский народ. Какие-то из них вы уже слышали, какие-то знаете и учитесь понимать. Вот это и называют русское народное творчество. Для начала давайте вспомним, что же такое русские народные сказки и что же такое пословицы?

- Ребята, кто может ответить мне на эти вопросы?

- Молодцы, сказали все правильно. Но давайте все же обобщим сказанное: русские народные сказки - это произведения, которые сочинил русский народ и передавал «из уст в уста», через поколения, «от отца к сыну», таким образом, они дошли и до нас. В сказках заключена народная мудрость. Они учат быть трудолюбивыми и добрыми, в сказках зло всегда наказывается, а добро побеждает! Народной мудрости нас учат также и пословицы. Пословицы – это меткие поучения, как надо поступать и как не надо.

- Подумайте, чему учит пословица «Не спеши языком, поспеши делом»?

- Когда и кому так говорят? (обобщение ответов детей). Вы все верно заметили, данная пословица говорит нам о том, что прежде чем хвалиться своими способностями, лучше сделать какое-нибудь доброе дело. Вот оно то и покажет, на что вы способны. Эта пословица учит нас быть трудолюбивыми, а не хвастливыми.

(Повторяем и запоминаем эту пословицу.)

- Почему говорят «Трусливый умирает сто раз»? Чему учит эта пословица? Что высмеивает? (обобщение ответов детей). Молодцы! Все правильно. Если человек труслив и постоянно всего очень боится, то ему все будет казаться смертельно страшным. Эта пословица высмеивает людей, которые трусливы и всего боятся. Трусость - это плохая черта человеческого характера, таких людей не любят и стараются с ними не дружить. Вот мы с вами сейчас еще раз повторим эту пословицу и решим каждый для себя, что никогда не будим трусливыми и боязливыми.

- А теперь мы с вами отдохнем и выполним физкультминутку

А часы идут, идут.

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

- А теперь давайте объясним пословицу «Не рой яму другому – сам в нее попадешь». Какие другие пословицы, близкие по смыслу этой вы знаете? (обобщение ответов детей).

- Народная мудрость заметила, что если один человек что-то плохое делает другому человеку, то страдает и сам, нарвавшись в такую же ситуацию или пострадав от последствий своих же действий.

- А также дети, существуют поговорки- это меткое высказывание, которое определяет разные случаи в жизни. Пословицы и поговорки различаются: пословицы строятся как законченные предложения, завершенные суждения и применяются к случаю в «готовом» виде. У поговорок такой незавершенности нет. Вот теперь, ребята вы должны мне помочь выполнить задание: закончить поговорки.

1. Без году (неделя)

2. Брать быка (за рога)

3. Вставлять палки (в колеса)

4. Делать из мухи (слона)

5. Заблудиться в трех (соснах)

6. Как с гуся (вода)

7. Не видать, как своих (ушей)

8. Обвести вокруг (пальца)

9. Показать, где раки (зимуют)

10. Дорога ложка к (обеду)

11. Зарубить себе (на носу)

12. Друзья познаются (в беде).

- Молодцы, ребята!

- А теперь послушайте загадки, которые я вам приготовила. Загадки – это также жанр устного народного творчества, которое нуждается в разгадке.

1. Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет. (Весна)

2. Зимой лежал,

Весной побежал. (Снег)

3. К нам пожаловал на двор

Ветронос и зимобор,

Водотёк и весновей.

Он позвал домой грачей.

Вывел кто весну на старт?

Отгадали? Это. (Март)

4. Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель

- В гости к нам пришёл. (Апрель)

5. Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет.

Угадай, Что за месяц это? (Май)

- Молодцы!

- Мы с вами проходили очень много жанров фольклора, один из них- потешки.

-Что же такое потешки? (Ответы детей)

-Правильно, веселое произведение устного народного творчества. Потешками потешали, забавляли детей. ( Например: «Ладушки», «Петушок-петушок», «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока» и т. д.)

- Давайте вместе вспомним про сороку-белобоку, которая кашу варила.

Сорока-белобока кашу варила,

деток кормила.

(круговыми движениями водить указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки)

Этому дала, этому дала,

этому дала, этому дала (поочередно массировать большой, указательный, средний, безымянный пальцы левой руки пальцами правой руки)

а этому не дала.

- Ты воды не носил, дров не рубил, кашу не варил-

тебе нет ничего! (мизинец, массируя раскачивать взад-вперед).

Вот и заканчивается наше занятие, но устное народное творчество, т. е. фольклор такая огромная и поучительная, что мы с вами не раз еще встретимся со всеми её жанрами, которые научат нас уму-разуму.

Рефлексия:

1. С какими формами русского народного творчества мы сегодня с вами работали?

2. Как вы думаете, для чего русский народ их создавал?

3. Нужны ли они нам в современной жизни?

4. Какие из пословиц вам больше всего запомнились и почему?

Публикации по теме:

Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой «День Победы» в подготовительной группе Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой "День Победы" в подготовительной группе. Цель: Вызвать у детей чувство любознательности.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной к школе группе Месяц: Декабрь Неделя: I Лексическая тема: «Временные представления» Непрерывная образовательная деятельность. Тема: В. Даль «Старик – годовик».

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе (III часть) Месяц: Март Неделя: I Лексическая тема: «Транспорт» Непрерывная образовательная деятельность. Тема: С. Михалков «От кареты до ракеты» Цели.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе Месяц: Сентябрь Неделя: I Мониторинг Неделя: II Мониторинг Неделя: III Лексическая тема: «Фрукты» Непрерывная образовательная деятельность.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими небылицами-перевертышами. Задачи: -активизировать речевую деятельность.

Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки «Три медведя» Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки «Три медведя»». Задачи Образовательные.

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Лисичка-сестричка и серый волк»Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Вскрываются почки» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Людмила Нифонтова Цель: Приобщать детей к поэтической.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по сказкам» в старшей логопедической группе Образовательные области: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» Цель: Приобщение детей к народному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» в подготовительной группе
Опубликовано: 9 декабря 2020 в 20:03
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД